Холодными зимними вечерами многие мечтают о поездке в теплые страны. Однако стоит только выехать из города и перед Вами предстанет невероятная красота зимней природы, когда все вокруг покрыто пушистым белым снегом. Так и хочется взять с собой фотоаппарат и запечатлеть на память зимнюю сказку. Зима действительно дает прекрасные возможности для творчества и создания удивительных пейзажных снимков. Однако среди работ фотолюбителей и профессионалов встречается не так много хороших зимних пейзажей. Все дело в том, что при съемке пейзажа в суровые январские дни Вы неизбежно столкнетесь с определенными трудностями. Снимать пейзажи технически сложнее, чем в любое другое время года, вдобавок зимним съемкам не способствует короткий световой день и сильный мороз.

Зимние фотографии

Говоря о специфике и особенностях зимнего пейзажа, правильнее будет дать несколько основных советов начинающим фотографам по созданию качественных и запоминающихся пейзажных снимков:

— Контроль экспозиции

На первый план при съемке пейзажа зимой выходит грамотный контроль экспозиции. В зимний период все окружающее пространство покрыто снегом, который образует множество отражающих свет поверхностей. К тому же, сам снег, который для человеческого глаза выглядит белым, на самом деле может принимать на себя любой из нескольких оттенков в зависимости от условий освещения и окружающей среды. В результате этого встроенный экспонометр цифровой камеры начинает давать сбои. Поэтому съемка зимних пейзажей – это не место для использования автоматических настроек камеры или режима приоритета диафрагмы. Начинающие фотографы часто сталкиваются с различными проблемами при съемке снежного пейзажа. А все потому, что при фотографировании снежных сцен в работу встроенного экспонометра необходимо вносить коррективы, а не доверять определение настроек экспозиции автоматике.

Автоматические настройки экспозиции
Автоматические настройки экспозиции

Цифровой фотоаппарат воспринимает снег как объект со средне-серым цветов. В этой связи если Вы снимаете пейзаж, в котором снежные поверхности занимают большую часть кадра, то введите положительную компенсацию экспозиции в 1 – 2 ступени, что уменьшит световой поток. В свою очередь, отрицательную компенсацию экспозиции на 0,5 – 1 ступень стоит устанавливать в тех случаях, когда снега в кадре не так много. В любом случае всегда проверяйте результат по гистограмме, контролируя, чтобы не было провалов по теням и свету.

Ручная коррекция экспозиции
Ручная коррекция экспозиции

Учтите, что именно белизна снега придает чистоту и свежесть зимнему пейзажу, поэтому не стоит лениться экспериментировать с настройками экспозиции. Чтобы снег выглядел в кадре ярко белым, можно выставить экспозицию чуть больше, чем это обычно полагается «по правилам». Удлините выдержку или сильнее откройте диафрагму, чтобы на светочувствительную поверхность матрицы фотоаппарата пришло больше света, и, таким образом, зимний пейзаж получился бы более ярким и интересным.

— Помните о балансе белого

При фотографировании зимнего пейзажа у Вас могут возникнуть трудности, связанные с тем, что снимки почему-то приобретают желтоватый оттенок, причем белый, пушистый снег на фото кажется грязным. Такие фотоизображения, безусловно, не могут передать чувство морозной свежести, которое Вас посещает во время прогулки по зимнему лесу или городскому парку. Чтобы запечатлеть это прекрасное ощущение, необходимо сделать фотографию визуально холоднее, то есть компенсировать теплые оттенки на снимке и придать холодной синевы заснеженному пейзажу.

Для этого нужно обратиться к настройке баланс белого, которая в этом случае должна соответствовать более теплому свету, чем тот, с которым Вы осуществляете съемку. В частности, при съемке в облачную январскую погоду лучше установить баланс белого в положение «Дневной свет» (Daylight, около 5200К) вместо «Облачно» (Cloudy, примерно 6000К). Снимая ранним утром или во время заката, Вы можете установить баланс белого на «Лампы накаливания» (Tungsten), чтобы еще сильнее усилить синеву и холод зимнего пейзажа. Впрочем, если Вы фотографируете в формате RAW или NEF, то можно скорректировать цветовую температуру кадра и изменить баланс белого уже в процессе постобработки в графическом редакторе.

— Правильно используйте освещение

Важная задача при съемке зимнего пейзажа – правильное воспроизведение на снимке фактуры снежных поверхностей. Достигается это не только грамотным подбором настроек экспозиции, но и выгодным использованием характеристик естественного освещения сцены. Помните, что передний свет делает фотографию более плоской, причем текстура снежной поверхности в этом случае теряется. В то же время яркие лучи света будут отражаться на снеге, создавая более приятный взгляду, теплый сюжет.

Расположившись немного в стороне от оси, по которой на небосклоне движется солнце, Вы сможете таким образом добавить снимку глубины. Классический рассеянный свет обычно сопутствует пасмурной погоде. Если при этом солнце плотно закрыто тучами на небе, то это не самое подходящее время для съемки зимнего пейзажа. Он получится просто серым и унылым из-за отсутствия светотени. Но если в такую погоду, где-то проглянет солнце, то пейзаж может окраситься в более приятные, мягкие оттенки.

Съемка в лучах заходящего солнца
Съемка в лучах заходящего солнца

Для того, чтобы фактура снега была оптимально передана на фотографии, лучше всего использовать боковой свет. При таком освещении сцены благодаря низкому положению солнца от каждой неровности на снежной поверхности будет создаваться длинные косые тени, что и способствует выявлению текстуры снега. А вот при фронтальном свете текстура снега практически не выявляется.

Не секрет, что лучшее время для съемок пейзажа в зимнее время – это рассветы и закаты, когда солнечный свет приобретает разнообразные оттенки. После восхода солнца на снежной поверхности могут отражаться оранжевые или сине-фиолетовые оттенки солнечного света. В часы рассвета и заката преобладают интересные цвета и длинные тени от объектов, что способствует созданию красочных зимних пейзажей. Впрочем, стоит попробовать свои силы и в ночной съемке пейзажа – иногда результаты оказываются совершенно неожиданными.

Съемка в сумеречное или ночное время является прекрасным способом создать угрожающие зимние сцены. Ведь снег на зимних пейзажах обычно изображается как дружественный и простой. Ночная же съемка позволит Вам создать у зрителя, смотрящего на пейзажную фотографию, темное и угрожающее чувство благодаря контрасту между белым снегом и темнотой сцены. Ветви деревьев на таких пейзажных фотографиях могут превратиться в настоящие щупальца или искореженные пальцы.

— Включайте в кадр небо

albert_debruijn / Foter / CC BY-NC-ND
albert_debruijn / Foter / CC BY-NC-ND

Старайтесь включать в кадр зимнее небо, с насыщенными цветами, и глубиной, которую создают облака. Кучные облака, плывущие над заснеженными полями, или перистые облака, зависшие над вершинами гор, придают любому зимнему пейзажу новые краски. В кадре можно использовать даже ясное, безоблачное небо любых цветовых оттенков и насыщенности. Единственное исключение – облачная или пасмурная погода, когда небо затягивается сплошной, непроглядной пеленой серых облаков. Но и в такие дни судьба может преподнести Вам подарок в виде неожиданного лучика света, пробившего брешь сквозь эту пелену. Он может стать композиционным центром всего снимка, поэтому старайтесь всегда держать камеру наготове в поисках таких неожиданных подарков природы.

— Используйте светофильтры

Зимний пейзаж – самая подходящая возможность для использования разнообразных светофильтров. Правильный выбор светофильтра может обеспечить оптимальное соотношение света и тени на снегу, за счет чего сам снег будет смотреться на снимке более естественно. В частности, в зимние дни из-за малой запыленности воздуха влияние всех цветных светофильтров становится куда более ощутимым. Если зимой стоит хорошая погода с голубым, безоблачным небом, то лучше всего применять светлые желтые или желто-зеленые светофильтры. Если Вы хотите подчеркнуть белизну и густоту инея на ветвях деревьев, то для этой цели подойдут оранжевый или красный светофильтр.

Правда, учитывайте, что подобные светофильтры несколько повышают контраст светотени на снегу. Когда Вы снимаете зимние пейзажи с ледяными поверхностями, в которых отражаются солнечные лучи, имеет смысл использовать поляризационный светофильтр, с помощью которого можно будет пригасить неприятные блики. Ко всему прочему, такой фильтр может добавить глубины и насыщенности краскам на фотографии.

В снегопад можно применять «небесный» (skylight) светофильтр. Во-первых, он защитит линзу объектива, а во-вторых, отфильтрует голубую часть диапазона, который преобладает в сценах с заснеженными поверхностями. В свою очередь, применяя во время съемки пейзажа «звездный» фильтр можно получить прекрасный лучистый ореол вокруг любого точечного источника света. При съемке сцен с высоким контрастом в яркую солнечную погоду Вам помогут градиентные нейтральные фильтры.

Кто бы что ни говорил, но зима является благоприятным временем для съемки пейзажа. Все что Вам нужно для создания прекрасной пейзажной фотографии – это вносить корректные изменения в настройки экспозиции кадра, внимательно оценивать композицию будущего снимка и искать интересные, оригинальные детали.