ДомойФотографияФототеорияОсвещение в фотографии - естественный свет

Освещение в фотографии – естественный свет

Природное или естественное освещение в фотографии – это солнечный свет, который прямо падает на объект съемки или отражается от различных поверхностей и предметов. На первый взгляд, кажется, что фотографировать при естественном освещении проще всего. Действительно, съемка при свете дня в условиях открытого пространства, как правило, дает возможность получить качественные фотографии, причем независимо от того, используете ли Вы обычную «мыльницу» или профессиональную зеркальную камеру. Но на самом деле солнечный свет отличается сложностью и изменчивостью. Поэтому без понимания особенностей природного освещения невозможно добиться оригинальных художественных эффектов и достичь вершин профессионального мастерства в фотографии.

Естественное освещение характеризуется главным образом тем, что солнечный свет изменяется в очень широких пределах в зависимости от времени года и суток, характера облачности и погоды. Причем на характеристики природного освещения влияет и отражающее окружение в виде снега, песка или моря. Различные отражатели ослабляют контрасты и глубину теней, одновременно изменяя окраску предметов. Использовать разнообразные качества солнечного света в свою пользу и является главной задачей фотографа.

Природное освещение помогает выявить цвет, форму и фактуру снимаемого объекта. Солнечный свет может преобразить любое изображение и художественный мотив, внести в фотографию ощущение воздушности или объемно подчеркнуть предметы. Существенное значение здесь приобретает направление солнечного света по отношению к фотокамере и освещаемому предмету. Понятно, что солнце не должно прямо светить в объектив, иначе это просто испортит снимок.

В тоже время правильное местоположение фотографа с камерой позволяет в некоторых случаях использовать встречный солнечный свет для прорисовывания силуэтов объектов, чтобы создать вокруг них настоящие святящиеся ореолы. Прямой свет, если солнце расположено прямо позади фотоаппарата, дает возможность избавиться от теней, но при этом делает пространство более плоским.

Наиболее часто используется боковое естественное освещение, когда солнце находится позади фотокамеры, но при этом несколько в стороне, чтобы тени от предметов встречались с направлением оптической оси объектива под углом примерно в 45 градусов. Такое освещение помогает подчеркнуть фактуру и объемность предметов, поэтому оно широко применяется в пейзажной, архитектурной или портретной съемке.

Для создания интересных художественных эффектов и получения качественных изображений любой фотограф, безусловно, должен знать особенности поведения природного освещения в разное время суток. Таким образом, для съемки того или иного сюжета должно выбираться свое собственное время с характерным естественным освещением.

На рассвете и восходе солнца выпадает роса, а все объекты покрываются влагой или даже изморозью. Характеристики света в это время суток стремительно меняются, но зачастую естественное освещение на рассвете способно придать изображению приятный, голубой оттенок. Низко стелящийся туман или перистые облака обеспечивают более рассеянный свет, размывающий тени. Такие условия освещенности хорошо подходят для съемок открытых пейзажей, водных поверхностей или архитектурных сооружений, позволяя добиться интересных художественных решений.

Кроме того, в условиях города на рассвете воздух словно очищается от пыли и становится более прозрачным. Природное освещение в это время суток способствует выделению различных предметов с блестящей, глянцевой поверхностью, на снимках они начинают смотреться более эффектно.

Утренние часы после восхода солнца сопровождаются дымкой, в результате чего солнечный свет немного размывает предметы, делая их светлее. В лучах утреннего солнца зачастую хорошо смотрятся объекты, которые в другое время суток выглядят не очень интересно и непривлекательно. Естественное освещение в утренние часы может быть использовано для передачи третьего измерения в фотографии. Именно в этот период времени хорошо снимать и портреты, поскольку утром кожа человека начинает выглядеть более гладкой и свежей.

Съемка в полуденные часы используется не часто, поскольку раскаленное над головой солнце буквально «убивает» окружающие предметы и не создает никаких интересных для фотографа художественных эффектов. Впрочем, в это время суток можно получить яркие и контрастные изображения тех областей, куда в другие часы солнечные лучи просто не попадают.

Вечернее время характеризуется легкой голубоватой дымкой из капель воды и пыли, через которую пробивается солнечный свет. Такая дымка может немного «приглушить» свет, придав окружающим предметам более унылый и сумрачный вид.  В тоже время благодаря изменению цветовой температуры света и рассеиванию синих лучей на снимках могут проявляться оригинальные эффекты. Во время заката солнца свет приобретает более теплую окраску и может сопровождаться интересным сочетанием цветов. Перед самым закатом в ясную погоду можно наблюдать красные лучи света, придающие окружающим объектам розовый оттенок. Верхняя же часть неба в это же самое время остается синей. В результате, получается эффектная световая картина с тонкими и плавными переходами тонов.

В художественной фотографии нередко применяется прием, в основе которого лежит контраст между розовыми оттенками нижней части неба и холодным голубым светом от верхней части, который наблюдается во время заката. Сумеречный свет также достаточно часто используется в фотографии, поскольку он хорошо гармонирует с искусственным освещением в виде уличных фонарей, ярких витрин магазинов или света от проезжающих автомобилей. Сумеречный свет способен сделать изображение более насыщенным. В ночное время можно попробовать использовать эффект лунного освещения, которое является ничем иным как просто отраженным солнечным светом с темно-голубым или сине-зеленым оттенком.

При использовании природного освещения для придания изображению определенных художественных эффектов не стоит забывать о влиянии на распределение солнечного света естественных отражателей. Например, обычный песок способен рассеивать свет и придавать ему более теплую окраску. В свою очередь, свет голубого неба, отраженный от снежных поверхностей, может придать изображению более голубоватый оттенок. Гладкая поверхность воды также прекрасно отражает солнечный свет и, соответственно, любое возмущение на водной глади может совершенно неожиданно поменять распределение отраженного света. Темная земля, большие камни и хвойные деревья могут выступать в роли «поглотителей» естественного освещения.

Таким образом, на характер природного освещения оказывают влияние погодные и климатические условия, время суток и года, а также множество других факторов. Благодаря этому перед фотографом открываются огромные возможности для художественной передачи сюжета и приданию изображению оригинальных эффектов.

Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ