Вместо того, чтобы придумывать очередную скучную зеркальную камеру, компания Casio выпускает на рынок другое решение идеального, с её точки зрения, фотоаппарата. Он отличается невероятно высокой скоростью съемки, а также чуть ли не самым лучшим на сегодняшний день качеством видеозаписи Full HD-разрешения. Вкупе с мощным 12-кратным зум-объективом получилась интересная модель, с которой мы не упустили возможности ознакомиться.

Если зайти в фотосалон и посмотреть на представленные цифровые камеры, можно на них увидеть ворох красивых наклеек, вроде «12х», «Full HD», «Anti Shake» и прочих. Большинство из них – не что иное как маркетинговые уловки, поскольку зум окажется цифровым, видеозапись будет лишь VGA-разрешения, а работа стабилизатора вообще останется загадкой. Странно, но все шильдики, красующиеся на коробке с Casio Exilim Pro EX-F1, оказались правдой. И объектив, достойный любого «суперзума», к тому же с оптическим эффективным стабилизатором, и HDMI-выход для просмотра отснятого материала на большой ЖК-панели, и собственно запись видео с разрешением до 1920х1080 точек. И всё же, какими бы ни были характеристики, прежде всего покупатели обращают внимание на внешний вид. Часто, даже не включив аппарат и не убедившись в соответствии внешнего облика заявленным возможностям, просто покупают камеру. Скажем сразу – картинки никоим образом не могут описать общее ощущение от этой камеры. Сделать это отчасти можем мы, чем сейчас и займемся.

Снаружи
Взяв в руки этот аппарат, понимаешь, что у компании Casio всё хорошо. Такие специфические камеры есть почти у каждой фирмы, что объясняется стремлением новичков в фотографии к длинному зуму, начиная с десятикратного, а также внешняя «солидность» аппарата. Однако, эти модели недешевы, но по качеству съемки в большинстве случаев лучше своих компактных собратьев.
Дизайн камеры, если смотреть сверху, выполнен в виде буквы «L». Длинный объектив, выступающий из корпуса на 100 мм, заканчивается громоздкой задней частью. На её верхнем наплыве спрятана сложная двухламповая вспышка, в раскрытом состоянии достаточно высоко поднимающаяся над оптической осью камеры. Этим уменьшается нежелательный эффект красных глаз, а также улучшается освещение сцены в целом. Кстати, название фирмы «Casio» можно найти лишь на торце вспышки, оно не очевидно, а остальные надписи гласят лишь о марке «Exilim». За встроенной вспышкой, прямо на выступе электронного видоискателя можно дополнительно установить внешнюю вспышку, для этого присутствует «горячий башмак».

В руке аппарат лежит очень удобно за счет большого выступа с качественным прорезиненным покрытием. Внутри него прячется большой аккумулятор, тем самым обеспечивается хорошее распределение веса, и камера не выпадет из рук даже при удерживании кончиками пальцев. При первом взгляде на аппарат сразу же заметно разделение на фото- и видеосоставляющую, хотя бы из-за двух кнопок записи – обычной спусковой, а также более привычной для видеокамер кнопки с красным кружком и ободком настройки вокруг, для большого пальца. Собственно, кроме нее и еще двух кнопок съемки/просмотра, большой палец больше ни до чего не дотягивается. Так, чтобы добраться до джойстика, нужно взять камеру второй рукой. То же самое придется сделать и для кнопки «MENU». В этой же области расположена кнопка переключения режима отображения информации на мониторе, а также включения электронного видоискателя. Функции джойстика здесь расширять не стали, и лишь направлению вниз назначено удаление снимков и видеороликов.

Однако кольцо, обрамляющее джойстик, вращается, и в различных режимах работы на него назначено много полезностей. Например, во время просмотра снимков этим кольцом можно действительно быстро листать фотографии, при просмотре видео очень удобно организован покадровый просмотр. Слева от джойстика красуется большой 2,8-дюймовый ЖК-монитор с разрешением 959х240 точек. Правильно, он широкоэкранный, однако это никоим образом не мешает съемке. Наоборот, в правой части при фотосъемке появилось свободное место для пиктограмм, тогда как при записи видео ЖК-монитор работает в полную силу широкого формата.

Другой управляющий блок кнопок расположился прямо на объективе. Отсюда можно сменить режим фокусировки (макро, ручной, бесконечность и др.), быстро повысить яркость монитора (например, при съемке на солнце), а также зафиксировать параметры экспозиции по нужной точке (AE-Lock). Чуть дальше этих кнопок на объективе заманчиво расположилось широкое кольцо. Оно совсем не механическое и может управлять как трансфокатором, так и наведением на резкость в ручном режиме фокусировки. Споры о его удобстве в конце концов перейдут в прения о компактных/зеркальных камерах, потому просто скажем, что кольцо есть. Но многим больше понравилось бы полностью механическое.

Передняя линза объектива, по хорошим традициям зеркальных камер, закрывается крышкой безо всяких веревочек. Придется привыкать к тому, что крышка может потеряться, и класть её в один и тот же карман. К слову, в комплекте к Casio EX-F1 идет бленда, которая поможет избежать паразитных засветок. Действительно, диаметр объектива достаточно большой и бокового ненужного света здесь будет предостаточно.

Завершает дизайн камеры глянцевая вставка в верхней части корпуса, с одной стороны которой разместилась спусковая кнопка, окруженная кольцом зуммирования с рычажком, с другой стороны – диск выбора режимов фотосъемки (ручные настройки экспозиции, предустановленные сюжетные программы и др.). Рядом с этим диском присоседился еще один, назовем его диском серийной съемки. На него вынесено шесть различных режимов, начиная от одиночного кадра и заканчивая высокоскоростной съемкой и брекетингом.

Внутри
Прежде всего хочется отметить смелость создателей камеры за выпуск аппарата с шестимегапиксельной матрицей, в то время как у других и значение 10 уже считается небольшим. Все-таки Casio EX-F1 рассчитана на людей хоть сколько-нибудь разбирающихся в цифровой фотографии и знающих, что с шести мегапикселей можно печатать снимки вплоть до формата А3 без заметной потери резкости. Относительно большой размер CMOS-матрицы 1/1.8 дюйма обеспечивает низкий уровень шума, а невысокое разрешение позволяет добиться невероятной «скорострельности» до 60 кадров в секунду при фотосъемке и до 1200 кадров в секунду (!) для видеозаписи. Причем камера – одна из немногих компактов – сохранила возможность съемки в несжатом RAW-формате разрешением 2816×2112 точек. Да и видеозапись отличается высоким разрешением 1920х1080 точек при скорости 60 кадров в секунду. Если учесть возможность использования зума во время видеозаписи, то получится крайне приятный в использовании инструмент. RAW записывается сразу же в паре с JPEG-картинкой, потому каких-либо сложностей этот формат не принесет, разве что размер одного кадра будет более 11 Мб.

Качественный 12-кратный зум-объектив покрывает диапазон фокусных расстояний от 36 до 432 мм в 35-мм эквиваленте. Избежать «шевеленки» в телеположении или при недостаточном освещении призван оптический стабилизатор. Его работа хорошо заметна в демо-режиме, когда стабилизация начинает работать при половинном нажатии спусковой кнопки. В других режимах для экономии заряда аккумулятора «антишейк» действует лишь при срабатывании затвора. По сравнению с другими современными камерами стабилизатор показал себя отлично, и его можно назвать одним из лучших на сегодняшний день.

Фокусировка производится как автоматически, так и вручную. Принцип ручного наведения немногим отличается от других компактных камер, и работоспособность его страдает, поскольку даже увеличение центральной области кадра не позволяет оценить резкость сцены. А фокусировка с использованием кольца на объективе ничего, кроме раздражения, не принесет. Отчасти помогает здесь возможность съемки с брекетингом по фокусу, то есть нескольких снимков с различным расстоянием до резко изображаемого пространства. Другое дело автофокусировка – она здесь на высоте. Помимо зеленой лампы подсветки, имеется еще несколько элементов, помогающих точно навестись на резкость. Например, выбор зоны фокусировки джойстиком по всей области кадра, или функция следящего автофокуса, или, при съемке портретов, – быстрое и качественное распознавание лиц, уже ставшее де-факто в любом уважающем себя цифровике. Не следует забывать и про макрорежим, способный держать в фокусе объекты на расстоянии от 5 см до передней линзы объектива. Разве что вспышкой здесь лучше не пользоваться, от «хобота» объектива остается заметная тень.

Параметры экспозиции можно назначить полностью вручную, в режимах приоритета выдержки и диафрагмы, автоматически, в программном режиме, а также основываясь на одной из 25 сюжетных программ. Выдержка возможна на значениях от 1 до 1/2000 с и до 1/40000 с (!) в ручном режиме. Столь короткая выдержка обеспечивается благодаря использованию цифрового затвора CMOS-сенсора. Диафрагма ограничивается светосилой и устанавливается на значения от F2.7 до F7.5 на широком углу и от F4.6 до F13.1 в телеположении объектива. В ручных режимах лучше увеличить значение диафрагмы на пару ступеней для достижения лучшей резкости. Также можно использовать быструю коррекцию экспозиции или брекетинг из 3 или 5 кадров с гибко настраиваемой экспокоррекцией.

Очень хорошо автоматика справляется с настройкой цветовой температуры сцены. Однако для сложных случаев есть предустановки баланса белого, а также еще один брекетинг, теперь по балансу белого. К слову сказать, при съемке в RAW-формате о неправильном цвете можно забыть –  всё можно будет подправить в фоторедакторе «задним числом».

Камера поддерживает SDHC-карты памяти большого объема, и именно их рекомендуется покупать для этой камеры. Во-первых, они обладают более высокой скоростью записи, а во-вторых, даже на 4 Гб поместится всего 40 минут Full-HD видео. А снимать с разрешением ниже 1920×1080 не захочется уже после первого домашнего просмотра видеоролика на большом экране.

Режимы работы и сюжетные программы
У Casio EX-F1 есть единственный режим работы, и, в зависимости от нажатой кнопки записи, будет срабатывать фото- или видеорежим записи. Качество записи видео можно поменять одним поворотом кольца, опоясывающего кнопку видеозаписи с красным кружком. Причем, будет меняться лишь разрешение, тогда как степень сжатия будет одинаковой. Другое дело с фоторежимом. Два диска с пиктограммами первое время приводят к затруднениям в управлении – они нестандартны, и пиктограммы на них не похожи на обозначения, используемые в других камерах. Но через некоторое время ненужные режимы отсеиваются, и аппарат эффективно используется в полную силу. Так, например, серия из 3 кадров со вспышкой со скоростью 7 кадров в секунду включается тремя щелчками диска серийной съемки, а управление скоростью съемки без вспышки производится простым вращением диска джойстика.

Камеру отличает наличие «пилотного» света вспышки, который может использоваться для освещения как при высокоскоростной съемке, так и при записи видео. Лампа попросту загорается и непрерывно горит белым ярким свечением, нещадно сажая аккумулятор. Благо, батарея здесь мощная (2000 mAh), и даже в таком режиме хватит её надолго.

Сюжетные программы представлены фирменной системой Best Shot, переходящей у компании Casio из камеры в камеру. Помимо стандартных режимов «Портрет», «Пейзаж» и других двух десятков режимов, здесь появились две сюжетные программы, оптимизированные для серийной съемки. Первая полезна, когда объект входит в кадр, и вторая – когда выходит. Многим будет интересен режим съемки видео, сразу «заточенного» для размещения на популярном интернет-ресурсе YouTube. В общем, для более простого понимания можно «увеличить» пиктограмму каждой сюжетной программы кольцом зуммирования и почитать описание на хорошем русском языке.

Впечатления
Аппарат по размеру сравним с зеркальными камерами, по весу – немного меньше последних. Недаром в комплекте идет широкий шейный ремень – по-другому камеру носить не получится. В целом Casio EX-F1 действительно очень быстрая, подкачало разве что время включения. От нажатия кнопки до возможности сделать первый снимок проходит 3-4 секунды: судите сами, насколько это быстро. В остальном, начиная от фокусировки и заканчивая серийной съемкой, – очень достойные показатели.

Управление камерой несколько нестандартно, и ситуация еще больше усугублялась отсутствием у нас инструкции на русском. Но сопротивление было бесполезно, и уже через несколько часов мы снимали в нашей лаборатории шарики с водой, пользуясь функциями камеры в полном объеме. Быстрое меню представлено узкой полоской пиктограмм в правой части экрана. Набор настроек здесь динамически изменяется в зависимости от выбранного режима работы, а доступ к нужному пункту упрощается вращающимся диском джойстика.

Во время просмотра снимков можно, например, откорректировать баланс белого прямо в камере даже на JPEG-изображениях, а возможности видеоредактора несколько расширены. Снимки в сериях собираются в «колоды», наподобие видеороликов, дабы не засорять внимание однотипными файлами. Из каждой серии можно выбрать нужный снимок и сохранить его отдельно, а ненужное удалить. К слову сказать, на карте памяти всё сохраняется в обычном привычном виде, никак не сортируясь. Войти в режим просмотра можно одним нажатием зеленой кнопки даже при выключенной камере, но быстро вернуться к съемке нажатием спусковой кнопки нельзя.

По количеству настроек камера обгоняет некоторые зеркальные аппараты, а по скорости съемки серий кадров – большинство из них. Не забыть про высококачественную видеозапись – и можно уже для себя сделать выбор. Основные минусы, которые заставят усомниться в покупке, – это отсутствие оптического (не электронного) видоискателя, матрица меньшего размера, а также несменные объективы.

В целом Casio EX-F1 произвел впечатление качественно собранного и продуманного аппарата. Счастливый обладатель вполне может сэкономить несколько сотен условных единиц на видеокамере, при этом получив один из самых лучших компактных цифровиков с мощным «стабилизированным» объективом, малошумной матрицей и хорошей эргономикой. Скоростная съемка видео и фото не так интересна, как её качество, однако, имея в наплечной сумке 1200 кадров в секунду, пусть и разрешения 336х96 точек, можно снять очень много интересного. Посмотрите хотя бы на тестовые снимки – не каждый фотоаппарат смог бы такое сделать.

Мнение

Отличный суперзум с продвинутой серийной съемкой и качественным объективом с оптическим стабилизатором. Уникальные показатели по скорости серийной съемки. Видеорежим можно назвать лучшим на сегодняшний день, а по быстродействию аппарат обгоняет многие младшие зеркальные камеры.

Текст и фото Кузьмин Кирилл

Источник: mnovosti.ru