Великолепная выставка проходит в Нью-Йоркском международном центре фотографии (http://www.icp.org/museum) вокруг нескольких тематик, посвященных жаркому южноамериканскому континенту. Разнообразные фотографические течения восьми стран, — Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии, Кубы, Мексики, Перу и Венесуэлы образуют экспозицию из 200 работ.

В них подняты вопросы постоянного изменения внутри стран, акций протестов и даже некоторого хаоса. Формирование самобытных городских сюжетов в тандеме с темами народной культуры, помимо прочего, обнажают реальное лицо общественной нищеты. Все это пересекается в особенной точке: городе, — месте столкновения общественных запросов, политических преобразований и культурного самовыражения.

Paolo Gasparini
Паоло Гаспарини, Каракас и его архитектура, Венесуэла 1967-68. Коллекция Летисия и Станислас Понятовский. © Paolo Gasparini

Паоло Гаспарини, Каракас и его архитектура, Венесуэла 1967-68. Летисия и Коллекция Станислас Понятовский. © Паоло Гаспарини.

Urbes Mutantes буквально означает «развивающиеся города» и охватывает это развитие в период 1950-1980 гг. Во всех работах представлен город во времена наиболее значительных политических и социальных потрясений, — зрителю доступен некий обзор городской жизни Латинской Америки в течение длительного промежутка времени. Это и правительственная нестабильность 70-х, и политическая революция, отразившаяся в смешении различных социальных групп: проституток и протестантами, нищих и спортсменов, трансвеститов и марьячи, буржуа и рабочих. Плоды творчества разных периодов фотографов Maya Goded, Bill Caro, Jaime Villasera, Leonora Vicuna и Graciela Iturbide (Грасьела Итурбиде – одной из лучших фотографов Латинской Америки), широко представлены на выставке.

Альберто Корда
Альберто Корда, Дон Кихот из лампы, Куба, 1959. Коллекция Летисия и Станислас Понятовский. © Alberto Korda

В глубине экспозиции, в секции, посвященный архитектуре, представлены фотографы Armando Salas (Португалия) и Paolo Gasparini (Венесуэла); чуть далее прослеживается тематика рекламы и консюмеризма в образах, созданных Facundo de Zuviria или Marco Lopez; концепция передвижения в городе захвачена в портретах пассажиров авторства Gertjan Bartelsman. Здесь можно встретить и созвездие прекрасных гуманистических работ. Фотографы Paz Errazuriz, Hector Garcia описывают в своих фото ночную жизнь Латинской Америки; Alvaro Hoppe, последователь протестантского движения; и Roberto Fontana, а также Pablo Ortiz Monasterio и Miguel Rio Branco, фотографируют яркие и порой счастливые моменты жизни низших слоев общества. В трогательной близости к зрителю, с невероятной чуткостью смотрят с фотопортретов работы Adolfo Palino, Leonora Vicuna, Juan Travnik, Al Mundy персонажи улиц: объединенные своей непохожестью, протагонисты сексуальной революции, гомосексуализма и различных субкультур.

Все 200 работ на выставке Urbes Mutantes — продукт нескольких десятилетий, возможный благодаря исследованию французского куратора и издателя г-на Алексиса Фабри, который организовал выставку при участии куратора Марии Уиллс. Все работы, посвящённые теме Латинской Америки Алексис собирал на протяжении более чем 20-ти лет, сначала по заказу испанского коллекционера, а последние десять лет — по просьбе Летисии и Станисласа Понятовских, франко-аргентинской пары, обладателями огромного частного фотоархива, благодаря которому стала возможной данная выставка.

Избегая четкого разграничения в фотографических жанрах — художественных, репортажных и документальных, — Urbes Mutantes, представленная в прошлом году в Музее современных искусств дель Банко де ла Република (Богота, Колумбия) подчеркивает глубину, богатство и историческое разнообразие этой части мира. Выставка дополнена специальным фото каталогом, исчерпывающим информационным ресурсом о фотографах, которые в своем большинстве, к сожалению, неизвестны широкому кругу зрителей.