Композиция в фотографии – это умение гармонично расположить составляющие изображения, с целью передачи творческого замысла автора, идеи и настроения кадра. Когда человек смотрит, на подсознательном уровне он концентрирует внимание на наиболее значимых вещах, а после оглядывает все пространство целиком, не задерживаясь на мелочах. Это действие длится пару секунд, в течении которых мозг обрабатывает полученную информацию, классифицируя её на значительную и незначительную.

Задача фотографа поставить кадр, чтобы при взгляде на него человек четко улавливал, какие объекты на снимке являются значимыми, составляют его историю и идею. Внимание смотрящего должно снова и снова возвращаться к композиционному центру, а не метаться по всему изображению в поисках чего-то за что можно зацепиться.

Часто, тщательно выбирая технику для съемки, фотолюбители не придают должного внимания композиции, совершая при этом огромную ошибку, ведь какой бы хорошей не была камера, этого мало для создания грамотного и интересного кадра. При неверно скомпонованном кадре, вряд ли будет понятен его замысел, скорее это будет ничем не примечательная сухая констатация. Если сам фотограф не выделил суть, то как может зритель уловить то, что до него собирались донести? Непродуманный снимок не вызывает интереса и не привлекает внимания. Стоит отметить, что правильное кадрирование неудачного снимка может исправить ситуацию с композицией, если соблюсти ряд правил.

Рекомендации по композиции в фотографии

Минимализм на фотографии

Когда речь идет о композиции, не стоит боятся простоты и минимализма. Убрав из кадра все лишнее, автор только поможет зрителю сконцентрировать внимание на объекте съемки. По возможности изображение стоит максимально очистить от ненужных деталей, сконцентрировавшись на сути снимка. Минимализм — это самое простое правило, придерживаясь которого сложнее всего испортить снимок нагромождением деталей.

Минимализм и контраст
Минимализм и контраст

Контраст объектов

Самым простым способом выделить нужное на фотографии является способ контрастных объектов. Для того, чтобы взгляд зрителя не метался по изображению в поисках ключевых деталей их стоит подчеркнуть при помощи яркости или цвета. Такие объекты неминуемо притягивают взгляд, поэтому, если они не важны для композиции конкретного кадра их стоит безжалостно ликвидировать. Так, например, подружка невесты, надевшая на церемонию красное платье на снимках будет явно выделяться на фоне белоснежного наряда самой виновницы торжества, первым делом притягивая внимание к себе. В таких случаях есть лишь два выхода:

  • при съемке групповых фотографий, на которых алая одежда явно будет доминировать перед остальными, можно максимально замаскировать ее, другими словами — спрятать за спинами остальных гостей.
  • при обработке фотографии изменить цвет платья на более подходящий.

В приведенном примере есть и исключения, если, например, красный цвет — это цвет всего мероприятия, в котором выдержаны другие стилистические акценты.

Нужно стараться всеми возможными средствами акцентировать внимание на самое важное в кадре. Для этого можно использовать контраст цветов и тонов, размещая светлые предметы на тёмном фоне, и наоборот, таким же образом можно использовать контраст тёплых и холодных цветов, выделять объекты при помощи фактуры или формы.

Детали второстепенны

На стадии построения кадра не стоит задумываться о мелочах. Если даже технически снимок будет безупречен, но при этом композиционно не продуман, он не притянет внимания. Стоит по максимум упростить изображение, грамотно сбалансировав его ключевые элементы. Гармоничная фотография будет притягивать к себе взгляд даже издалека. Изначально важно желание человека рассмотреть снимок, и только после этого станут важны мелкие детали изображения, поэтому в первую очередь стоит продумывать композицию.

Лучше всего сначала абстрагироваться от конкретного объекта, сконцентрировав внимание на том, как именно подать замысел фотографии, построить связь между предметами на снимке. Построение геометрического кадра с помощью простых фигур, линий и цветных акцентов поможет в этом. Для передачи идеи динамичности и напряжения в кадре стоит обратить внимание на четкие прямые линии, острые углы, высокий контраст и яркие цвета. Для того, чтобы показать умиротворение лучше использовать пастельные, нежные тона, плавные линии и сниженный контраст.

Уравновешенность изображения

Ассиметричность изображения
Ассиметрия кадра

Баланса изображения можно добиться, уравновесив обе его части: правую и левую. Симметрия — самый простой способ сбалансировать снимок, но абсолютно не обязательный, ассиметричные изображения зачастую смотрятся гораздо интереснее. Симметричное изображение минимум динамично, при желании изобразить движение, энергию, активность, стоит отказаться от баланса, это требует большего мастерства, но результат получится более драматичным.

Слева направо

Люди, выросшие в западной культуре как правило читают и пишут слева направо. Точно так же происходит визуальный осмотр изображения, взгляд движется в указанном порядке. Используя диагонали можно направить взгляд человека, рассматривающего фотографию к основному объекту, при этом стоит учитывать, что таким образом можно передавать настроение.

Линии задают направление взгляду
Линии задают направление взгляду

Проведя смысловую диагональ из левого нижнего угла по восходящий в правый верхний можно передать динамику фотографии, а диагональ из верхнего левого в нижний правый будет восприниматься нисходящей. Этот прием используется не только в фотографии, но и в кино. Так, герои фильма в финальных кадрах, как правило, идут по берегу моря и держатся за руки, двигаясь при этом из левого нижнего края экрана в верхний левый угол. На подсознательном уровне у человека такая диагональ ассоциируется с позитивом, подтверждает, что у героев все хорошо.

Все дело в фокусе

Все лишнее вне фокуса
Все лишнее вне фокуса

Если идея изображения позволяет использовать глубину резкости, стоит воспользоваться этим, при помощи фокуса выделив основной объект, и размыв те, которые не несут за собой смысловой нагрузки. С помощью этого приема очень легко притянуть взгляд к смысловому центру фотографии.

Грамотное кадрирование

Если форма и размер снимка четко не регламентированы техническим задание, то в зависимости от задумки фотографа, изображение может быть либо квадратным, либо прямоугольным, реже в форме круга. Если выбрана форма прямоугольная, то соотношение сторон снимка тоже зависит от идеи автора. Например, панорамный вид города скорее всего не влезет в стандартный формат 3:2 или 4:3. Иногда прибегнуть к нестандартным размерам требует именно композиция, поэтому не стоит ставить рамки общепринятых форматов, а подбирать размер под конкретный замысел. Если сделать это на этапе съемки не удалось, то исправить ситуацию можно при обработке, при помощи кадрирования.

Дерево отвлекает на себя внимание
Дерево отвлекает на себя внимание
После кадрирования все внимание на белке
После кадрирования все внимание на белке

Базовым правилом кадрирования является теория золотого сечения или правило третей. Мысленно разделив любое избрание по горизонтали и по вертикали на три равные части образуются четыре точки пересечения. Расположение объекта на любой из этих четырех точек неминуемо привлечет взгляд и создаст акцент, так же, как и расположение предмета по центру. Придерживаясь этих несложных правил можно построить грамотный кадр и рассказать зрителю его историю, передать его атмосферу и настроение автора.

Добавить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here