История жизни Лени Рифеншталь (1902-2003гг) поражает. Она прожила 101 год и успела побывать танцовщицей и актрисой немого кино, знаменитым кинорежиссером и признанным мастером фотографии. Она управляла самолетом и спускалась под воду с аквалангом и камерой – и это в семьдесят с лишним лет. Вся ее жизнь − непрекращающийся триумф таланта и воли, хотя и испытаний было достаточно.

Балерина и звезда немого кино

Она начинала карьеру как танцовщица. Лени Рифеншталь серьезно занималась балетом в Берлине под руководством русской балерины и могла бы стать такой же знаменитой, как Айседора Дункан. Но этой женщине всегда хотелось чего-то большего. Она стала сниматься в кино. В 1930-х годах вышло несколько фильмов с ее участием. Для того чтобы достоверно сыграть роль, она научилась пользоваться альпинистским снаряжением и кататься на горных лыжах. Тогда же состоялось и ее первое знакомство с художественной фотографией. Спустя много лет она говорила, что именно благодаря Арнольду Франку, режиссеру фильмов «Священная гора»(1926) и «Белый ад Пиц Палю»(1929), она впервые взяла в руки камеру. Он показал ей, как снимать и как кадрировать фотографии. Наблюдая за его работой, она училась азам мастерства.

Фильмы с участием Лени Рифеншталь имели успех. Но ей хотелось самой снимать кино. Первый фильм «Голубой свет», который она сняла в качестве режиссера, вышел в 1932 году. Она была и сценаристом, и продюсером, и исполнительницей главной роли. На биеннале в Венеции картина была  отмечена наградой – серебряной медалью. В том же году состоялось ее знакомство с Адольфом Гитлером, сыгравшее большую роль в ее судьбе. Лени Рифеншталь сняла несколько документальных пропагандистских фильмов о съездах НСДАП. Самым известным стал, пожалуй, знаменитый «Триумф воли»(1934), ставший образцом этого жанра.

Режиссер – новатор

Лени Рифеншталь удалось создать не просто документальный фильм, но настоящее произведение искусства. При съемке она использовала много новаторских приемов. Она ставила камеры на рельсы, заставляла операторов снимать в лежачем положении, отчего фигуры ораторов казались особенно величественными, придумывала необычные ракурсы. В распоряжении молодой женщины были десятки помощников и неограниченный бюджет. «Триумф воли» был признан лучшим документальным фильмом на Международном кинофестивале в Венеции 1935 года и завоевал золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

(Лени Рифеншталь и оператор Вальтер Френтц на съёмках фильма «Олимпия», август 1936) Unser Bild zeigt Leni Riefenstahl mit einem Kameramann des Olympiafilms bei der Arbeit Scherl-Bilderdienst-Olympiafilm 14.4.38 [Herausgabe-Datum]

В 1936 году в Берлине проходили летние Олимпийские игры. Министерство пропаганды поручило Лени Рифеншталь создать фильм о спортивных состязаниях. Она занялась этой работой с присущим ей энтузиазмом. Премьера фильма «Олимпия» состоялась в 1938 году. До сих пор он считается классикой в жанре спортивной съемки. Уникальные кадры, воспевающие красоту человеческого тела, можно встретить во многих учебниках. С этой картиной Лени собиралась покорить Голливуд. Американское турне было прервано известиями о начале войны.

Близость с Гитлером и Геббельсом и слава летописца Третьего Рейха послужили причиной крушения карьеры Лени Рифеншталь как режиссера после окончания Второй Мировой войны. Ее фильмы были под запретом, сама она провела некоторое время в психиатрической лечебнице и не раз участвовала в судебных процессах в качестве обвиняемой. В конце концов ее освободили и признали «пособником», но о былом величии пришлось забыть навсегда. В пятьдесят с лишним лет она начала жизнь заново.

Новая жизнь и увлечение фотографией

Лени Рифеншталь вновь обратилась к фотографии, когда ей было 53 года. В 1956 году она покинула Европу и уехала в экваториальную Африку. Много лет она путешествовала по отдаленным районам Судана. Она хотела снять фильм о затерянном племени, где время словно остановилось, но съемки обнаженной натуры были запрещены законом. Пришлось ограничиться фотокамерой. «Я люблю фотографии, потому что их можно рассматривать подолгу»,− говорила Лени. Условия для работы были непростыми. Несколько пленок пропали при пересылке, журналы не хотели публиковать работы опального режиссера. Но ей все-таки удалось преодолеть сопротивление. Путевые впечатления и снимки появлялись на страницах «Stern» и «The Sunday Times», других популярных изданий. В 1960 -70-е годы она совершила несколько экспедиций и внесла немалый вклад в изучение жизни нубийских племен. Президент Судана даровал ей гражданство и наградил высшим национальным орденом.

Две книги с фотографиями Лени Рифеншталь: «Нуба — люди, будто пришедшие с другой звезды»(1973) и «Нуба из племени Кау»(1976),−имели огромный успех. В 1975 году она была награждена золотой медалью как выдающийся фотограф.

Для того чтобы отснять уникальные кадры, она многим рискнула. Обнаженные тела на фотографиях, словно выточенные из эбенового дерева, восхищают своим совершенством. Многие критики даже усмотрели в них отголоски расовой теории нацистов. Это и послужило в очередной раз поводом для преследований и препятствий в карьере.

В глубинах океана

И вот очередной поворот в блистательной биографии Лени Рифеншталь. В 1974 году на Мальдивах она совершает первое погружение с аквалангом. Для того чтобы пройти курсы дайвинга, Лени уменьшила свой реальный возраст на 20 лет. А ей было уже за семьдесят. Эта удивительная женщина освоила подводную съемку и сделала немало удачных кадров. Удачных настолько, что ее фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудеса под водой» в 1975 году были объявлены лучшей работой в области фотографии. Она совершила более 2 тысяч погружений и всегда в руках у нее была камера. В 1987 году вышла её книга мемуаров, ставшая настоящим бестселлером.

Уже потом, когда все обвинения были сняты, она пыталась вернуться в любимую Африку, но экспедиция была неудачной. Вертолет потерпел крушение, а жизнь и быт племен существенно изменились. И Лени Рифеншталь вновь погружается в глубину. Ее документальный фильм «Подводные впечатления»(2002) имел большой успех. Последний раз она надевала акваланг, когда ей было 97 лет. До конца дней она оставалась активной, жизнелюбивой и талантливой во всех своих начинаниях.