Так случилось, что слава к американскому мастеру уличной фотографии Солу Лейтеру (Saul Leiter) пришла уже тогда, когда ему было далеко за семьдесят. Все потому что он никогда не стремился к славе и общественному признанию, не обладал нужной целеустремленностью и амбициозностью, то есть теми качествами, которые так ценятся в Соединенных Штатах. Его необычный, лирический стиль в фотографии пришелся не ко двору в 50 – 60-е годы, когда в моде была немного мрачная и депрессивная социальная фотография. Известность пришла к Солу Лейтеру только в весьма почтенном возрасте. Начиная с 2000-х годов, выставки с его фотографиями прошли в самых престижных музеях и галереях мира.

Талантливый фотохудожник родился в 1923 году и уже с раннего возраста приобщился к рисованию. Он был сыном известного в городе раввина, который больше интересовался мнением окружающих о своей семье, нежели жизнью собственных детей. Родители надеялись, что Сол пойдет по стопам своего отца. В то время Питтсбург из центра сталелитейной промышленности постепенно превращался в культурный центр, откуда вышли такие знаменитости, как Энди Уорхол или композитор Эррол Гарнер. Солу тоже хотелось чего-то большего, нежели работа на заводе или изучение Торы. Он активно занимался рисованием, а также пробовал свои силы в фотографии, благо мама Сола подарила мальчику первую в его жизни камеру.

Saul Leiter
© Saul Leiter

В середине 40-х годов в Питтсбурге прошла первая выставка его картин, ознаменовавшаяся для Сола сильными переживаниями и сугубо отрицательными эмоциями. Об этом впоследствии он говорил так: «Моя первая выставка картин прошла в Питтсбурге. Отец не хотел, чтобы я был художником, и семья поддерживала его. Он кричал: «Позор, что скажут люди!». Только представьте себе: у вас проходит первая долгожданная выставка, а ваша семья не поддерживает вас, не гордится вами, а стыдится вас и вашего занятия. Можно догадаться, что я чувствовал».

По просьбе родителей молодой человек поступил в религиозное учебное заведение в Кливленде. Но там он еще сильнее увлекся живописью, и, в итоге, в возрасте двадцати трех лет Сол решает бежать из родительского гнезда и отправиться на восточное побережье США. Ему посчастливилось познакомиться с Пузетт-Дартом, интересовавшегося фотосъемкой и стилем абстрактного импрессионизма. Сол также общался с фотографом Ю. Смитом, что, в конце концов, и побудило его заняться фотографией.

© Saul Leiter
© Saul Leiter

Не имея за плечами никакого художественного образования или  каких-либо курсов, Сол Лейтер стал фотографом-самоучкой, снимавшим, главным образом, улицы Нью-Йорка. Неожиданный переход от живописи к фотографии, повлиявший на всю его оставшуюся жизнь, Лейтер оценивал достаточно скромно: «Я никогда не думал о своей работе как о судьбе – просто искал источник дохода. Идея попробовать себя в качестве фотографа принадлежала моему другу, художнику Ричарду Пузетт-Дарту. Я сам никогда не думал, что буду фотографом».

© Saul Leiter
© Saul Leiter

Лейтер просто бродил по нью-йоркским улицам и снимал все, что его заинтересовало. Сначала это были черно-белые кадры, потом он перешел на цветную пленку и слайды. На его фотографиях можно увидеть уличные зарисовки из повседневной жизни горожан, необычный контраст цветных поверхностей, преломленный свет, странную композицию, удивительные отражения в стекле и многое другое. Здесь мы не наблюдаем никакой постановки или очень интересного сюжета. Наоборот, на снимках присутствует какая-то поэтическая недосказанность, которая притягивает зрителя. Уличная съемка была для него просто увлечением, и фотографировал Сол исключительно ради собственного удовольствия. Через некоторое время на его фотоизображения обратил внимание небезызвестный Эдвард Стейхен, который собирал работы талантливых фотографов. Он организует выставку фотографий Сола в Музее современного искусства.

© Saul Leiter
© Saul Leiter

В 50-е годы Стейхен еще не раз использовал снимки Сола в различных экспозициях, но широкий известности мастер уличной фотографии так и не приобрел. Все потому что через некоторое время Лейтер вообще перестал заниматься уличной съемкой и сосредоточился исключительно на коммерческих заказах. Для Сола уличная фотография была лишь любимым хобби, а чтобы зарабатывать себе на жизнь ему пришлось стать фотографом моды. Он начал сотрудничать с такими модными изданиями, как Esquire, Harper’sBazaar, Vogue и Queen. Правда, каких-то больших успехов в той области он не добился, но просто добросовестно выполнял свою работу.

© Saul Leiter
© Saul Leiter

Сотрудничество с журналами было для Сола всего лишь источником заработков. Впрочем, время от времени он занимается уличной фотосъемкой: «Я часто снимаю рядом с домом. Мне кажется, самые чудесные вещи случаются в знакомых местах. В поисках необычного необязательно отправляться на край света». Сол фотографировал улицы Нью-Йорка, стараясь использовать разнообразную оптику. Печать цветных снимков в то время стоила дорого и, к тому же, она была довольно трудной, поэтому он постепенно перешел на создание цветных слайдов. Свои слайдовые фотоизображения он демонстрировал лишь самым близким людям.

Яркий стиль Сола критики объясняют его опытом абстрактной живописи. В частности, глядя на уличные фото, сразу бросается в глаза их сравнительная простота, лаконичность и странные ракурсы. Тут-то и приходят на ум ассоциации с абстрактной живописью. На фотографиях Лейтера, в отличие от его современников, нет острых сюжетов, только выхваченные из общей повседневности странные моменты, причудливая игра контрастов. Как и любой художник, Лейтер огромное значение придавал свету. На его фотографиях можно наблюдать разнообразные блики, отблески, мерцающие контуры, а также пучки света, бьющие прямо в центр кадра. Благодаря этому создается особая метафизика фотографий, эти работы располагают зрителя к созерцанию.

© Saul Leiter
© Saul Leiter

Фотограф смотрит на окружающий его мир каким-то расфокусированным взглядом с отсутствием формы и размытыми мелкими деталями. Нередко на его фотоизображениях формы и объемы утрачиваются, создается своего рода пространственная неопределенность. Здесь-то опять угадывается типичная для абстрактной живописи стилистика. Сам американский фотохудожник заявляет об этом предельно четко: «В фотографии мне нравится двусмысленность. Мне нравится, когда зритель не уверен, что именно он видит. Когда мы не знаем, почему фотограф сделал снимок, и не ожидаем увидеть что-то конкретное, мы просто смотрим, и внезапно нас что-то цепляет. Я ценю именно этот момент замешательства». Можно сказать, что недосказанность и лиричность его фотоизображений по-настоящему завораживает зрителей.

© Saul Leiter
© Saul Leiter

Наибольшей популярностью пользуются цветные фотоработы Лейтера. Он как никто другой умел использовать на уличных снимках цвет и контраст, что, наверное, также объясняется его увлечением живописью. Сол один из первых уличных фотографов 50-х годов, кто начал постоянно снимать именно на цветную пленку. Ведь несмотря на появление цвета, долгое время в среде креативных фотографов считалось моветоном использовать цветную пленку для создания художественных или документальных снимков. Хотя к цвету в 50 – 60-е годы так или иначе обращались многие фотографы, именно Лейтер первым создал свой собственный неповторимый стиль, основанный на использовании цветовых решений.

Цвет в его работах как будто живет своей собственной, самостоятельной жизнью, формирующей причудливую игру оттенков. Его любимая цветовая гамма – оливковые и желтые цвета, а также оттенки красного. Именно эти цвета создают невероятно комфортное ощущение для человеческих глаз, позволяя превращать яркие и шумные улицы мегаполиса в своеобразную городскую пастораль, которая способствует пробуждению в зрителе самых разных чувств.

© Saul Leiter
© Saul Leiter

К сожалению, работы Лейтера не нашли должного отклика в сердцах его современников. Уже в 70-е годы не было организовано ни одной его выставки, он также перестал получать заказы на коммерческие съемки. Постепенно его имя становилось все менее узнаваемым в фотографических кругах, работа фотографа не приносила ему денег, и Солу приходилось часто залезать в долги. Последующее десятилетие еще больше погрузило его имя в забвение.

Успех пришел совершенно неожиданно. В начале 90-х годов Сол познакомился с издателем Мартином Харрисоном, который заинтересовался его фотоработами. Так вышла в свет книга с фотоальбомом «Ранний цвет», которая принесла Лейтеру невиданную доселе популярность. Достаточно сказать, что тираж книги разошелся буквально за несколько месяцев. Тут же состоялась персональная выставка его работ в галерее Гринберга. Многие из работ американского фотохудожника с изображением нью-йоркских улиц были раскуплены по частным коллекциям.

Сам фотограф оказался искренне удивлен нахлынувшей на него славе. Фотовыставки, демонстрирующие его работы, проходили по всей планете. Сол Лейтер даже стал героем документальной киноленты  «Без большой спешки», вышедшей на экраны в 2012 году.  Несмотря на широкое общественное признание, Лейтер остался все тем же скромным, непритязательным фотографом, который, в первую очередь, старается жить в гармонии с собой и прислушивается к своему внутреннему голосу. Сол Лейтер ушел из жизни в ноябре 2013 года в Нью-Йорке, но его фотоработы до сих пор влюбляют в себя буквально с первого взгляда и вдохновляют на творчество.