Светофильтры – это устройства, способные изменять спектральный состав светового потока, проходящего через них. Они используются для исправления цветового баланса освещения, достижения оригинальных художественных эффектов, смягчения рисунка изображения и поляризации света. Сегодня существует большое разнообразие светофильтров – защитные, ультрафиолетовые, поляризационные…

Но первыми в фотографии начали использоваться цветные (окрашенные) светофильтры, которые делали передачу тонов на черно-белом изображении более реальной и более близкой к действительности. Черно-белые фотоматериалы еще несколько десятилетий назад были не настолько чувствительны, чтобы правильно передавать на снимке, сделанном при дневном освещении, те или иные тона. Как раз для этой цели и применялись цветные светофильтры, чтобы тональная передача на фотографии полностью соответствовала нашему восприятию.

Цветные светофильтры

С появлением более чувствительных пленок необходимость в использовании цветных светофильтров отнюдь не отпала. Все дело в том, что фотопленка в любом случае не обладает такими специфическими, избирательными особенностями восприятия, как человеческие глаза. Она передает окружающую нас действительность документально, фотограф же хочет видеть предметы и краски на изображении такими, как он их сам воспринимает. Поэтому цветные светофильтры по-прежнему сохраняют свою актуальность для корректировки цветового баланса изображения, изменения яркости или контрастности фотографируемых объектов.

Конечно, цветные светофильтры наиболее востребованы в черно-белой фотографии. Несмотря на постоянное совершенствование черно-белой фотопленки, пока не удается создать такую пленку, которая бы по восприятию яркости цветов соответствовала особенностям зрения человека. Здесь-то на помощь фотографу и приходят светофильтры.

В черно-белой фотографии действует следующее правило: при съемке объекта, цвет которого близок к цвету светофильтра, он будет высветляться, в то же время объекты, которые окрашены в дополнительные к цвету светофильтра цвета, наоборот, будут получаться на снимке более темными. Желто-зеленый фильтр применяется в черно-белой фотографии для блокирования ультрафиолета, с его помощью можно сделать синее небо гораздо более темным. Применение же красного фильтра сделает небо по-настоящему черным. Голубой фильтр часто используется для акцентирования тумана или дымки, оранжевый светофильтр помогает немного притемнить синие цвета.

Помимо правильной передачи тонов, в черно-белой фотографии цветные светофильтры также применяются для изменения контраста изображения между отдельными объектами разных цветов, присутствующих в кадре. Необходимость в применении таких фильтров управления контрастом возникает тогда, когда на черно-белом снимке близкие по своей яркости объекты контрастных цветов практически сливаются друг с другом.

Например, небольшие белые облака и сине-белесое небо. Для того, чтобы сделать снимок более выразительным можно увеличить контрастность передачи синего неба и белых облаков, использовав для этой цели желтый, оранжевый или красный светофильтр. С помощью цветного светофильтра можно несколько притемнить сине-фиолетовый свет, идущий от неба, и выделить, таким образом, облака на снимке. В результате, пейзаж на фотографии получится более соответствующим зрительному восприятию человека. По степени эффективности управления контрастом красный фильтр оказывает более мощное воздействие, чем желтый светофильтр средней плотности.

Интересно, что окрашенные светофильтры могут применяться не только в черно-белой фотографии, но и в цветной. Хотя на первый взгляд кажется, что в цветной фотографии каких-либо проблем с правильной передачей цветов и разделением тонов не должно быть в принципе. Особенно при использовании высококачественных цветных фотоматериалов и современной цифровой фототехники.

Но дело в том, что свет может иметь различную цветовую характеристику, разницу в которой заметить иногда довольно сложно. Самый яркий пример этому – свет обычного фонарика, который ночью будет восприниматься человеческим глазом как белый, а при дневном освещении становится желто-оранжевым. Цветовая характеристика освещения несколько меняет и цвет объектов в кадре. Обычная же цветная фотопленка передает цвета предметов на снимке точно такими, какие они есть при имеющемся освещении.

Для измерения цветовой характеристики или «цветовой температуры» источника света используют специальный прибор – колорметр (color meter). Диапазон значений цветовой температуры света при чистом безоблачном синем небе достигает10000-20000 К. Средняя же цветовая температура дневного освещения составляет порядка 5500 К, а при студийной съемке с использование галогенных ламп – порядка 3000 – 3200 К. Зачем нужно знать цветовую температуру источника света?

Для того, чтобы правильно согласовать цветовые характеристики объекта съемки и самой фотопленки. Это позволит получить на снимке изображение, которое будет наиболее близким по цветопередаче восприятию фотографа. Сегодня выпускаются пленки, предназначенные специально для съемок в условиях дневного света с цветовой температурой в 5500 К, а также «вечерние» пленки, подходящие для съемок при свете ламп накаливания. Имеются и другие виды фотопленок, ориентированные на применение в условиях разного освещения.

Окрашенные светофильтры в данном случае нужны для того, чтобы иметь возможность, например, использовать пленку, сбалансированную для дневного света, для съемки при свете галогенных ламп. То есть синие и оранжевые светофильтры обеспечивают изменение цветовой температуры источника света для пленки. Кроме того, они позволяют скорректировать при пейзажной съемке излишнюю теплоту освещения сразу после восхода солнца или незадолго перед его закатом. Причем от плотности используемого светофильтра зависит и интенсивность получаемого эффекта на снимке.

Таким образом, цветные светофильтры позволяют корректировать чувствительность пленки, управлять контрастностью сюжета, сохранять или намеренно искажать правильную цветопередачу в черно-белой фотографии. С помощью окрашенных фильтров также обеспечивается «приспособляемость» цветовой фотопленки к тому или иному освещению, чтобы, в конечном счете, изображение на снимке выглядело максимально близким к тому, каким его видит сам фотограф.

Источник: Фотокомок.ру – учимся фотографировать (при копировании или цитировании активная ссылка на источник обязательна)