ДомойТехнологииДизайнТипографика, история и задачи

Типографика, история и задачи

Многие вообще никогда не слышали о таком термине как «типографика». И даже те, кто его слышал, имеют весьма далеко представление о том, что же это собственно такое. На самом деле типографика – это преображение того, что принято называть текстом в яркие элементы графического оформления. Именно текст на страницах книг, журналов или web-сайтов несет в себе основную информацию. И очень важно, чтобы он был грамотно оформлен, чтобы привлечь внимание читателя и в доступной, интересной форме донести до него основную суть. Этим и занимается типографика, которая является неотъемлемой частью графического дизайна и оформительского искусства.

Понятие типографики, история и задачи

Существует множество определений такому понятию, как типографика. В наиболее общем виде можно сказать, что типографика представляет собой графическое оформление печатного текста с помощью набора и верстки на основе определенных правил, специфических для данного языка. Типографика – это, с одной стороны, искусство графического дизайна, а, с другой стороны, набор правил, определяющих использование  шрифтов и оформительских средств для того, чтобы сделать текст наиболее оптимальным, ясным и интересным в восприятии читателя. С помощью моделирования и монтажа текста специалисты этой области создают оригинальные художественные образы, делают текст живым, придают ему способность передавать идею не только своим содержанием, но и графической составляющей.

Типографика

В принципе, к типографической деятельности можно отнести работу печатников и наборщиков, авторов и редакторов изданий, художественных и технических редакторов, оформителей и художников книг, каллиграфов и проектировщиков шрифтов, графических дизайнеров и полиграфистов. Их работа, так или иначе, связана с типографикой. Типограф выступает посредником между автором текста и читателем, видоизменяя печатные формы таким образом, чтобы передать содержание наиболее полно и интересно.

С типографикой также тесно связана такая деятельность, как проектирование рекламы, вывесок, оформление выставок, разработка многочисленных  элементов фирменного стиля, создание дизайна web-сайтов. Особенно типографика востребована в рекламе, ведь текст в рекламе является важнейшей составляющей, позволяющей рекламодателям заявить о себе.

Нельзя сказать, что типографика как явление появилось только на рубеже XX – XXI веков. В действительности, история становления и развития типографики начинается с появления в жизни человека книгопечатания. Более того, своими корнями эта область графического дизайна уходит еще в более древнюю эпоху рукописных книг, когда красивое размещение текста на плоскости листа очень ценилось. Уже с середины XV века формируются первые основы типографики:  в Европе в качестве шрифта для текстов  используется удобочитаемая антиква, также издатели и авторы книг начинают выдерживать принцип равномерности интерлиньяжа и абзацного отступа как средства выделения и структурирования текста.

А в начале XVI века в обиход типографики впервые вводится курсив. В этот период книги начинают отличаться все более изощренным и оригинальным шрифтовым оформлением, одновременно утрачивается сходство шрифта с рукописным. Европейские книжные издания XVI столетия характеризуются тонально-живописным характером иллюстраций и богатым декором, включающим в себя и орнаментальные бордюры.

В XVII веке с подачи издательских домов Голландии типографика меняет свои задачи в пользу создания книг для более широкого круга читателей. Соответственно, книги приобретают небольшой формат для большего удобства, видоизменяются шрифты – они получаются с более утяжеленным рисунком, что позволяет сохранять четкость оттиска даже при больших тиражах изданий. В это же столетие появляется оригинальный шрифт «Королевская антиква», еще дальше отходящий от рукописного прототипа. В середине XVIII века впервые появились попытки систематизации типоразмеров и выпуска книг шрифтовых образцов.

Особую роль здесь сыграл англичанин Дж. Баскервилл, который отказался от использования книжного орнамента в пользу «чистой» типографики, основанной на исключительно шрифтовом оформлении. Типографика стремительно меняется – появляется геометрическая строгость шрифтового рисунка, выявляется композиционная значимость свободного пространства книжного листа, разрабатываются новые отточенные, контрастные шрифты для книгопечатания.

Промышленная революция способствовала разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка для целей рекламы и периодики. В XIX столетии в обиход книгопечатания вводятся шрифты жирных начертаний, египетские шрифты, гротески, также возрастает значение книжных орнаментов и иллюстраций. В то же время критика обезличенного машинного производства привела к возрождению некоторых ручных типографских процессов.

На рубеже XIX – XX столетий в типографике, как и в других видах оформительского искусства, становится популярным стиль модерн с характерной для него экспрессией органических форм и декоративно-силуэтных иллюстраций, что, естественно, обеспечило поиск новых шрифтовых рисунков. Для этого же периода времени характерно возникновение экспрессивной типографики, целью которой являлось воссоздание образности авторского повествования посредством перемены шрифтовых кеглей и начертаний.

В первой половине прошлого века типографика развивалась уже в неоклассическом ключе, то есть на первый план вышла удобочитаемость каждого знака текста в целом, а также простота шрифтового рисунка. В 40 – 60-е годы типографика приобрела более деловой характер, что привело к упорядочению книжной композиции, приведению к единому оформлению всех визуальных элементов книги.

В качестве композиционного каркаса книги стала использоваться математически рассчитанная модульная сетка, состоящая из равных прямоугольников текста и свободных промежутков между ними. Такая композиция выдерживалась в изданиях от первой до последней страницы. В 1970 году в Нью-Йорке была основана Международная шрифтовая корпорация (ITC), которой принадлежит огромная роль в разработке новых шрифтов, в том числе хорошо известных нам сегодня. Как мы видим, каждая историческая эпоха характеризовалась своей типографикой и созданием своих собственных шрифтовых рисунков, отвечающих конкретным задачам и веяниям времени.

На современном этапе задача типографики заключается в том, чтобы доступно, в ясной и интересной форме донести до зрителя или читателя определенную информацию. Для этого специалисты по типографике (типографы) собирают в одно целое текст, выбирают шрифт, размещают определенным образом  шрифтовые элементы относительно друг друга и заданного пространства. Несмотря на то, что такая работа кажется чисто технической задачей, методами типографики можно создавать настоящие произведения искусства.

Если типограф работает с книгой, то он полностью разрабатывает ее архитектуру, то есть формат строки и полосы набора, раскладку полей, кегль и размеры шрифта, интервалы между словами и строками, место расположения иллюстраций в тексте. В результате получается хорошо продуманная, подчиненная определенному замыслу книжная страница и печатное издание в целом, которые выполняют как сугубо функциональное назначение (удобочитаемость текста), так и характеризуются зрелищной, художественной структурой. Если же речь идет о web-дизайне, то здесь профессиональный типограф занимается выбором правильного написания текста для повышения читабельности информации на сайте и привлечения посетителей. Неправильный выбор типографики может привести к тому, что сайт получится достаточно скучным и у посетителей не возникнет никакого желания оставаться на нем.

Типографическое оформление текста

Типографическое оформление текста зависит от нескольких составляющих:

– Содержание. Это главный параметр, поскольку именно содержание текста создает типографику, а не наоборот. В данном случае различные приемы типографики должны подчиняться смыслу текста и наилучшим образом раскрывать содержание читателю.

– Назначение текста. Очевидно, что текст для наружной рекламы – совершенно не одно и тоже, что журнальный текст или даже рекламная информация, размещаемая на сайте. В зависимости от того, что представляет собой текст и каково его назначение должны использоваться те или иные выразительные средства.

– Носители текста. Также на выбор типографических приемов влияет то, где будет размещаться текст – в Интернете, на рекламном щите или бумаге глянцевого издания.

Выбирая те или иные способы оформления текста в зависимости от его назначения и содержания, типограф работает над достижением нескольких целей. Во-первых, это удобочитаемость текста – свойство, характеризующее удобство восприятия информации человеком. Особенно удобочитаемость важна в текстах, предназначенных для сплошного чтения. Удобочитаемость обеспечивается не только графическим исполнением шрифтов или правильным структурированием текста, но и мерами стилистики или семантики.

Во-вторых, необходимо обеспечить заметность текста, особенно это касается рекламной информации. Здесь типограф оперирует цветом символов или фона, выделительным шрифтом и другими средствами. В-третьих, задача специалиста по типографике состоит в том, чтобы сделать текст различимым. Данное требование важно для  чтения в условиях пониженной видимости или за короткое время. Различимость обеспечивается, например, крупным кеглем или сильным контрастом цветов текста и фонового рисунка.

Естественно, что главное, с чем работает типограф – это шрифт, поскольку от него в основном зависит восприятие текста читателем. Шрифт представляет собой набор символов определенного размера и рисунка. Различные шрифты объединяются в группы или семьи по своему стилистическому решению: шрифты рукописные, шрифты с засечками или без засечек и другие. Понятием «гарнитура» в типографике как раз и определяют шрифт или несколько шрифтов, обладающих стилистическим единством начертания. Например, гарнитура TimesNewRoman включает в себя обычный, курсивный, полужирный и множество других шрифтов этого, очень популярного сегодня семейства.

Различные виды шрифтов могут по-разному влиять на восприятие и настроение читателя. В печатных материалах широко применяются шрифты с засечками, так как засечки помогают создать пространство между буквами, а иногда дают ощущение чего-то личного или выражают некое уважение. Шрифты без засечек, в свою очередь, используются при оформлении текстов, размещаемых на web-страницах. Ведь при низком разрешении компьютерного монитора засечки будут выглядеть размытыми, а сам шрифт с засечками будет несколько размываться. Также шрифты без засечек способствуют выражению чувства стиля, молодости и современных тенденций.

При оформлении текстов для бизнес-проектов предпочтительны традиционные гладкие шрифты, благодаря которым текст будет восприниматься более серьезно. Выбирая тот или иной шрифт, типограф исходит не только из назначения текста, но и из его содержания и смысла. В этой связи, например, счастливые сообщения рекомендуется сопровождать легкими и мягкими формами шрифтов, а мрачные, наоборот, шрифтами с более жесткими очертаниями.

Помимо шрифтов, типограф работает с такими типографическими понятиями, как интерлиньяж (расстояние между базовыми линиями соседних строк) и кернинг (подбор интервала между буквами для повышения удобочитаемости текста). Важным является также контрастность и цвет текста. Как правило, выбирается тот цвет, с помощью которого текст будет выделяться из фона и при этом оставаться удобным для чтения. Цвет текста должен заставить людей остановить свой взгляд и вчитаться в него.

При этом в типографике не забывают о контрастности и цветовых комбинациях текст – фон. Правила типографики говорят нам о том, что употреблять такие сочетания, как серый текст на светло-сером фоне или желтый текст на красном фоне не стоит. Шрифт близкого к фону оттенка практически всегда плохо различим, а излишняя контрастность, в свою очередь, нередко раздражает читателя.

Еще одна важная составляющая типографики – это система ориентирования, то есть система пиктографических и текстовых элементов, которая призвана помочь читателю находить в тексте необходимую ему информацию. Система деления текста должна включать в себя подчиненные заголовки различного уровня, выражающие взаимосвязь и соподчиненность возглавляемых ими текстовых частей. Сами заголовки и подзаголовки в тексте могут отличаться различной цветовой гаммой, подчеркиванием или графическим текстом в зависимости от содержания и назначения информации.

Типограф работает над определением того, в каких местах нужно размещать текст, и каковыдолжны быть его размеры. Первым шагом к этому будет выяснение, какая информация является наиболее важной в предлагаемом тексте. Ее обычно и выделяют размерами шрифта или свободным пространством. Вообще, типографика утверждает, что свободное пространство имеет большое значение в тексте, поскольку позволяет ему «дышать». Например, слишком широкие строки с текстом утомительны для глаз человека и способствуют возникновению неблагоприятного психологического эффекта.

А вот наличие свободного пространства вокруг текста снижает напряжение и позволяет читателю сконцентрироваться на основной сути. В свою очередь, плотно стиснутые по вертикали строки существенно уменьшают скорость чтения, поскольку в этом случае верхнюю и нижнюю строки читатель охватывает глазами одновременно. В результате, ему не удается сфокусироваться на отдельной строке, и вследствие бесполезной траты энергии возникает перенапряжение.

Как мы видим, в распоряжении специалиста по типографике достаточно много инструментов, позволяющих сделать текст удобочитаемым, заметным и легко различимым. При этом стоит отметить, что типографика не диктует каких-то строгих правил в отношении выбора шрифтов или оформления текста. Правила в типографике носят лишь рекомендательный характер, отражающий привычки и традиции читателей относительно того или иного оформления текстовой информации. Однако некоторым общим правилам типографики все же можно и нужно следовать, поскольку их соблюдение позволяет создать текст, который читатель сможет полноценно воспринимать и ему будет понятен смысл доносимой до него информации.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ