Барбара Клемм (Barbara Klemm) – немецкий фоторепортер, чьи монохромные снимки отражают всю историю Германии, начиная с 60-х годов и заканчивая началом XXI века. В объектив ее камеры попадали многие исторические события, касающиеся ее родной страны, которая волею судеб оказалась разделенной на несколько десятилетий. Некоторые из работ Барбары Клемм стали классикой документального фоторепортажа и определили культурную память следующих поколений.  Судьба наградила эту женщину невероятным талантом оказываться в нужное время в нужном месте, что позволило ей сделать множество интересных снимков, ставших впоследствии символами эпохи.

Барбара Клемм
Барбара Клемм. Ист. wikipedia.org

Краткая биография Барбары Клемм такова. Она родилась в 1939 годе в Мюнстере. Первую камеру Leica ей подарил отец и предложил девочке попробовать поснимать. В то время Барбара уже интересовалась живописью, однако фотография быстро затянула ее. В результате, она поступила на курсы в фотоателье. Но настоящая страсть к фотоискусству и репортажной съемке проявилась у нее тогда, когда она начала фотографировать свадьбы.

Тогда-то юная Клемм  прочувствовала разницу между созданием живописных полотен и фотосъемкой: «в фотографии выбирать композицию сложнее, чем при написании картины. Фотограф имеет дело со стремительно меняющейся реальностью: мгновение – и персонажи уже переместились, сменили позы». Ей очень понравилось фотографировать людей в меняющихся сюжетах, в те периоды, когда они не стесняются, находятся в комфортной обстановке и выглядят естественно.

В 1959 году  будущий знаменитый фотограф стала работать изготовителем клише в издании «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг». По совместительству, она начала сотрудничество с этой же газетой в качестве независимого фотожурналиста. Так получилось, что вся ее творческая карьера оказалась тесно связана именно с этим изданием. Через двенадцать лет Барбара уже прочно застолбила за собой пост редакционного фотографа в немецкой газете. Вплоть до начала 2000-х она сотрудничала с «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», фотографируя для издания различные исторические события и выдающихся людей. Уже с конца 60-х начали проводиться персональные выставки Барбары Клемм по всему миру. В 2000-х годах выставка ее работ побывала в разных российских городах.

В качестве фоторепортера Клемм зарекомендовала себя невероятно удачливым и талантливым человеком, который, проникая в ход событий, мог сделать один единственный кадр, способный стать запоминающимся для целой исторической эпохи. Ярким примером стало событие, которое  произошло в 1973 году. Тогда Барбара дожидалась встречи Леонида Брежнева и Вилли Брандта в Бонне в течение трех часов. Интересно, что тогда у девушки практически не было никаких шансов проникнуть в переговорный зал, поскольку у нее не было официальной аккредитации.

Лицом к стене. Барбара Клемм. 10.11.1989 Ист.  theredlist.com
Лицом к стене. Барбара Клемм. 10.11.1989 Ист. theredlist.com

Однако это не помешало ей снять фотографию, которая впоследствии заняла свое место в фонде классики документальной фотожурналистики. В снимке выдающихся политических лидеров за авторством Барбары Клемм все было практически идеально: товарищ Брежнев  о чем-то говорит своему немецкому коллеге, а тот в свою очередь,  заразительно смеется, в это же время вокруг них снуют переводчики и представители дипломатического корпуса. Всю эту картину органично дополняют роскошные интерьеры.

Эту фотографию сама Барбара Клемм считает главной в ее жизни, потому что  именно те переговоры лидеров СССР и ФРГ в Бонне послужили началом для сближения восточной и западной идеологии. Исторически, эта знаковая  встреча способствовала будущей цепочке событий, в конечном счете, приведших к тому, что Берлинская стена была разрушена. «Я счастлива, что присутствовала при той исторической беседе, и, надеюсь, неплохо передала ее атмосферу» — так говорила впоследствии сама Барбара Клемм о той встрече в Бонне.

Впрочем, имя Барбары Клемм громко прозвучало на весь мир в связи с совершенно другим легендарным снимком. Прославилась она благодаря тому кадру, на  котором запечатлен братский поцелуй двух лидеров — Брежнева и Хонеккера. Эту знаменитую фотографию Барбара сделала  на территории тогда еще Восточного Берлина. Этот кадр, снятый в 1979 году, очень наглядно демонстрирует  причудливое переплетение протокольности с комичностью тех мероприятий на высшем уровне: Брежнев целует в губы Эриха Хонеккера, при этом функционеры из Советского союза и ГДР стремятся сохранить серьезные выражения лиц.

Ла Пас, Боливия. Барбара Клемм
Ла Пас, Боливия. Барбара Клемм. 1989 Ист. theredlist.com

Интересно, что за шесть лет до этого легендарного снимка с поцелуем, Леонид Ильич Брежнев, прилетевший в ФРГ, завидел в толпе стоящих фоторепортеров женщину и сказал: «Наконец-то хоть одна женщина!». То была как раз Барбара Клемм, единственная представительница слабого пола в компании немецких фотожурналистов. В то время профессия фоторепортера считалась в Германии исключительно мужским занятием.

Нужно отметить, что к фотографированию выдающихся политических деятелей и мировых лидеров Барбара Клемм подходила очень серьезно и ответственно. Перед съемкой она обязательно изучала короткую биографию политиков, беседовала со своими коллегами по ремеслу и журналистами, чтобы получить более подробную информацию о человеке, которого будет снимать, смотрела  видеосюжеты. Поэтому ее яркие фотографии политиков, получившие мировую известность, отнюдь нельзя назвать только случайностью. Ведь их залогом являлась тщательная подготовка.

За свою творческую карьеру Барбара Клемм сумела запечатлеть множество исторических событий и известных политиков. Достаточно сказать, что в объектив ее камеры попали практически все немецкие канцлеры. При этом ее снимки всегда являются лишь выражением события, лишенным какой-либо субъективной оценки. Среди множества сцен, великих людей и событий, запечатленных на камеру немецкого фоторепортера, особое место, конечно, принадлежит падению Берлинской стены, которое открыло путь к объединению Германии.

На снимках Клемм можно увидеть счастливые лица простых немцев во время открытия Бранденбургских ворот. Кстати, Барбара – одна из тех редких западногерманских фотожурналистов, кому было разрешено осуществлять съемки в ГДР. Поэтому ее фотографии разделенного стеной Берлина представляют собой своеобразную летопись двух параллельных миров. Она освещала важнейшие для Германии сферы общественно-политической жизни и после долгожданного объединения страны, включая судьбу переселенцев или уличные демонстрации.

Э. Уорхол. Барбара Клемм.
Э. Уорхол. Барбара Клемм. 1981 Ист. theredlist.com

Несмотря на то, что имя Барбары Клемм в наши дни уже однозначно ассоциируется только со знаменитой фотографией поцелуя Брежнева и снимками других деятелей, она на самом деле не ограничивала себя жесткими рамками политического фоторепортажа. Для немецкого издания Барбара фотографировала разнообразные жанровые сцены и портреты знаменитых людей из мира искусства или шоу-бизнеса. В частности, в ее коллекции значатся снимки Альфреда Хичкока, Клаудии Шиффер, Мадонны и Генриха Белля. Однажды, заглянув в один из музеев в выходной день, она случайно застала там Энди Уорхола и, конечно, не могла отказать себе в удовольствии сделать снимок. Благо Барбара взяла себе за правило всегда ходить с фотоаппаратом, что не раз приносило ей удачу.

Повышенный интерес к снимкам Барбары Клемм сегодня продиктовывается отнюдь не только тем, кого она снимала, или важностью тех или иных исторических событий, попавших в объектив ее камеры. В ее снимках привлекает документальность, которая искусно сочетается с грамотной композицией. Сама она не раз отмечала важность композиции в фотографии: «Хороший снимок возможен только при хорошей композиции. Для фотожурналиста это в высшей мере нелегко — объекты съемки непрестанно движутся. По крайней мере, это нелегко по сравнению с работой художника, который имеет власть над изображаемым».

В каждом портретном снимке фотографа четко прослеживается серьезная работа по передаче атмосферы и обеспечению нужного восприятия фотографии. Барбара Клемм полагает, что при съемке портрета требуется соблюдать  дистанцию и проводить границу между фотографом и субъектом съемки: «Я не из тех фотографов, которые требуют от модели как-то специально сесть или встать: лучшее состояние модели — ее комфортное состояние». Черно-белые кадры Барбары Клемм всегда отличаются выразительностью, что и привлекает зрителей.

Кстати, несмотря на то, что среди современных фоторепортеров уже давно в ходу цифровые фотоаппараты, с помощью которых можно получать цветные фотоизображения высокого разрешения, Барбара Клемм до сих пор отдает предпочтение пленочным камерам. Она считает, что цифровая камера, позволяющая за короткий промежуток времени сделать множество фотографий с автоматическими настройками, просто расслабляет фотографа.

По мнению немецкого фотожурналистки, «надо заранее учитывать условия съемки и выстраивать кадр — только так можно научиться быстро вживаться в ситуацию и передавать существующую на месте действия атмосферу, которую почувствует зритель». При этом снимает она по-прежнему исключительно монохромные изображения. Также особое внимание Барбара уделяет проявке пленки и печати своих фотоизображений: «Процесс проявки и печати для меня не менее важен, чем сама съемка. Я всегда проявляла, проявляю и буду проявлять свои пленки сама и никому не доверю это важное действо».

Сотрудничество Барбары Клемм с изданием «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг»  завершилось только в 2004 году. Она не отложила в сторону фотоаппарата, а продолжает снимать, оставаясь верной пленке и черно-белой фотографии. Находясь уже в довольно почтенном возрасте, Барбара советует молодому поколению фотографов соблюдать только один простой принцип: «при портретной съемке мы делаем шаг назад, а при репортажной — несемся вперед со всех ног».