Зачем нужна композиция в кадре? Ее можно считать своеобразным визуальным языком, который помогает зрителю лучше воспринимать изображение, считывать поверхностные и глубинные смыслы фотографии, а также вызывает яркие эмоции. Многие задаются вопросом, можно ли освоить тему композиции, не изучая тома профессиональной литературы? Эксперты Nikon делятся простыми секретами, которые помогут сделать ваши снимки красивее и выразительнее. Следуйте этим правилам вне зависимости от жанра съемки, и ваши работы всегда будут в центре внимания.

  1. Соблюдайте правило третей

Сетка - правило третей

Простое правило третей поможет сделать любой кадр более динамичным и отобразить объект в лучшем свете. Попробуйте во время съемки мысленно наложить на видоискатель или ЖК-монитор фотоаппарата сетку из двух горизонтальных и вертикальных линий. В некоторых камерах Nikon есть специальная функция наложения такой сетки на экран видоискателя или монитора, что значительно упрощает процесс создания идеальной фотографии. Соблюдая правило третей, старайтесь заполнять пространство кадра равномерно, привязывая каждый из элементов близко к зрительным центрам золотого сечения. Вне зависимости от жанра съемки, никогда не оставляйте пустое пространство в кадре. Уравновешивайте его дополнительными деталями. Тогда зрителям будет комфортно смотреть на ваши снимки.

  1. Выстраивайте симметрию

Симметрия в кадре

Человеческое сознание по природе своей стремится к красоте, равенству, к полной геометрии картинки, а значит, к ее симметрии. Всегда обращайте внимание на уникальную архитектуру, узорные ткани и другие изделия, ведь все это помогает добиться идеальной симметричности в кадре. Особенно часто такой прием используют в пейзажной и предметной съемке. В простых раскладках элементов очень важно соблюдать композиционное равновесие. Помните, что нарушить его может даже мельчайшая деталь, которая есть в одной части кадра, но отсутствует в другой.

  1. Грамотно кадрируйте изображение

Иногда у фотографа нет возможности выстроить правильную композицию непосредственно во время съемки. Более того, часто на то, чтобы сделать уникальный кадр, есть всего несколько секунд. В таком случае вам поможет очень важный вспомогательный навык – умение правильно обрезать изображение. Кадрирование – инструмент, который может подчеркнуть глубину и красоту изображения, но также и испортить его. Если вам необходимо исправить недостатки модельной съемки, не стоит обрезать кадр по локтевым и другим суставам модели. Это искажает общее представление о ее фигуре. В таких случаях зрителю часто кажется, что рука или нога модели бесконечна. Помните об этом особенно если редактируете поясной портрет.

  1. Создавайте ритм

Закономерность картинки невольно привлекает зрителя, поэтому многие фотографы любят использовать прием создания ритмичного кадра. Суть этого интересного, но далеко не нового метода в симметричном повторении однородных объектов съемки с равными промежутками. Объекты создают определенный ритм изображения, приятный глазу. Для достижения подобного эффекта вы можете снимать предметы естественного и искусственного происхождения, например, деревья, ступеньки, колонны здания, шпалы железной дороги, окна домов. Особенно выигрышно ритмичный кадр смотрится в жанре предметной фотосъемки. Главное – четко следовать заданному ритму, чтобы у зрителя не возникало диссонанса. Часто фотографы-новички, желая придать своим работам особую креативность, разбавляют ритм одинаковых деталей или предметов в кадре новым, непохожим на остальные, элементом. Однако такой способ только искажает общую композицию.

  1. Убирайте лишнее
Фото до обрезки
Фото до обрезки

Если фотограф во время модельной съемки оставляет слишком много пространства вверху кадра, это всегда смотрится ассиметрично. Следите, чтобы лицо модели располагалось в верхней трети кадра, а при кадрировании убирайте все лишнее. Также не стоит оставлять слишком много пространства за моделью. Оно не нужно в кадре и не несет никакой смысловой нагрузки. В то же время, перед лицом модели следует оставлять больше места, чтобы фотография была более живой и динамичной. Тогда ваши работы будут приятны глазу, а зрителю будет более комфортно.

  1. Выбирайте правильную тональность изображения
В цвете
Исходное иизображение

Черно-белое

На гармоничную композицию влияют также цвет и тональность. Грамотно сочетая цвета в кадре, фотограф может получить интересное и цепляющее изображение. Намного приятнее рассматривать картинку с объектами в одной цветовой гамме. Если мы добавляем небольшой чужеродный элемент другого цвета, вся красота нарушается, кадр делится на две абсолютно разные части. Если вы не хотите вызвать неприятные эмоции у зрителя, в первую очередь избегайте сочетания большого количества цветов в кадре. Во время предметной съемки подбирайте близкие по полутонам вещи. Компонуйте кадр так, чтобы цвета перекликались друг с другом. Можете воспользоваться цветовым кругом для дизайнеров. Главное – помните: красивая фотография получается при соблюдении одной тональности изображения. Ведь даже один элемент неправильного оттенка может нарушить всю композицию снимка.

  1. Продумывайте направляющие линии

Направляющие линии

Линии – интереснейший элемент композиции. Они заставляют взгляд зрителя двигаться по кадру, направляя все внимание на основную часть изображения. При этом сознание человека устроено так, что он всегда стремится продлить эти линии за кадром. Такое изображение приятно глазу. Горизонтальные линии, особенно в жанре пейзажной съемки, дают зрителю ощущение безмятежности, равновесия и бесконечности. Чтобы пейзаж, состоящий из горизонтальных линий, не выглядел скучно, включите в кадр дополнительную броскую деталь, например, одинокое дерево или величественный камень с интересной фактурой. Вертикальные линии проще всего отразить при съемке городских пейзажей. Бескрайняя вертикаль небоскребов и узоров на стенах домов прекрасно передает чувство силы, мощи и стабильности. Эффектно подобные линии смотрятся в вертикально ориентированном кадре, особенно если вы снимаете панораму. Диагональные линии придают снимку динамичность. Примеров диагоналей в кадре множество: это и извилистые дороги, и ручьи, и ветви деревьев. Если вы хотите грамотно и красиво запечатлеть диагонали, располагайте их чуть ниже или выше левого угла фото, поскольку наши глаза воспринимают изображение слева направо. Таким образом, вы предотвратите разделение кадра на две части и сделаете его более естественным и приятным для зрителя.

  1. Не забывайте о фрейминге

Фрейминг

Фрейминг – очень простой прием, который идеально подходит для создания необычной композиции. Достаточно поместить основной объект съемки в своеобразную рамку из других предметов на фото, и у вашего снимка появится новая история. Арки, проемы, нависающие ветви деревьев, окна, мосты – все это поможет создать особенный кадр. При этом не обязательно заключать объект в рамки со всех четырех сторон. Ведь даже частичное обрамление придаст изображению максимальную глубину. Обратите внимание, что главный объект кадра  обязательно должен находиться в максимальной резкости, а вот рамку можно оставить вне фокуса.