Множество соблазнов окружает человека, который недавно взял в руки зеркальный фотоаппарат. Мощные зумы манят универсальностью, телевики возможностью сфотографировать птичку на дереве и сделать хороший портрет. Широкоугольные объективы привлекают пейзажистов и любителей сюжетной фотографии. Но среди этих искушений стоит особняком объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм, который часто называют «полтинником».

FUJINON XF50 мм/F2 R WR
FUJINON XF50 мм/F2 R WR

Почему именно объектив 50 мм

Для камер с размером матрицы APS-C с кроп-фактором от 1.44 до 1.74 объектив 50 мм будет эквивалентом короткому телевику с фокусным расстоянием от 72 мм (1.44х50) до 87 мм (1,74х50).

Самым большим недостатком «полтинника» можно назвать сложность его применения в ограниченном пространстве. Снять ростовой портрет в небольшой комнате им невозможно. Зато список достоинств будет обширным:

  • Светосила. Современные объективы 50 мм имеют светосилу от 1.2 до 2.0, а зум-объективы 18-55 мм идущие в комплекте с камерами – от 3.5, в лучшем случае от 2.8. Это значит, что на матрицу через фикс-объектив попадет в два раза больше света, что позволяет снимать в темных помещениях без увеличения ISO и выдержки, по сравнению с комплектным зумом.
  • Маленький ГРИП. Глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) важна для размытия фона. Этот художественный прием используется для выделения объекта съемок. Пример: есть объектив 50 мм/F2.0 и китовый 18-55, который на 50 мм имеет максимальное значение диафрагмы F5.6. Расстояние до объекта 3 метра. В таком случае для первого объектива глубина поля резкости составит 0.35 м, а для второго уже 1 метр.
  • Малый вес. При долгом путешествии с фотоаппаратом в руках фотолюбитель по достоинству оценит это преимущество.
  • Большее количество кадров на одном заряде батареи. Поскольку количество линз в объективе 50 мм гораздо меньше, чем в зумах, электромотор тратит меньше энергии на автофокусировку.
  • Относительная дешевизна. Большой спрос, простая конструкция и оптимальное фокусное расстояние сделали этот объектив самым недорогим среди фиксов.
Оптическая схема FUJINON XF50 мм/F2 R WR
Оптическая схема FUJINON XF50 мм/F2 R WR

Сюжеты для объектива 50 мм

Каждый из сюжетов имеет свои требования. Начинающий фотограф должен четко понимать, что универсального объектива не существует, как нет универсального автомобиля. Поэтому большинство автолюбителей ездит на легковых автомобилях класса «В». В фотографии таким относительно универсальным автомобилем и является «полтинник». Его можно применять в большинстве жанров.

Репортаж

Высокая скорость фокусировки позволит снимать динамичные сцены, а благодаря высокой светосиле уменьшается время выдержки.

Портретная съемка

Портретная съемка
ФР 50 мм, F5.0, ISO 400, 1/50c

Объектив прекрасно размоет фон, сосредоточив акценты на объекте съемки. Однако надо помнить, что могут присутствовать геометрические искажения. Присутствие небольшой бочкообразной дисторсии исказит картинку. Она правится в Adobe Photoshop Lightroom нажатием одной кнопки, так что серьезных проблем искажения не вызовут.

Съемка пейзажей

Снято на 50 мм
ФР 50 мм, F2.0, ISO 100, 1/125c

В этом случае сложно рекомендовать применение объектива с фокусным расстоянием более 24 мм, слишком маленькая область изображения помещается на экран. Хотя для некоторых пейзажных сюжетов его применение оправдано, но новичку, который пользуется камерой с кроп-матрицей, предпочтительнее использовать стандартный китовый объектив.

Объектив 50 мм
ФР 50 мм (ЭФР 72 мм), F5.6, ISO 100, 1/500c

При этом качество картинки не сильно отличатся, так как при значениях диафрагмы от 5,6 до 11 теряется преимущества фиксов в светосиле и возрастает резкость. А открывать диафрагму сильнее не имеет смысла, так как начинают расплываться объекты, находящиеся на различном расстоянии.

Предметная съемка

Предметная съемка
ФР 50 мм (ЭФР 77 мм), F5.6, ISO 320, 1/125c

В этом случае «полтинник» покажет себя во всей красе именно на APS-C матрицах. За счет кропа увеличивается область резкости. Получится фотографировать при плохой освещенности, делая резкими большие области кадра. Это же касается и макросъемки. Хотя для макро есть специальные макро-объективы, но 50-й хорошо подойдет для «псевдомакро», съемки крупным планом небольших объектов.

Тревел-фото

В путешествии фотограф обязательно должен попробовать возможности объектива с фокусным расстоянием 50 мм. Здесь очень поможет быстрый автофокус и низкий расход энергии, способность снимать при плохом свете и маленький вес.

Заключение

Еще во времена СССР все фотоаппараты комплектовались линзами с расстоянием от 40 до 58 мм, самым популярным расстоянием. Закон оптики сделали его не только наиболее распространенным, но и наиболее дешевым.

Объектив 50 мм оптически приближен к нормальному углу зрения человека, а значит, не требуется использования дополнительных линз для приближения или удаления объекта. Это и позволило снизить цену.

Решив приобрести «полтинник», новичок глубоко погружается в мир фотографии. Узнает, что такое размытый фон и как использовать ГРИП, изучает технические приемы и правильно пользует боке. Все это возможно только с качественной аппаратурой.

Однако для тех, кто продолжает фотографировать в автоматическом режиме и не видит смысла в изучении тонкостей фотоискусства, покупка фиксов будет пустой тратой денег. Режим «А» нивелирует разницу между объективами.