До 2009 года никто и не подозревал о существовании такой удивительной женщины-фотографа, как Вивиан Майер (Vivian  Maier). При жизни она совершенно не заботилась о публикации своих фотографий, хотя и бережно их хранила. Открытию фотографического творчества Вивиан Майер мир обязан молодому агенту по недвижимости Джону Малуфу, который решил покопаться в коробках со всяким хламом, выставленных в 2007 году в парке Портейдж в Чикаго.

 Джон Малуф планировал написать книгу об этом парке, поэтому решил, что в коробках могут быть какие-либо исторические фотографии, связанные с этим районом. На блошином рынке он наткнулся на коробки со снимками 50-х и 60-х годов. Джон приобрел их за 400 долларов. Но вскоре оказалось, что никаких фотографий парка Портейдж в коробках на самом деле нет, зато в них обнаружилось несколько десятков тысяч негативов. Запихнув все это добро в шкаф, краевед-любитель на некоторое время забыл о них.

 Однако Джон все же вернулся к ним и начал более подробно разглядывать негативы. Снимки удивительных сцен из повседневной жизни городских улиц произвели на него сильное впечатление. Он задался вопросом, а кто же автор этих оригинальных изображений в жанре уличной фотографии?

 На одной из коробок Джон Малуф обнаружил имя предполагаемого фотографа, написанное карандашом — Вивиан Майер. Воспользовавшись поиском в Google, Джон нашел лишь посмертный некролог, напечатанный в газете «Chicago Tribune» буквально несколько дней назад. В нем было сказано следующее: «Вивиан Майер, 83 лет, француженка по происхождению, проживавшая в Чикаго последние 50 лет, тихо скончалась в понедельник. Она была второй матерью Джону, Лэйн и Мэтью. Ее свободный и родственный дух магически касался жизней всех, кто был с ней знаком. Всегда готовая дать совет, высказать мнение или оказать помощь, она была превосходным кинокритиком и фотографом. Замечательный человек, которого нам будет не хватать, она прожила удивительную жизнь, и память о ней надолго останется с нами».

 Действительно, Вивиан Майер умерла в апреле 2009 года в доме престарелых в Чикаго, так и не узнав о судьбе своих фотографий. В последние годы ее жизни она была вынуждена продавать свое имущество, в том числе коробки с негативами, для того, чтобы оплатить долги по аренде маленькой студии. Джон Малуф со временем нашел нескольких человек, кто также приобрел негативы Вивиан Майер на блошином рынке, и выкупил фотографии.

После того, как он выложил эти снимки на одном из Интернет-блогов, посвященном уличной фотографии, к нему поступило несколько десятков предложений о покупке фотографий и съемке документального фильма о Вивиан Майер. В один момент все вдруг заговорили об этой удивительной женщине с фотоаппаратом, которая оставила после себя множество негативов и фотографий. Она стала героиней статей в средствах массовой информации, а ее снимки начали выставляться по обе стороны Атлантического океана.

Вивиан Майер, автопортрет, 60-е годы XX в.

 В творчестве Вивиан Майер привлекают внимание не только ее потрясающие изображения уличной жизни, но и ее собственная личность. История Вивиан Майер до сих пор остается малоизученной, не в последнюю очередь благодаря тому, что эта женщина отличалась очень скрытным, замкнутым характером. Известно только, что она родилась в 1926 году в бедном районе Нью-Йорка. Девочка жила вместе с матерью в одной квартире с фотографом Жанной Бертран. Затем она уехала во Францию, откуда вернулась в Соединенные Штаты только в 1951 году.



Вероятно, фотографировать Вивиан начала именно во Франции, пользуясь большой и не очень удобной камерой Kodak Brownie box. После возвращения в Америку она нашла работу в кондитерской, а затем стала работать няней сначала в Нью-Йорке, а затем в Чикаго. Практически всю свою оставшуюся жизнь она посвятит воспитанию чужих детей, одиноким прогулкам и путешествиям. Единственным ее увлечением становится фотография.

В одном из чикагских домов, где она работала няней, Вивиан получила собственную ванную комнату, которую она тут же переоборудовала в проявочную. На чердаке дома она собирала самые разнообразные вещи – здесь были и негативы, и аудиозаписи, и газеты, и одежда, и какие-то документы.  Естественно, что со всем этим добром она никак не могла расстаться.

Когда в очередной раз Вивиан устраивалась на работу няней в семью профессора математики Чикагского университета Залмана, она заявила на собеседовании: «Я должна сказать вам, что я пришла сюда со своей жизнью, которая находится в моих коробках». Хозяева дома никак не могли предположить, что на следующий день она притащит с собой несколько десятков коробок. Коробки разместили на складе, причем сама Вивиан ни разу не распаковывала их в течение всего того времени, что работала у  Залмана и Карен Усыскиных.

Вивиан Майер практически всегда ходила в мужских туфлях и брюках. Ее описывали как представительницу социалистических взглядов, феминистку, как человека, который говорил правду в лицо, какой бы она не была. Дети буквально боготворили свою няню за то, что она умела радовать их увлекательными приключениями. Вместе со своими воспитанниками Вивиан могла запросто отправиться исследовать жизнь в городских захолустьях, сходить в кино или пойти собирать землянику в лес.

Вивиан Майер унаследовала часть фермы в Эльзасе и, вероятно, продала ее для того, чтобы на эти деньги отправиться путешествовать. В 1959 – 1960 гг. она побывала в Лос-Анджелесе, Вьетнаме, Таиланде, Пекине, Египте, Италии и Индонезии. Позже Вивиан вернулась к своей работе и уже никогда не покидала Северного побережья Америки, ведь всегда находился новый дом, в котором нужна была няня.

 Фотографии Вивиан Майер в основном черно-белые и беспредметные. Они выполнены в так называемом стиле уличной фотографии, когда человек просто ходит по улицам с камерой и снимает все понравившиеся ему моменты. Таких фотографий у Вивиан насчитывается не один десяток тысяч, причем сделаны они были в Лос-Анджелесе, Египте, Нью-Йорке, Чикаго и Италии. На этих необыкновенных снимках изображены грязные улицы, рабочие с усталыми лицами, старики и дети, нищие и эмигранты. По большому счету никаких событий на них не отражено – просто строгая фиксация драматических или интригующих моментов повседневной жизни людей.

Для того, чтобы сделать подобные снимки, Вивиан Майер помногу раз бывала в самых небезопасных районах Чикаго, она часто разговаривала с бродягами и даже провожала их в убежище. В повседневной жизни городских улиц эксцентричная фотохудожница искала интересные микросюжеты, которые она и стремилась запечатлеть на пленке.

В фотографиях Вивиан Майер отсутствует какой-либо социальный или политический подтекст, ведь она совсем не заботилась о публикациях своих изображений. На ее фотографиях лишь суровая, порой комичная, иногда сентиментальная правда жизни. Конечно, такое доскональное и суровое отображение действительности человеком на протяжении нескольких десятков лет похоже на какое-то расстройство психики, если добавить к ее огромному фотоархиву еще и любительские видео и тонны сброшюрованных газетных вырезок, найденных все в тех же коробках.

Большой интерес представляют автопортреты Вивиан Майер. Зачастую она предстает на снимках только как тень на асфальте или как отражение в зеркале. Это словно квинтэссенция ее жизни – она так и осталась безымянным уличным фотографом, очень талантливым, но совершенно неизвестном. О существовании Вивиан Майер мир узнал только благодаря случайности.

С переходом от черно-белых изображений на цветную пленку в начале 70-х годов, ее работы стали более абстрактными, больше похожими на живопись. Негативы Вивиан не проявляла, а просто рассовывала по своим коробкам. Свое увлечение фотографией она воспринимала только как хобби и, наверное, никогда не думала о том, что ее снимки будут представлять такой живой интерес для широкой публики.

В 2008 году Вивиан Майер поскользнулась на льду, упала и серьезно ушибла голову. Семья Генсбургов, у которых она в свое время работала няней, наняла лучших докторов для лечения, а затем поместили ее в дом престарелых в Чикаго, где они могли навещать Вивиан после работы. К сожалению, она так и не смогла оправиться от своего падения и 29 апреля 2009 года отошла в мир иной.

После того, как Джон Малуф опубликовал несколько пробных фотографий Вивиан Майер в одном из Интернет блогов, интерес к этой странной женщине, которая всю жизнь проработала няней, а в свободное время фотографировала, практически мгновенно принял невиданные формы. Некоторая часть ее фотографий тут же была продана появившимся поклонникам творчества Майер. В 2010 году прошли первые выставки с ее работами. В самом ближайшем будущем планируется выпуск книги фотографий Вивиан Майер.

Джон Малуф решил посвятить свою жизнь тому, чтобы как можно больше людей по всему миру узнали о замечательной американской женщине-фотографе. По его собственным словам, он «должен приложить все усилия к тому, чтобы Вивиан была признана одним из величайших фотографов своего времени».

При подготовке статьи использованы фотоматериалы сайта http://vivianmaier.blogspot.com/

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)