Некоторые начинающие фотографы уверены, что подготовиться к спортивной съёмке в конце зимы намного сложнее, чем в любой другой сезон. Так ли это на самом деле, какие нюансы обязательно стоит учесть, если вы снимаете в это время года, и как не упустить «тот самый кадр»? Давайте обо всём и по порядку.

Подготовка к съёмке

Не важно, когда будет проходить съёмка – весной, летом, осенью или зимой – фотограф должен заранее к ней подготовиться. Особенно если речь идёт о таком динамичном жанре как спортивная фотография. Ещё до начала работы важно чётко понимать, что вы хотите сфотографировать. Без этого кадра просто не получится. Исходя из поставленной цели, подбирается и основной набор техники. Чаще всего это две камеры – основная и дополнительная – и три-четыре объектива к ним.

Лично я предпочитаю Nikon D5 – она отлично подходит для спортивной съёмки. А в качестве второй, дублирующей, использую беззеркальную Nikon Z6. Если говорить о «базовом арсенале» оптики, то это два телеобъектива с фокусными расстояниями в диапазоне 400-500 мм и 70-200 мм и конвертер. Я предпочитаю 1.4 – он увеличивает фокусное расстояние еще в 1,4 раза. Кроме того, с собой стоит взять объектив 24-70 мм или, например, 14-24 мм – в зависимости от вида и условий съемки.

Диафрагма – f/10;
Выдержка – 1/1250;
Фокусное расстояние – 230 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. (Нажмите на фото, чтобы его увеличить)

Обычно соревнования длятся от двух до пяти часов. Столько времени камеру с телеобъективом в руках удержать невозможно, поэтому любому спортивному фотографу просто необходим монопод. А также – качественная экипировка, в которой и кроется главное отличие съёмки в конце зимы от других времён года. Погода может быть особенно непредсказуема, и, если вы планируете выждать «тот самый кадр» – например, запечатлеть самый эмоциональный момент на финише, – то на стадионе придётся провести целый день, вне зависимости от температуры и условий.

Диафрагма – f/5.6;
Выдержка – 1/2000;
Фокусное расстояние – 400 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Аксиома для любого фотографа – нет плохой погоды, но есть плохая экипировка. Так, на одной из олимпиад во время соревнований по горным лыжам мы провели на выделенной нам позиции два с половиной часа – всё потому, что из-за сильного ветра старты скоростного спуска перенесли. Прождать столько времени на холоде невозможно, если не подготовиться к такому развитию событий заранее: поэтому профессиональные фотографы работают в термобелье и спортивной экипировке – она тёплая, но лёгкая, дышащая и не сковывает движение.

Важно, чтобы куртка была обязательно с капюшоном и мембраной типа GORE-TEX. Также не стоит пренебрегать очками: в это время года снег часто сочетается с ярким солнцем. А значит, есть риск заработать ожог сетчатки, который может вывести вас из строя минимум на неделю. Глаза для фотографа – это главное, как, собственно, и техника, на которую он снимает. И последней тоже нужна защита – от снега и дождя. Её брать с собой обязательно – вне зависимости от прогнозов погоды.

Диафрагма – f/6.3;
Выдержка – 1/1200;
Фокусное расстояние – 400 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.

Для горных лыж также обязательны альпинистские кошки: без них сегодня не пускают ни на Чемпионат мира, ни на Олимпийские игры, потому что есть риск падения на крутом склоне. И нередки случаи, когда фотографы падали, за что их удаляли с трассы.

Как снимать?

В плане съёмки, никаких поправок на время года нет – здесь всё зависит от конкретных условий, оптики и света. В профессиональной среде есть такое понятие – «работа в ноль». Это правильный замер экспозиции и правильная компоновка кадра. Важно, что замер производится в ту сторону, в какую будет проводиться съёмка.

От условий зависит и скорость съёмки: если свет яркий, то можно снимать с выдержкой 1/2000-1/3000. Когда человек один, диафрагму можно открыть – так вы отделите спортсмена от фона. А если бежит группа – диафрагму желательно сделать меньше (например, f/5.6, f/8), тогда глубина резкости будет больше и можно взять в кадр не только лидера, но и тех, кто его преследует.

Диафрагма – f/5.6;
Выдержка – 1/1600;
Фокусное расстояние – 550 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.

Ещё один нюанс подобных съёмок – зимой часто происходят ночные соревнования. И здесь экспозиция претерпевает коррекцию по фону. Если он очень яркий или слишком тёмный – профессиональные фотографы обычно меряют экспозицию по лицу. Например, коллеги. Также удобно использовать небольшие настройки так называемой функции «picture control» в камере. Они позволяют немного подкорректировать композицию по контрасту: если он сильный, то его можно сбить, или наоборот.

Главное – поймать момент

Как мы уже говорили, фотограф всегда должен знать, зачем он пришёл на соревнования и кого ему необходимо сфотографировать. На фигурном катании помогут протоколы – смотришь в них и знаешь, кто и за кем идёт. Также фигурное катание хорошо наличием разминки, на которой спортсмены прокатывают сложные элементы программы. Отсмотрев её, можно сориентироваться, в какой точке катка будет выполнена та или иная фигура, и готовиться к съёмке уже конкретного элемента. А вот на лыжных гонках или биатлоне при массовых стартах нужно знать «своего» спортсмена в лицо. Или хотя бы помнить его нагрудный номер, чтобы суметь найти среди остальных участников.

Диафрагма – f/4;
Выдержка – 1/1000;
Фокусное расстояние – 330 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.

Конечно, в любом виде спорта фотограф должен предварительно задумать кадр и пытаться его снять. На это у него будет всего одно мгновение. Именно поэтому мастеров фотографии можно приравнять не просто к своего рода спортсменам, а к снайперам, которые должны поймать один единственный миг – одну-две самые красивые фазы движения – и нажать на спуск. Они проходят мгновенно, и, если ты опоздал – второго шанса уже не будет.

Диафрагма – f/4;
Выдержка – 1/2000;
Фокусное расстояние – 280 мм;
Камера – Nikon D5;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.

Советы из личного опыта

Конец зимы – время частых изменений погоды. И если температура подвела, и вы, хорошо промёрзнув, решили погреться в пресс-центре или выпить там чашку кофе – не спешите. Это нужно делать очень аккуратно, ведь попадая в тёплое и влажное помещение, аппаратура покрывается конденсатом. Поэтому без протирочной салфетки на съёмках появляться нельзя – она обязательно должна быть в кармане любого фотографа.

Вторая опасность – попадая на улицу после тепла, образовавшийся на технике конденсат замерзает, и камера может остановиться. Однажды у меня замёрзли обе камеры, и спасла ситуацию лишь сухая финская баня – только там удалось отогреть аппаратуру и спасти съёмку. Поэтому совет для начинающих: лучше оставьте камеру на морозе под присмотром коллеги, а сами сбегайте попейте кофе или погрейтесь, но промерзшую камеру в тёплое и влажное помещение заносить не стоит.

Подводя итог: особых отличий съёмки в конце зимы – начале весны и в любое другое время года нет. Главное – в экипировке, чётком понимании, какой кадр вам нужен, а также подходе к самой съёмке. Фотограф обязан думать и уметь из любой ситуации выйти победителем, придумать что-то такое – невероятное – чтобы спасти себя и съёмку. Тогда и только тогда он сможет получить удовольствие от процесса и сделать по-настоящему достойные и удивительные кадры.

Добавить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here