Среди современных цифровых фотоаппаратов выделяют компактные камеры или цифровые «мыльницы» и зеркальные фотоаппараты. Что касается «цифромыльниц», то они являются оптимальным вариантом для любительской фотографии, поскольку очень компактны и просты в управлении. Они обладают рядом автоматических съемочных режимов для максимального удобства пользователя. Более продвинутые пользователи и профессиональные фотографы выбирают зеркальные фотоаппараты, то есть камеры,  использующие для выбора съемочного объекта видоискатель прямого визирования, в оптическую схему которого входит зеркало.

Зеркальный фотоаппарат позволяет использовать различные съемные объективы и также предлагает фотографу широкие возможности по ручной настройке параметров съемки. Также современные «зеркалки» отличаются от обычных компактных фотокамер превосходной работой системы автофокуса и матрицей, обладающей большими физическими размерами и высокой светочувствительностью. Все это, в конечном счете, обеспечивает непревзойденное качество снимков.

Зеркальные фотоаппараты в настоящее время выбирают не только профессиональные фотографы, но и те любители фотографии, кто хочет повысить свое мастерство и перейти на более высокий уровень техники. Благо цены на зеркальные цифровые камеры становятся все более доступными, при этом модельный ряд таких аппаратов постоянно расширяется. Но выбор зеркального фотоаппарата – это довольно сложное и ответственное дело.

Во-первых, зеркальные камеры являются довольно «тонким» и более дорогостоящим, по сравнению с компактными фотоаппаратами, техническим инструментом. А во-вторых, к выбору такой камеры приходится относиться со всей серьезностью, поскольку к ней впоследствии придется докупать  целый набор сменной оптики. Итак, на какие же характеристики зеркального фотоаппарата необходимо обратить внимание, чтобы обеспечить получение высококачественных фотоизображений?

 Матрица

Начать нужно, конечно, с матрицы фотоаппарата. Проходящий через объектив свет попадает на матрицу камеры и изображение фиксируется, то есть матрица или сенсор выступает в роли кадра фотопленки в цифровых аппаратах. В «зеркалках» на сегодняшний день используется два типа сенсоров — CMOS и CDD. Каждая из этих матриц имеет свои особенности и свойства, однако больших различий между ними нет. Тем не менее, фотоаппараты с CMOS-матрицей стоят дешевле, потребляют меньше энергии и работают чуть быстрее. Поэтому в виду перспективности данной технологии все больше полупрофессиональных и профессиональных зеркальных фотоаппаратов оснащается именно CMOS-матрицей.

 Выбирая зеркальный фотоаппарат, прежде всего, придется определиться с тем, какой формат матрицы выбрать – полнокадровую или урезанную(кропнутую). Здесь нужно пояснить. Полный цифровой формат матрицы определяется размерами 35-миллиметровой кинопленки и составляет 36х24 мм. Это и есть так называемый полный кадр. Однако матрицы большинства зеркальных фотоаппаратов имеют меньшие размеры по сравнению с этим полным цифровым кадром, отличающиеся на величину кроп-фактора. Последний определяется как отношение диагонали стандартного кадра 35-мм пленки к размеру диагонали данного фотоаппарата.

Соответственно, в настоящее время в продаже можно встретить «зеркалки», снабженные урезанными или «кроп» матрицами (кроп-фактор обычно лежит в пределах от 1.3 до 2.0).  Для простых любителей фотографии, желающих просто перейти на новую фототехнику, достаточно будет приобрести модель с уменьшенной матрицей. Тем более, что на сэкономленные таким образом деньги можно будет затем купить хорошую оптику. А выбор профессиональных фотографов – это, безусловно, более дорогостоящие зеркальные аппараты с полнокадровой матрицей.

 Простые любители фотографии достаточно часто покупаются на рекламные сообщения об очень большом разрешении матрицы нового фотоаппарата, искренне полагая, что разрешение определяет качество фотоснимков. Однако это не совсем так. Разрешение матрицы – это параметр, определяющий из какого количества пикселей состоит матрица. Но гнаться за количество мегапикселей не стоит, ведь для того, чтобы распечатывать отснятые фотографии размером А3 достаточно и 10 – 12 мегапикселей. В тоже время при увеличении количества пикселей растет шумность матрицы на высоких значениях светочувствительности ISO. Соответственно, более высокое разрешение приводит к увеличению цифрового шума, что обеспечивает не улучшение, а, наоборот, ухудшение качества и детализации снимков. Хотя компании-производители и пытаются бороться с этим явлением за счет использования различных алгоритмов шумоподавления.

Но для обеспечения высокого качества снимков гораздо более важным параметром, чем разрешение, являются физические размеры матрицы. Поэтому лучше отдать предпочтение фотоаппарату с большими физическими размерами матрицы, нежели с более высоким разрешением. Недаром, например, в моделях компактных фотокамер, по сравнению с зеркальными, используются матрицы, размер которых на порядок меньше, но при этом их разрешение может быть даже выше, чем у некоторых «зеркалок». Однако по качеству фотоснимков они все равно будут проигрывать зеркальным фотоаппаратам.

Еще одним параметром матрицы является светочувствительность (ISO). Ему также, как и разрешению, придается достаточно большое значение, ведь чем выше значение ISO, тем лучше матрица фотокамеры воспринимает свет. Но и здесь есть подводные камни. С одной стороны, высокие значения светочувствительности позволяют фотографу сделать четкий снимок в условиях недостаточной освещенности. Но с другой стороны, на высоких значениях ISO на снимках может проявиться все тот же цифровой шум в виде неприятных помех, заметных на определенных участках изображения. Поэтому ориентироваться на значение ISO при выборе зеркального фотоаппарата не слишком разумно.

 Автофокус и стабилизатор изображения

Для зеркального фотоаппарата очень важна быстрая работа автофокуса. Особенно если с помощью него планируется снимать различные динамичные сюжеты, например, спортивные состязания. Быстрота и цепкость автофокуса зависит от использующихся в камере фирменных алгоритмов, а также от скорости передачи автофокусировки в объективе. Автофокус может быть реализован по-разному – либо мотор, вращающий оптические элементы, располагается непосредственно в самой камере, либо он находится в объективе. Сложно сказать, какой вариант лучше. Во время съемки зеркальной камерой быстрота фокусировки  будет зависеть от того, как конкретный объектив будет сочетаться с работой электроники фотоаппарата.

Система стабилизации со сдвигом матрицы

 Современные модели фотоаппаратов оснащаются стабилизатором изображения. Это система, предназначенная для устранения смазывания изображения из-за дрожания рук фотографа. В различных зеркальных фотоаппаратах стабилизаторы изображения могут быть либо встроены в саму камеру (они обеспечивают стабилизацию за счет сдвига матрицы), либо в объектив, что, соответственно, увеличивает стоимость оптики. Здесь также нет однозначной оценки, что же является лучшим вариантом.

Считается, что оптическая стабилизация, расположенная в объективе, более эффективна. Однако, с другой стороны, оптический стабилизатор, который находится внутри тела камеры, будет распространяться и на всю оптику, подключаемую к зеркальному фотоаппарату. А к камере, в которой стабилизация размещается в оптике, придется докупать объективы с оптической стабилизацией, но они при прочих равных обойдутся дороже обычных. Таким образом, выбор в пользу того или иного типа стабилизатора – это дело сугубо индивидуальное, зависящее от конкретных предпочтений и опыта. Как бы то ни было, оптическая стабилизация – вещь очень полезная, особенно при съемке объектов, находящихся на значительном расстоянии от фотографа.

Эргономика и удобство управления

При выборе зеркального фотоаппарата следует обратить внимание на его вес, габаритные размеры и удобство расположения всех необходимых при съемке элементов управления. Профессиональному фотографу, действия которого доведены практически до автоматизма во время съемки, немаловажно, чтобы все кнопки управления располагались точно так, как он к этому привык. Ему зачастую просто не хочется или некогда переучиваться. Простым любителям фотографии, в свою очередь, нужно удостовериться в том, что управление всеми основными настройками камеры отличается максимальным удобством. Управление должно быть было доступно сразу при помощи «горячих» кнопок на корпусе и колес управления. Однако нужно понимать, что эргономика фотокамеры – это дело индивидуальных предпочтений, здесь нет каких-либо шаблонов или правил.

Расположение на корпусе кнопок и колесиков управления в разных моделях от тех или иных компаний-производителей, безусловно, отличается. Это является своеобразным фирменным «ноу-хау». Но по-настоящему оценить удобство зеркального фотоаппарата можно лишь после серьезного опыта обращения с данной камерой и нескольких проведенных фотосессий. В конце концов, привыкнуть к тому или иному расположению кнопок при желании не составляет особого труда. Поэтому, возможно, не стоит уж слишком много внимания уделять эргономике фотоаппарата.

Body или Kit?

Зато один из наиболее важных вопросов при выборе зеркального фотоаппарата заключается в том, в какой комплектации его приобретать? На сегодняшний день на рынке представлены модели в двух вариантах – с приставкой Body или Kit. В чем разница между ними? Приобретая фотоаппарат в комплектации Body, фотограф получает только саму камеру, без объектива. Вариант Kit предполагает, что в комплекте с камерой идет еще и подходящий объектив. Обычно это универсальный штатный объектив, который отличается невысокой стоимостью и больше подойдет  начинающим любителям фотографии. Откровенно говоря, он не слишком пригоден для профессиональной съемки.

Иногда еще встречается вариант комплектации зеркального фотоаппарата Double Kit. В этом случае вместе с камерой продается сразу два объектива – один стандартный, другой зум-объектив. Для начинающего любителя фотографии, который только знакомится с возможностями зеркального аппарата, больше подойдет вариант комплектации с одним или двумя объективами. Их ему хватит на первое время. Профессионалам же можно ограничиться покупкой камеры, к которой затем они смогут докупить нужный набор сменной оптики.

В арсенале любого профессионального фотографа должен быть целый арсенал оптики, подходящей для решения самых разнообразных задач – портретной и пейзажной съемки, макросъемки и т.д. Приобретая объективы для зеркального фотоаппарата, следует остановить свое внимание на таких параметрах, как светосила и фокусное расстояние.

Светосила оптики определяет то максимальное количество света, которое пропускает объектив, при минимальном значении диафрагмы. Чем меньше значение светосилы, тем качественнее будет оптика. Фокусное расстояние, в свою очередь, характеризует угол обзора объектива и то расстояние, на которое оптика способна «приближать» объект съемки.

Широкоугольные объективы с небольшим фокусным расстоянием пригодятся для пейзажной съемки, телеобъективы с большим фокусным расстоянием больше подходят для фотографирования удаленных объектов. Мягкорисующие объективы, отличающиеся средним фокусным расстоянием, оптимальны для портретной съемки. Также можно отметить макрообъективы, использующиеся для съемки насекомых и небольших объектов, и зум-объективы, которые дают возможность менять фокусное расстояние для оптимального кадрирования изображения. Применяя для зеркального аппарата каждый из этих видов сменной оптики, можно добиваться получения высококачественных фотографий для отдельного направления фотосъемки.

Другие характеристики зеркального фотоаппарата

Выбирая зеркальный цифровой фотоаппарат, можно обратить внимание и на наличие в нем встроенной вспышки, которая позволяет решать некоторые проблемы при фотографировании. Впрочем, в профессиональной фотографии зачастую используются более мощные внешние вспышки и различное осветительное оборудование. Тем не менее, встроенная фотовспышка никогда не бывает лишней. С ее помощью можно увеличить контрастность изображения в пасмурную погоду, подсветить густые тени при портретной фотосъемке или получить довольно качественные снимки в условиях недостаточного освещения.

В последние годы зеркальные фотоаппарата начали практически повсеместно оснащаться возможностью видеосъемки. С помощью современных моделей зеркальных фотоаппаратов можно снимать видео в хорошем качестве — с разрешением 1920х1080 пикселей. Раньше считалось, что получить качественную видео картинку можно только посредством видеокамеры. Но новые модели зеркальных камер с большими матрицами и качественной оптикой действительно способны обеспечить превосходное видеоизображение. Возможность записи видео перекочевала в «зеркалки» с компактных фотоаппаратов.

Как, впрочем, и другая полезная функция. Речь идет об использовании в зеркальных камерах ЖК-дисплеев, по которым можно осуществлять выбор экспозиции. Зеркальный фотоаппарат с ЖК-экраном – это хороший вариант для тех любителей фотографии, кто уже привык снимать с помощью цифровых «мыльниц». ЖК-дисплей выступает в роли видоискателя благодаря режиму Live View, на нем также высвечивается вся необходимая фотографу информация о количестве оставшихся кадров, о состоянии и режиме работы камеры, настройках автоматики.

Когда речь заходит о профессиональной съемке динамичных сюжетов, в частности, съемке спортивных событий или фотоохоте, то не лишним будет обратить свое внимание на такую характеристику фотоаппарата, как скорость серийной съемки. Даже самые простые модели зеркальных фотоаппаратов способны фокусироваться за долю секунды и обеспечивать скорость серийной съемки от трех кадров в секунду. Чем выше скорость серийной съемки фотокамеры, тем более длинную серию кадров можно будет снять.

Отдельно нужно сказать о производителях зеркальных цифровых фотоаппаратов. Дело в том, что, выбрав «зеркалку» той или иной марки, фотограф автоматически становится ее приверженцем на долгое время. Ведь к камере придется докупать сменную оптику, вспышки и различные аксессуары, которые понадобятся во время съемки. Однако объективы и аксессуары определенной марки могут совершенно не подойти к зеркальному фотоаппарату от другой компании-производителя. Это означает, что остановив свой выбор на той или иной модели зеркального фотоаппарата, пользователь выбирает и конкретную фирму.

В этой связи лучше выбирать фототехнику от проверенных производителей, положительно зарекомендовавших себя на рынке выпуском качественных и надежных фотоаппаратов. В их числе можно назвать компании  Canon, Nikon, Sony, Olympus, Samsung и Pentax. Хотя использование «родной» оптики предпочтительнее в силу того, что она проектируется под конкретную модель зеркального фотоаппарата, сегодня в продаже можно встретить и «неродные» объективы, не уступающие по своим характеристикам фирменным образцам. В частности, заслуживает внимания оптика от таких независимых компаний-производителей, как Sigma и Tamron. Их продукция в случае правильного выбора является разумной альтернативой фирменной оптике по адекватной цене.

В случае с выбором зеркальной фотокамеры на первый план, конечно, выходят финансы, ведь с ростом стоимости фотоаппарата возрастают и его технические характеристики. Но тут нужно всегда помнить о другом немаловажном аспекте. На качество готовых фотоснимков наибольшее влияние оказывает даже не сама камера, а используемая сменная оптика.

Поэтому нередко у профессиональных фотографов наблюдается ситуация, когда набор сменных объективов по стоимости превышает цену самого зеркального фотоаппарата. Это означает, что на покупке зеркального фотоаппарата и его характеристиках где-то можно сэкономить (например, выбрав модель с урезанной матрицей или невысоким разрешением), а самое пристальное внимание уделить подбору сменной оптики высокого качества. Одним словом, лучше купить «зеркалку» подешевле, но с высококачественным объективом, нежели наоборот.

В любом случае при покупке зеркального фотоаппарата рекомендуется сначала приглядеться к конкретным моделям от различных производителей, почитать обзоры и отзывы на них в Интернете, а также примерно оценить стоимость и доступность аксессуаров.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Очень краткая и понятная статья для новичков !!!

Comments are closed.