Московский фотограф Филипп Никонов обожает путешествовать. В своем творчестве он пытается уйти от манипуляций с объектами, вмешательства в ход событий и довольствуется той природной простотой, которая в огромном разнообразии и дарит внимательному взгляду гармонию, композицию и драйв. Тем более, что художник видит своей главной темой Эмоции, и исследования ведут его непопулярными маршрутами туда, где многое скрыто от глаз чужаков, где люди заняты свои делом, не обращают внимания на объектив. А спортивные репортажи из самых неожиданных мест уже собираются в серию, посвященную непарадным видам спорта, отражая внимание автора к тому, что делается «за интерес», а не для денег.

Филипп, расскажите, что для Вас фотография, как она начиналась?

– Когда-то я много и почти без отпусков работал и однажды оказался в Камбодже. А, вернувшись, понял, что ничего не помню из этой короткой поездки. Помог фотоаппарат, который был все время в руках и снимал в режиме нон-стоп. Когда стал смотреть отснятое, понял, что был в очень интересном месте. Тогда меня этот феномен заинтриговал и впечатлил. Тем более, что количество перешло в качество и среди 5 тысяч (!) снимков оказалось несколько очень приличных. Это меня вдохновило заняться фотографией более серьезно. И вот когда работать стало невмоготу, я просто уволился и пошел учиться в «Школу современной фотографии».

image005

А сейчас Вы продолжаете открывать новые возможности?

– Перестав «работать», я уже не мог остановиться и продолжал ездить. Часто обычные задания, отправляемые мастерам-преподавателям по интернет, становились отправной точкой для дальнейших фоторазмышлений. Когда есть возможность, продолжаю посещать семинары и мастер-классы. Со временем выяснилось, что профессиональная техника требует специальных знаний — первый мой NikonD2X почти месяц не мог сделать ни одной фотографии. Недавно увлекся портретной съемкой. Посмотрим, что получится!

Что нужно для создания качественных фотографий в спорте и travel?

– Безусловно, хорошая техника это первое необходимое условие. Еще нужны тренировка глаза и опыт построения снимка в условиях, приближенных к «боевым», когда необходимо понимать динамику спортивных состязаний, понимание ракурса и ожидаемых моментов. Я играю в гольф, сумка для клюшек и кофр неразлучны (хорошие поля есть в самых неожиданных местах). Плюс чемодан с объективами. Так что требуется сочетать нужную выдержку с чувством юмора. Был случай, когда после одной поездки мой друг, посмотрев отснятые фотографии сказал, что создается «ощущение, что мы были в разных странах».

image009

Часто происходит что-то неожиданное?

– Всякое неожиданное, как правило, – заранее спланированное и вожделенное событие. Я начал серию «Неолимпийские виды спорта» о том, что люди в мире делают не для кошелька, а просто имея собственный fun, потому что им это нравится, а не потому, что им за это платят. Например, борцы, участвующие в народном монгольском празднике Наадам*, собирающем тысячи поклонников этого традиционного боевого искусства. Или петушиные бои в Индонезии, куда я несколько лет пытался попасть, пока это не удалось почти чудом. А вокруг этого – нешуточные страсти, ставки, ритуалы. Хочу понять, насколько такие вещи интересны публике.

Я часто аккредитовываюсь как спортивный журналист. Профессиональный спорт дает прекрасную школу, и при наличии удачи  можно поймать очень интересные моменты.

– Какие объекты попадают в фокус объектива и почему?

– Я много снимал статичных объектов, пока не нашел свою главную тему – человеческие Эмоции. На фоне спортивных мероприятий этот мир становится объемнее. Создается эффект присутствия. Палитра чувств увеличивается с учетом национального колорита. От любви до ненависти не один шаг, а столько, сколько персонажей в кадре. А там, куда туристов водят, мне не интересно. Я ищу натуру, которая лежит вдалеке от обычных туристических троп. Одна из таких удачных съемок случилась на традиционных английских бегах, но не в Аскоте, на королевских скачках, а в небольшой деревеньке в 100 км от Лондона. Люди и чувства там были настоящие.

image011

– Какую роль в Вашей жизни играет фотография как дополнительный канал коммуникаций?

– Мне кажется, это кратчайший путь, чтобы донести важную для меня мысль о вреде туристического глобализма, который убивают саму идею путешествий.

Что обычно находится в подстрочнике к каждой фотографии?

– Я не пишу комментариев, но мысленно — это история ее создания. Этот  уличный волейбол, «ногобол», снят в Бангкоке, ночью: два фонаря, красный свет, причудливые тени. Фотографировал, пока не пришла полиция и не выключила освещение, потому что в стране были беспорядки и начинался комендантский час. Так что мне везет.

Путешественник-фотограф это путешественник-географ лет 200 назад. Что изменилось?

– Наверно, в такой аналогии есть смысл. В наше время любая фотоэкспедиция (особенно почему-то в России) — это  очень затратное мероприятие, никакие публикации (если ты не штатный фотограф) не покроют расходов. Поэтому, как и 200 лет назад, это дело энтузиастов.

– Как Вы относитесь к возможностям цифровой обработки фотографий? Насколько широко их используете?

– Будет нечестно сказать, что я не пользуюсь графическими редакторами. Но стараюсь минимизировать постобработку, если нужно, вертикали поправить, скадрировать, откорректировать экспозицию, но и только. Фотошоп как основа творчества – это «от лукавого», он превращает творчество, в большинстве случаев, в набор штампов, которые вдруг начинают массово мигрировать от одного автора к другому. Даже если это красиво, это обман.

– Но сейчас у Вас открывается совместная выставка с Андреем Будаевым, а для него графические редакторы — это половина успеха.

– Исключения только подтверждают правила. Андрей Будаев делает очень важную вещь: вносит немного юмора в нашу политэкономию. Его политическая сатира отражает то, что происходит в стране и в мире. Возможно, это летопись нашего времени, а он точно его герой.

А вообще, насколько важно для автора признание?

– Современное искусство должно быть подтверждено продажами, хотя бы потому, что фотография сегодня – высокоинвестиционный проект. Лично для меня фотография — это и средство лечения синдрома хронической усталости, и возможность открыть «новые способы жизни». Выставки, вернисажи помогают понять, что просто создано современниками, а что действительно отражает то, что волнует и заставляет современного зрителя остановиться и задуматься. При этом мне нравятся ненавязчивые отсылки к произведениям классиков. Взять, например, снимок «Монголия. Утро на скачках» – в выжженной солнцем и бескрайней степи герои выглядят как на гигантском подиуме, что сюжетно роднит их с героями «Завтрака на траве» Э.Мане.

image013

– А все-таки: подсмотреть или смоделировать? Постановка или момент? Что Вам ближе?

– Планирование съемок для меня это как подготовка к празднику. Но я не занимаюсь постановочными фотографиями.

– Каковы задумки и планы?

– Совместно с журналом «Golf Style» готовим конкурс и выставку фотографий, посвященных гольфу. Из самых интересных ближайших проектов – это посещение со сборной России чемпионата мира по регби, который пройдет в Новой Зеландии. Мечтаю поехать в Японию, чтобы снимать каратэ и борьбу сумо.

*   Наадом (монг. Наадам, старомонг. Naadum, игры) — традиционное монгольское состязание, аналогичное бурятскому Сурхарбану, также именуемое «тремя мужскими играми» (эрийн гурван наадам) — это монгольская борьба, скачки и стрельба из лука. Проводится по всей стране в праздник середины лета. В настоящее время в скачках и стрельбе принимают участие и женщины.

Справка:

Филипп Никонов родился в Москве 1969 году. Специализируется на спортивной фотографии и travel-тематике. Член Международного Художественного Фонда. Работы находятся в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом, в частности, в галереях известных отечественных спортсменов. Совместно с партнерами издает журнал GOLF STYLE. Персональные выставки:

2010 – перфоманс «ДЕНЬ ГОРОДА», Москва;

2010 год — благотворительные фото-акции, Москва;

2009 год — галерея АРТЕФАКТ, Москва.

Web-сайт: www.philippnikonov.ru