В Центральном выставочном зале «Манеж» открылись четыре выставки. Они проходят  в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Четыре грани, четыре стиля, четыре проекта и бесконечное множество взглядов на жизнь…

Часть первая. Классика. «Dior Couture. Патрик Демаршелье».  Более 120 снимков легендарного   французского фотографа, созданных за два года и вошедших в книгу «Dior Couture. Patrick Demarchelier» (2011 г.). Шарлиз Терон, Наталья Водянова, Жизель Бундхен, Саша Пивоварова, Карли Клосс: в лучшей одежде от ведущего дома моды представлены  лучшие модели и актрисы современности.

Утончённые силуэты, богатые ткани, изысканные жесты. Тематически выставка делится на шесть серий. Классические модели «Легендарных силуэтов Dior»; «Ателье»  со внутренними швами и примерками; « От розового к красному» со всеми оттенками кровавого цвета; «Бал Dior» в золотых оттенках Версаля и  «XVIII век» — шик и блеск в пышных платьях; и самое свежее, пенки, снятые только что — «Сад Dior» — весенне-летняя коллекция Рафа Симсона 2013 года.

Патрик Демаршалье

В рамках выставки 12 марта в 19.00 состоится также мастер-класс самого Патрика Демаршелье, который пройдёт в Мультимедиа Арт Музее, на Остоженке, 16. Вести мастер-класс будет директор музея Ольга Свиблова. Вход на мастер-класс – свободный, но нужна предварительная регистрация  адресу: mk@mdf.ru.

Часть вторая. «Красота в ХХI веке (Женщины  мечты.  Мужчины мечты)». Проект представляет собой собрание передовых фэшн-фотографий, разделённых на два блока – женское и мужское.

Красота – хоть вещь и относительная, но здесь – достаточно  определённая. Роскошь, известность, не вполне скрытая сексуальность, гламур.  Фотография не как искусство, а фотография как реклама и постер. Как продукция, ценная объектом съёмки, а не собственной неповторимостью.

Тони Дюран. Шерон Стоун, Бель Эйр, 2005
Тони Дюран. Шерон Стоун, Бель Эйр, 2005

Шэрон Стоун, Джорж Клуни, Анжелина Джоли, Бред Питт, Венсан Кассель… Те, на кого всегда смотрят. Те, кем всегда восхищаются. Те, кто привлекателен  своей внешностью и успешностью. Элита…

Элита. Но не более того. Во многом это и интересно  может быть только самой элите. О себе, для себя, около себя. Красиво? Как сказал бы Пушкин и зеркальце из его сказки: спору нет. Но красота  во многом постановочная, неживая, наигранная и какая-то узкая. Хотя фотографии сделаны добротно и качественно. Что тоже немудрено для серьезных профессионалов постановочного кадра и их супертехники.

Майлз Олридж. Домохозяйка, 2008
Майлз Олридж. Домохозяйка, 2008

Среди «женских» фотографов — Камилла Акранс (Camilla ?krans), Майлз Олдридж (Miles Aldridge), Вальтер Чин (Walter Chin), Лиз Коллинс (Liz Collins), Сатоши Сайкуса (Satoshi Saikusa), Луис Санчис (Luis Sanchis), Ян Вельтерс (Jan Welters), Памела Хэнсон (Pamela Hanson) … Среди «мужских» — Маргарита Бройх (Margarita Broich), Джейк Чессум (Jake Chessum), Лиз Коллинс (Liz Collins), Тони Дюран (Tony Duran), Шарлотта Манайго (Carlotta Manaigo), Том Монро (Tom Munro), Альберт Ватсон (Albert Watson), Брюс Вебер (Bruce Weber) и многие другие.

Часть третья. «Оутумуро. Looks».  Взгляд на мир моды глазами и камерой знаменитого испанца Мануэля Оутумуро. Девять ярусов  розового — платье Agatha Ruiz de la Prada, бело-синяя прозрачность  — платье Roberto Cavalli, россыпь желтого  —  платье Missoni, солнечный ветер — платье Etro или леопард-альбинос — платье Moschino.  Есть накидка, если совсем точно — её фрагмент с капюшоном цвета кричащей фуксии – плащ Alberta Ferretti. Или поперечно-продольные черные линии, выхватывающие квадраты  голого женского тела — комбинезон Divine.

Кроме «высокой» одежды, на снимках Оутумуро – «высокая» мода макияжа и аксессуаров. Ресницы, как лапки древесной лягушки с комочками-точками  на конце – или королева, или гейша, или мальвина: макияж по Грегорио Росе. Виток браслета, безбрежность шляпы, змейка пера или шарообразная бляха в окружении серебристого воротника – модерновое колье Louis Vuitton.

Мануэль Оутумуро. Платье Etro. 2006
Мануэль Оутумуро. Платье Etro. 2006

Выставка Оутумуро – это 222 фото, вместившие два десятка лет его работы в модной индустрии: с 1990-го по 2010 год. Свою коллекцию испанец разбил на шесть глав-разделов: «Окружение», «Черно-белое», «Образы», «Портреты», «Эпизоды» и «Знаменитости». Мода, как эпицентр, но в разном представлении, обрамлении, сочетании. «Окружение» представляет идеи от кутюр  среди деревьев или городских стен, на фоне природной тишины или урбанистического хаоса. В «Черно-белом»  собрана графика теней и света, контрасты в освещении, подчеркивающие контрасты в одежде. В «Образах» — и монохромных, и цветных – акцент сделан на разнообразие поз, в которых модели представляют тот или иной предмет одежды и украшений. В «Портретах» прослеживают прямую связь с картинами мастеров классической живописи. «Эпизоды», как второй, и «Знаменитости», как первый, планы – в моде, в фотографии, в личном художественном восприятии автором снятого пространства. Абстракции и конкретика – в лице послуживших манекенщицами Пенелопы Крус, Дианы Крюгер, Росси де Пальмы, Ринко Кикути, Ариадны Хиль, Найвы Нимри, Эльзы Патаки, Елены Анайи или Марисы Передес…

Всю эту разноликую коллекцию фотографий с коллекциями от кутюр привез в Москву Музей дизайна Барселоны.

Часть четвёртая и последняя. «Стэн Дуглас. Киностудия середины века».  Выставка резко отличается от фотографий-обложек, представленных на других трёх экспозициях. Ни мода, ни модели, ни гламур, ни глянец, а трупы, драки, танцы и карты. «Киностудия середины века» – часть проекта канадского фотографа  Стэна Дугласа, проекта-истории  фотожурналистики в Северной Америке.

Но история эта не историческая, а вполне себе постановочная. «Старые» чёрно-белые фотографии сделаны Стэном Дугласом на созданной им киностудии а ля ХХ век. А репортажи с улиц и клубов – съёмка с мест событий актёрской игры.

Стэн Дуглас. Подозреваемый, 1950. 2010
Стэн Дуглас. Подозреваемый, 1950. 2010

«Карты, деньги и два ствола» Дугласа во многом напоминают ночные фотографии Артура Феллига, снимки фотоагентства «Блэк Стар» и фотозарисовки самоучки Раймона Манро. Тело мужчины, накрытое газетами; танцовщица, чьё изображение множится за счёт использования стробоскопа; драка возле хоккейного стадиона; кража наручных часов… Чёрно-бело, контрастно  практически непроизвольно. Реально, живо, даже где-то героически. И кому какое дело, что за всей этой «правдой» естественного документализма стоит  удачно подобранный реквизит, профессиональный грим и актерское мастерство  его моделей? Эта выставка – своя мода и свой стиль.

Выставки проходят в Центральном выставочном зале «Манеж», по адресу: м. Охотный ряд, Манежная площадь, д. 1. Экспозиции открыты с 12:00  до 22:00 все дни, кроме понедельника. Подробная информация  по тел.: 8 (495) 926-28-28, 648-17-77. Е-mail: mail@shater.ru.

Катерина Кудрявцева