В московской Галерее классической фотографии открылась выставка «Сны и метафоры» выдающегося современного фотографа Мексики Флор Гардуньо. В экспозиции объединены фотографии из двух ее оригинально-изысканных черно-белых проектов – «Очевидцы времени» и «Внутренний свет». Эти и другие фотопроекты Флор Гардуньо уже давно получили мировую известность.

У мексиканки за ее более чем тридцатилетнюю карьеру фотографа было около 250 персональных и коллективных выставок в Старом и Новом Свете – в Швейцарии, Англии, Германии, Франции, Венгрии, США, Канаде и целой когорте латиноамериканских стран: в ее родной Мексике, Гватемале, Бразилии, Перу, Венесуэле, Эквадоре, Коста-Рике, Колумбии, Боливии, Аргентине, Уругвае, Чили… В Россию персональная выставка Гардуньо приехала впервые. И впервые ее всемирноизвестные, сделанные с помощью ручной печати снимки можно увидеть в оригиналах в таком количестве – их более семидесяти. Точное число фотографий, в день открытия выставки развешенных на стене, – 72. И еще пять, пропавших в пересадках-перелетах по пути в Москву, планируют «довесить» – когда и если их найдут.

Фотографии Флор Гардуньо, по мнению организаторов выставки, представляют классический взгляд на фотографию с теми вечными ценностями, о которых наш мир часто забывает в своей ежедневной суете – о естественной красоте, внутренней свободе и горделиво-достойном человеческом спокойствии. «Это очень интересная выставка, она организована при поддержке Министерства культуры и Посольства Мексики в России. На то, чтобы она состоялась, ушло около полугода, — говорит директор Галереи Ярослав Амелин. – «Очевидцы времени» представлены десятью платино-палладиевыми отпечатками о людях Гватемалы, Боливии, Эквадора, Перу. Большая часть отпечатков, серебряно-желатиновых, – из проекта «Внутренний свет». Фотографии посвящены женщине. Женщине с большой буквы. Не нужно воспринимать эти фотографии как выставку обнаженной натуры и думать, что тут собраны какие-то случайные снимки. Автор делал эту выставку более двадцати лет, выставка вымучена и последовательно выстроена. К этому автор шел путем долгих умозаключений. Это глубокая и во многом философская вещь».

Именно философской глубиной и многослойностью во многом объясняется тот факт, что выставка будет проходить более трех месяцев. Организаторы полагают, что определенная часть зрителей придет сюда не один раз. Потому что выставку не сразу можно понять. К фотографиям можно и нужно возвращаться снова. И каждый раз видеть в них что-то новое, раскрывая те «визуальные посылы», которые они в себе несут.

Крылатая Лорена, 1997

Из серии «Очевидцы времени» – например, «Маркос и Симона», фотография 1990-го года съемки, геометрически выверенная, с мужчиной и женщиной, отвернутыми друг от друга, но одновременно к друг другу и обращенными, их спины соприкасаются. Это и снимок «Королева» (1989) – с венчающим женскую голову кактусом, удивительным образом похожим на царскую корону. Это и «Корзина света» с девочкой-гватемалкой и ворохом экзотических, хотя, наверное, и совершенно обыденных для этого региона, больших и нежных, белых цветов. И снимок под названием «Таита Маркос» (1988), с фигурами двоих эквадорцев напротив дверного проема, они озарены лучом и смотрят в тот туннель белого света, в который, быть может, кто-то уходит, а кто-то оттуда еще не пришел…

Таита Маркос, 1988

Сборник фотографий «Внутренний свет» начинается «Уроком ботаники» (1997) – на снимке раскрытая книга, которая плавает в зеркально-прозрачном пруду среди огромных и круглых листьев южной лилии. Другой книгой, как будто выросшей из земли, книгой с чистыми страницами, на которой есть только два человеческих глаза, экспозиция и заканчивается, хотя эти «книжные» начало и конец – очень условные, потому что выставку можно начинать смотреть с любого снимка, «читать» с любого места, всё будет интересно, неожиданно, когда странно, когда печально, но всегда красиво. Книга – как образ, напоминающий зрителю о связи всех снимков, как внутренней, так и внешней, о связи ее героев, сюжетов, предметов, линий и форм, о связи времени и пространства, о связи прошлого, настоящего и будущего. Между символическими точками, фотографиями двух книг, как говорит куратор выставки Марк Коберт, «таится бездна смыслов, для каждого зрителя своя». И каждый может прочитать эту выставку-книгу по-своему.

Роза, 1998

Женский взгляд Флор представил женщин совершенно разных. «Венера земная» (2001) лежит на голом полу, вся по шею вымазанная глиной, с телом в тени и лицом на свету: его высветил кусочек заглянувшего в эту каморку солнечного дня. «Вечное платье» (1999) – снимок женщины в декольте из роз, с той разницей, что выше и ниже этой цветочной цепочки ничего нет. «Лист элегантности» (1998) – здесь женщина, вернее ее ноги, а вся она скрыта громадным, ниспадающим листом. Или прямо-таки мистическая, загадочная «Роза»(1998) – женские черты лица под полупрозрачным маревом платка-вуали, на платке – изображение другой женщины, перевернутое, как в игральных картах с их игральной судьбой.

На фотографиях – знаки, символы, намеки, потерянные и найденные маски, хрупкие цветы и полновесные стволы, отпечатки сновидений фотографа и оттенки всевозможных смысловых значений. Подчеркнутое женское начало. Начало без конца и края. Даже «Эдем» (2001) у Флор представлен только женщинами – одной с телом более темным, другой – с более светлым. Здесь женщины с гусями, змеями, рыбами, в юбках, которые не выполняют функции даже фигового листа, с фруктами, природные формы которых напоминают формы женского тела.

На одном снимке – женщина с распростертыми руками лежит на круглом камне. Быть может, это женщина, обнимающая собою весь мир. Или это мир, обнимающий собою женщину…

Выставка продлиться до 13 января 2013 г. Адрес галереи: Москва, Саввинская набережная, д. 23, стр. 1. Вход – 300 руб., льготный по 150 руб. Часы работы: с 12:00 до 21:00.

 Катерина Кудрявцева