При съемке индивидуальных или групповых портретов начинающий фотограф сталкивается с многими трудностями. Ведь далеко не каждую фотографию с улыбающимися лицами можно назвать хорошим портретом. Предлагаем вашему вниманию несколько общих советов и рекомендаций, руководствуясь которыми, вы сможете делать более красивые и качественные портретные фотографии.

Оборудование

Canon EF 85mm f/1.2L II USM
Canon EF 85mm f/1.2L II USM

Хороший портрет, в принципе, можно сделать любой камерой, но вот в плане выбора оптики есть определенные предпочтения. Рекомендуется фотографировать портреты объективами с диапазоном фокусных расстояний 70 — 135 мм (в эквиваленте 35 мм пленки). От использования широкоугольника рекомендуем отказаться, поскольку он будут искажать черты лица и пропорции фигуры. Предпочтение следует отдавать светосильным и автофокусным объективам.

Освещение

Ключевым моментом при съемке человека или групп людей, конечно, является освещение ваша задача заключается в том, чтобы добиться такого освещения, при котором исчезли бы тени на лице портретируемого, либо же они легли ровно на те части тела или фигуры, которые необходимо скрыть. Таким образом, грамотное управление светом позволяет что-то скрыть, а что-то подчеркнуть. Лучшим светом для портретной съемки считается естественное освещение.

Если вы фотографируете в помещении, это может быть мягкий, рассеянный свет из открытого окна. При съемке на улице под дневным солнцем можно воспользоваться белыми или серебряными отражателями, чтобы убрать тени и сделать освещение более ровным. В облачную или пасмурную погоду освещение мягкое, ровное и никаких проблем не будет. Единственная проблема при съемке с использованием естественного освещения – то, что вы не можете поставить свет по своему усмотрению, приходится полагаться только на свет Солнца. Но располагая модель под тем или иным углом относительно этого источника света и пользуясь отражателями, можно получить прекрасные результаты.

При съемке в закрытом помещении или в студии рекомендуем все же отказаться от применения вспышки. Своим жестким, направленным светом она может «убить» любое портретное фотоизображения, создавая грубые тени и делая лицо человека плоским, маловыразительным. Вместо этого стоит воспользоваться лампами накаливания или осветителями различных конструкций. С их помощью можно создать рисующий, заполняющий, контровой, фоновый или моделирующий свет.

Световых схем для съемки портрета в помещении существует огромное множество. Например, можно разместить два источника света под некоторым углом к портретируемому, в результате чего фотоизображение получится более объемным. Более сложный вариант – один источник света направлен на объект с высоты камеры, другой – светит под углом к портретируемому с высоты примерно 2,5 метра. Кроме того, голова человека дополнительно подсвечивается заднебоковым пучком света. А задний фон освещается еще одним осветителем. Такая схема освещения позволяет создать портрет с интересным светотеневым рисунком.

Ракурс

Распространенная ошибка начинающих фотографов – выбор неправильного ракурса и точки съемки. Высота точки съемки играет важную роль и во многом зависит от особенностей изображения и самого портретируемого. Но, как показывает практика, лучшие результаты обычно получаются при съемке с уровня глаз модели. Это значит, что если вы фотографируете ребенка – присядьте, если снимаете человека ростом выше вас – встаньте на что-нибудь, либо отойдите чуть подальше. Фотографирование с чрезвычайно низких и высоких точек несколько искажает пропорции тела и лица.

Делаем резким передний план – размываем фон

Портрет

Фон или окружающая обстановка при съемке портрета могут не иметь существенного значения, а могут, наоборот, помочь вам в создании определенной эмоциональной атмосферы снимка. В любом случае при съемке портрета стоит визуально выделить модель от фона с помощью управления глубиной резкости. Используйте эффект боке с размытием заднего фона для того, чтобы сделать вашу портретную фотографию более красивой. Сделать это несложно – необходимо как можно шире открыть диафрагмы. Чем меньше число f, тем сильнее будет размываться задний план. Также размытию фона способствует увеличенное фокусное расстояние при том же значении диафрагмы. Если вы решили выделить портретируемого на фотографии, размыв задний фон, то воспользуйтесь режимом приоритета диафрагмы, в котором можно устанавливать значение диафрагмы по своему усмотрению.

Выбор идеальной позы

Можно перечислить множество поз, которые можно задействовать при съемке портрета. Все зависит от особенностей фотографируемого человека и задумки самого фотографа. При выборе позы главное решить несколько специфических и довольно распространенных проблем. В частности, сгорбленные плечи, что очень часто встречается как у мужчин, так и у представительниц прекрасного пола. В этом случае можно попросить человека опереться плечами о стену и приоткрыть грудь, немного выпятив живот в сторону камеры. Такая поза сбалансирует пропорции талии и торса.

Другая проблема – сутулость, которая смотрится крайне непривлекательно в кадре. Для ее решения посоветуйте портретируемому представить, что к его голове привязана веревочка, которая идет сверху и подтягивает его. Чтобы решить проблему выступающего подбородка, попросите модель слегка изменить положение головы и направить лоб в камеру. Впрочем, самая главная проблема при съемке портрета обычно возникает с руками – куда их девать, чтобы они органично смотрелись на фотографии? Ведь кисти рук могут легко нарушить равновесие и баланс снимка. Наиболее классический вариант в портретной фотографии – когда руки поднесены к лицу. Но здесь можно экспериментировать, чтобы определиться какое расположение кистей рук и пальцев лучше всего идет вашей модели и соответствует содержанию фотографии.

Фокусировка на глазах

Портрет - фокусировка на глазах

Разумеется, главное, что должно получиться резким на фотографии – это лицо человека. Но если наводить фокус строго по центру лица, то есть на кончик носа, результаты получатся неудовлетворительные. Нос окажется резким и хорошо детализированным, а вот глаза могут уйти в небольшое размытие. Выход один – фокусироваться на глазах портретируемого. Однако нужно иметь в виду, что при съемке портрета лицо человека редко располагается строго фронтально, чаще всего вы фотографируете под каким-то углом. Соответственно, один глаз оказывается ближе к объективу фотоаппарата, нежели другой. Именно на этом, ближнем к фотографу глазе стоит наводиться на резкость. Чтобы точно сфокусироваться, можно задействовать фокусировку по одной точке (центральной). В этом режиме сфокусируйтесь на ближнем к вам глазе модели, наполовину нажав на кнопку спуска затвора, и переместите камеру для построения композиции кадра.

Направление взгляда модели может определяться фотографом. Классический вариант – когда человек смотрит прямо в объектив камеры, и благодаря этому создается некая связь между ним и зрителем. Но не менее интересным может выглядеть взгляд за кадр, когда зритель начинает задумываться о том, что же находится там вдали, куда устремлен взгляд человека. Куда бы ни был направлен взгляд модели, убедитесь, что белки глаз остаются резкими и хорошо видными на фото.

Групповые портреты

Снимать нескольких человек в кадре сложнее, чем делать портрет одного. Тут гораздо больше деталей, требующих внимания, чем при съемке одного человека. Во-первых, ваша первостепенная задача – внимательно следить за тем, чтобы люди не перекрывали друг друга, каждый участник съемки должен органично вписываться в кадр. При съемке группового портрета также целесообразно применять стандартную оптику. Но в случае если участников съемки очень много, а свободного пространства мало, можно задействовать широкоугольник. Однако учтите, что широкоугольный объектив может немного исказить фигуры людей, располагающихся близко к фотоаппарату.

Оптимальное решение для съемки групп людей – режим серийной (непрерывной) съемки. Сделайте побольше кадров с использованием режима серийной съемки, чтобы избежать моргания и непредвиденных случайностей. Благодаря этому перед вами откроются более широкие возможности при постобработке – можно будет совместить отдельные кадры, например, скопировав удачное выражение лица для моргнувшего или отвернувшегося человека. Конечно, серийную съемку стоит производить с камеры, установленной на надежном, устойчивом штативе.

Что касается освещения, то в групповых портретах действуют те же правила, что и при создании одиночного портрета. Но следует обратить свое внимание на то, чтобы никто из участников съемки не отбрасывал тень на других. Еще один технический нюанс – не злоупотребляйте малой глубиной резкости, поскольку зачастую вследствие этого кто-то из участвующих в съемке людей оказывается на фото размытым, не четким.

Безусловно, важной частью съемки здесь является композиция и расположение людей в кадре. Как правильно расставить моделей, чтобы лица всех людей в кадре оставались хорошо видны? Наибольшие трудности обычно возникают, когда в кадре присутствуют люди с заметной разницей в росте. В данном случае действуют классические варианты. Самых высоких необходимо расположить на заднем плане стоя, взрослых людей среднего и низкого роста – в центре и по краям, детей – впереди. Либо можно усадить самых высоких на стулья или скамью, и к ним на руки посадить детей. За их спинами – люди среднего роста. Если вы снимаете людей примерно одинакового роста, то не стоит расставлять их в одну линейку. Лучше опять-таки кого-то усадить, кого-то – разместить за спинами стоя. Если съемка осуществляется на улице, то чтобы расположить моделей на разных уровнях, можно использовать какие-либо естественные или искусственные возвышения, например, ступеньки.

Групповой портрет

При съемке групп людей композиционное решение можно строить таким образом, чтобы расположение моделей в группе, либо сочетание их лиц сформировало определенную геометрическую фигуру, например, треугольник. Ведь когда люди в кадре просто располагаются по горизонтали, кадр выглядит скучным. Другой интересный вариант – расположение лиц в кадре по диагоналям.

Не забывайте использовать различные ракурсы съемки и делать разноплановые фотографии. Например, при съемке большой группы выигрышно может смотреться верхний ракурс. Как и в одиночных портретах, особое внимание уделите рукам. Они не должны просто болтаться в бездействии вдоль корпуса. Руки должны подчеркивать определенную позу, быть чем-то заняты, либо руки могут воедино связывать людей и, соответственно, всю композицию.