В каждой цифровой камере реализовано несколько пользовательских режимов отработки экспозиции и определения оптимальной выдержки и диафрагмы. Встроенные сюжетные программы съемки призваны сделать процесс создания снимка более легким и в то же время качественным. В сюжетных программах уже имеются предустановленные параметры, оптимизированные для съемки в тех или иных условиях.

При выборе сюжетной программы, рассчитанной на определенную ситуацию, автоматика камеры сама установит подходящую экспопару (диафрагма и выдержка), параметры цветопередачи, чувствительность сенсора в соответствии с выбранным пользователем сюжетом. Полная автоматика значительно упрощает процесс съемки, поэтому сюжетные программы являются настоящей палочкой-выручалочкой для новичков и простых любителей фотографии. Нет необходимости вникать во все тонкости съемочного процесса, при этом электроника камеры обеспечит хорошее качество изображения.

Сюжетные программы

Прежде всего, в цифровых фотокамерах любительского уровня обязательно присутствует полностью автоматический режим съемки (Auto). В этом режиме встроенная автоматика самостоятельно определяет экспозицию, значения выдержки и диафрагмы, светочувствительность, баланс белого и другие параметры – фотографу остается только сфокусироваться на компоновке кадра. Достаточно выбрать объект съемки, нажать на половину кнопку спуска и все остальное сделает электроника цифрового аппарата.

Преимущество полностью автоматического режима съемки заключается в том, что можно без лишней головной боли, сосредоточившись только на композиции кадра, получить готовую фотографию. Когда нет времени или соответствующих навыков для того, чтобы устанавливать параметры съемки вручную – режим Auto является оптимальным вариантом. Весь съемочный процесс осуществляется по принципу «наведи и щелкни».

Но полностью автоматический режим, конечно, имеет и свои недостатки. В частности, камера может сфокусироваться совсем не там, где нужно фотографу. Вследствие этого главный объект съемки может оказаться просто не в фокусе. Плюс ко всему автоматика камеры может не справиться с необычными условиями освещения или может выставить слишком высокую светочувствительность сенсора, что приведет к появлению на картинке цифровых шумов. Там, где нужна короткая съемка, электроника задействует длинную. Одним словом, в режиме Auto камера не знает, что снимает фотограф, и какой параметр съемки в данном случае является определяющим. В результате, не всегда конечный результат получается таким, каким его хочет видеть фотограф.

Именно поэтому в цифровых фотоаппаратах помимо полностью автоматического режима присутствуют разнообразные сюжетные программы, благодаря которым фотограф получает больше свободы действий. Количество сюжетных режимов, поддерживаемых автоматикой камеры, может быть значительным, но, как правило, фотографы используют только четыре – пять основных таких режимов:

— Портрет

 В портретном режиме встроенная автоматика камеры устанавливает максимально открытую диафрагму для того, чтобы уменьшить глубину резкости. Это позволяет получить на фотографии резкие черты лица при размытом заднем плане. То есть главный объект съемки отделяется от фона. Электроника фотоаппарата задействует в этом режиме точечную фокусировку и центрально-взвешенный замер. Также существенно укорачивается выдержка для обеспечения оптимальной экспозиции.

Современные цифровые фотокамеры оснащаются специальными программами распознавания лица, улыбки и моргания. При распознавании лица, в частности, автоматика камеры помечает, входит ли лицо или все лица в кадр. Эти программы также могут задействоваться камерой в режиме портрета.

— Пейзаж

При выборе пользователем сюжетного режима «пейзаж» камера автоматически устанавливает малую, закрытую диафрагму для достижения большей глубины резкости. Одновременно выставляется длинная выдержка. Используется матричный режим экспозамера, по всему полю кадра, а фокусировка, чаще всего, устанавливается на бесконечность. Благодаря таким настройкам получаются качественные результаты при съемке сюжетов на открытом воздухе, пейзажной или ландшафтной съемке. Четко проработанными, детальными оказываются как передние, так и дальние планы. В этом режиме, конечно, идеально было бы использовать штатив.

— Ночная съемка

Для получения качественных фотоизображений в вечернее или ночное время в цифровых камерах предусмотрен режим ночной съемки. Электроника камеры автоматически включает вспышку и использует довольно длинную выдержку, поэтому желательно зафиксировать камеру на штативе. В этом режиме детально прорабатывается как передний план (за счет подсветки вспышкой), так и задний фон (длинная выдержка). Можно получить красивые фотографии ночных улиц с рекламными огнями и фонарным освещением.

— Спорт

В режиме спорт автоматика устанавливает максимально допустимую короткую выдержку для того, чтобы быстродвижущиеся объекты на фотографии выглядели максимально четкими. Помимо этого, камера может активизировать следящий режим автофокуса и серийную съемку. Этот режим пригодится не только для съемки спортивных событий, но и для фотографирования любых быстродвижущихся объектов.

— Макро

В этом режиме встроенная автоматика позволяет фотографу снять крупным планом с близкого расстояния небольшие по размеру объекты. Камера автоматически выбирает фокусировку с близкого расстояния и перестраивается, таким образом, на съемку с близких дистанций.

В большинстве случаев сюжетные программы обеспечивают получение хороших результатов. По сравнению с режимом Auto, фотограф точнее указывает автоматике камеры, как нужно снимать, в каких условиях и на что, нужно сделать основной акцент. Сюжетные программы полезны, когда фотограф еще не владеет соответствующими знаниями о том, как правильно установить выдержку, диафрагму и другие параметры для конкретных условий съемки.

Однако и здесь не все так гладко, как это может показаться на первый взгляд. Ведь алгоритмы работы сюжетных режимов даже в продвинутых цифровых фотоаппаратах далеки от совершенства. Они рассчитаны на получение гарантированного результата «в среднем». К тому же, применением сюжетных программ фотограф ограничивает себя тем, что уже выбрала за него электроника камеры.

 Творческие режимы

Сюжетные программы не дают фотографу возможности контролировать процесс съемки. Например, камера не знает, какая глубина резкости необходима пользователю при пейзажной съемке, или какую диафрагму лучше всего использовать для данного объектива, чтобы получить наиболее качественный результат. Фотограф просто доверяется автоматике, которая использует встроенные алгоритмы поведения, рассчитанные на «среднестатистический» вариант.

Эти недостатки в работе встроенной автоматики и сюжетных программ, безусловно, учитываются производителями фототехники. Поэтому в продвинутых цифровых фотокамерах, помимо стандартного автоматического режима и набора сюжетных программ, присутствуют и так называемые творческие режимы. Наибольшее распространение получили четыре таких творческих режима:

— Программный автоматический режим (P)

Программный режим, в целом, схож с автоматическим режимом Auto, но при этом позволяет фотографу вносить некоторые изменения во многие выбранные электроникой камеры параметры. В частности, можно менять значения светочувствительности ISO, баланс белого, определять точку автофокусировки, режим работы экспозамера, изменять пару выдержка-диафрагма. Такой режим, безусловно, более удобен по сравнению с полным автоматом, поскольку фотограф получает дополнительную возможность для настройки целого ряда параметров. Впрочем, здесь фотограф не может задать фиксированное значение нужного параметра — он может лишь немного изменить параметр в ту или иную сторону (программный сдвиг).

— Режим съемки с приоритетом диафрагмы (A)

В этом режиме фотограф устанавливает диафрагменное число, а все остальные параметры автоматика камеры определит самостоятельно исходя из данных экспонометра. Чем меньше диафрагменное число, тем меньше глубина резкости, то есть фон получается более размытым.

— Режим съемки с приоритетом выдержки (S)

В этом режиме фотограф получает контроль над выдержкой, а все остальные параметры съемки выставляются электроникой камеры автоматически. Данный режим полезен при съемке быстродвижущихся объектов и спортивных соревнований, поскольку, управляя выдержкой, можно выделить движение за счет смазывания объекта или, наоборот, «заморозить» движение.

 — Полностью ручной режим (M)

По сравнению со стандартными сюжетными программами, режимы съемки с приоритетом выдержки и диафрагмы, как правило, обеспечивают получение более предсказуемого результата. Кроме того, экономится время съемки, поскольку пользователю не нужно устанавливать вручную все параметры и подгонять к каждому кадру оптимальную выдержку и диафрагму. Однако в сложных условиях съемки, когда встроенная автоматика может ошибиться в определении экспозиции, такие творческие режимы не могут обеспечить качественный результат. Фотографу приходится задействовать полностью ручной режим (M), в котором он фактически отключает автоматику камеры и самостоятельно управляет всеми настройками. Тем самым, он может добиться экспозиции, которая его устроит.

Сегодня бытует мнение, что встроенная автоматика в цифровых камерах является настолько продвинутой, что от пользователя не требуется никаких специальных знаний или навыков для проведения фотосъемки. Электроника камеры может самостоятельно определить оптимальную экспозицию и установить подходящие параметры съемки. Безусловно, такое мнение во многом ошибочно, поскольку встроенная автоматика не всегда может учесть все факторы, которые могут повлиять на качество снимка. Именно поэтому профессиональные фотографы отказываются от использования сюжетных или творческих режимов, предпочитая самостоятельно подбирать параметры съемки для каждой конкретной сцены. Это обеспечивает более гибкий контроль за съемочным процессом, что при соответствующих навыках и опыте гарантирует более высокое качество снимков.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)