Синди Шерман (Cindy Sherman) – один из самых известных и неординарных фотохудожников в мире. Она работает в технике постановочной фотографии, создавая проекты совершенно разные по тематике, но всегда узнаваемые и уникальные. Ее фотоработы постоянно участвуют в международных выставках, они широко представлены в коллекциях самых престижных музеев. В 1999 году одна из ее работ была продана на аукционе Christie за рекордную сумму в 190 000 долларов. Ко всему прочему, на сегодняшний день Синди Шерман является одной из самых влиятельных персон в области художественного искусства.

cindy shermanБудущая американская фотохудожница родилась в пригороде Нью-Йорка в семье, очень далекой от какого-либо искусства. Когда девушка заявила своим родителям, что хочет всерьез заниматься живописью, то мать Синди Шерман посоветовала ей сначала получить более простую, практичную профессию — так на всякий случай. Однако в восемнадцатилетнем возрасте Синди все же поступила в Университет штата Нью-Йорк в Буффало, где она начала осваивать технику живописи, главным образом копируя чужие работы. Это быстро ей наскучило, и она разочаровалась в своем прежнем увлечении. Интерес Сидни переключился на фотографию: «Я долго копировала чужие произведения, пока до меня не дошло, что у фотоаппарата это получится лучше, а я смогу потратить освободившиеся время на генерацию новых идей». Впрочем, на первых порах фотографией она занималась параллельно с живописью, и окончательно Шерман сосредоточилась на фотосъемке только после того, как уже получила достаточно широкую известность.

После получения диплома университета она начала работать над проектом «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»). Работа заняла практически три года, пока, наконец, в 1980 году молодая девушка не представила на суд публике шестьдесят девять фотографий относительно небольшого размера (20 х 25 сантиметров), которые больше походили на своеобразные стоп-кадры. При создании каждого из этих снимков Синди Шерман выступала не только в качестве фотографа, но и в роли модели. На фотографии она пыталась сыграть какой-либо заинтересовавший ее женский типаж – домохозяйку, танцовщицу, деловую или спокойную женщину и так далее. Она фотографировала своих персонажей, то есть саму себя, в разной обстановке – на улице, в офисе, магазине или дома.

В результате, на фотографиях из серии «Кадры из фильмов без названия» зритель словно узнает героинь из популярных в 60-х годах фильмов Альфреда Хичкока или Жана-Люка Годара. Чтобы менять образы на снимках, Синди приходилось экспериментировать с одеждой, прической и макияжем, использовать накладные элементы и другие технические приемы. Она сумела извлечь из просмотренных ею фильмов практически весь спектр женских образов, искусно запечатлев их на фотографиях.

Untitled Film Still #53
Untitled Film Still #53

Нужно сказать, что участие в серии «Кадры из фильмов без названия» было для Синди Шерман отнюдь не первым опытом использования себя в качестве модели. Еще в университете, занимаясь живописью и фотографией, она не слишком затрудняла себя с выбором натурщиц, создавая автопортреты. Решение выступать на собственных фотографиях в качестве модели она комментирует следующим образом: «Я пробовала использовать родственников или друзей, однажды я наняла помощника. Но, даже заплатив деньги, я жаждала вышвырнуть их из студии. Я чувствовала, что давила на них. Для них это было развлечением, что-то типа Хэллоуина или игры в переодевания. Для меня же это не было игрой. Кроме этого, я поняла, что сама не знаю точно, что хочу увидеть перед собой, а тем более не могу объяснить это кому-нибудь другому. Когда я сама позирую, то смотрюсь в зеркало, стараясь вызвать в себе что-то — и сама не знаю, что мне нужно пока не увижу этого». Таким образом, она старалась серьезно подойти к делу, перевоплощаясь в различные женские образы и примеряя на себе отношение героинь к жизни.

«Кадры из фильмов без названия» быстро сделали Синди Шерман знаменитой в фотографических кругах. Она получила стипендию Национального фонда искусств, а впоследствии ее фотографии из этой серии участвовали во многих крупных международных выставках, что способствовало росту ее популярности и узнаваемости в качестве талантливого фотохудожника. Правда, финансового благополучия это ей не принесло: «Я зарабатывала на жизнь, но мои гонорары не шли ни в какое сравнение с заработками художников. Меня это сильно задевало: мы получали схожие отзывы в прессе, при этом у них были просто сумасшедшие продажи».

После проекта «Кадры из фильмов без названия» Синди продолжала выступать одновременно в качестве фотографа и модели, создав еще несколько серий своеобразных автопортретов. Ее уникальная способность перевоплощаться, изменять макияж и пользоваться разнообразными техническими приемами настолько впечатляющая, что зритель далеко не сразу может обнаружить, что на фотографиях Синди Шерман запечатлено одно и то же лицо.

Первые фотографии Шерман были черно-белыми, но уже с середины 80-х годов она начинает работать с цветом. Также она увеличила формат своих снимков, а вот тематика осталась прежней – это перевоплощение в различные образы. Синди все так же служила себе моделью. С течением времени работы американской фотохудожницы стали более жесткими и даже скандальными, они вызывали откровенно отрицательные эмоции у зрителей. Можно сказать, что это была защитная реакция на то, что всевозможные коллекционеры искусства буквально пачками покупали ее работы. Создавая фотографии, вызывающие чувство отвращения или негативные эмоции, она словно говорила им: «Ну-ка попробуйте повесить это у себя в спальне».

Из серии "Исторические портреты/Старые Мастера"
Из серии «Исторические портреты/Старые Мастера»

В начале 90-х годов вышел в свет проект, получивший название «Исторические портреты/Старые Мастера» («HistoryPortraits/OldMasters»). В нем было представлено 35 фотографий, на которых Синди предстает перед зрителями в образах персонажей художественных произведений со всего мира. Это героини живописных полотен Караваджо, Боттичелли, Рафаэля, Жана Фуке и других великих мастеров прошлого. Работая над этим проектом, Синди Шерман в течение двух лет жила в Риме, но за это долгое время она ни разу не сходила в художественную галерею или музей, предпочитая создавать свои образы исключительно на основе альбомных репродукций полотен знаменитых художников. Главной целью проекта «Исторические портреты/Старые Мастера» было создание иллюстраций, которые могут быть воспроизведены любым желающим и в любое время. Эта серия фотографий, наконец, позволила ей серьезно заработать и обрести долгожданную материальную независимость.

Из серии "Исторические портреты/Старые Мастера"
Из серии «Исторические портреты/Старые Мастера»

Следующая не менее примечательная работа Синди Шерман также относится к периоду 90-х годов. Это провокационная и скандальная серия фотографий «Сексуальные картинки» («Sex Pictures»). На этот раз она решила не выступать сама в качестве модели на фотоизображениях, а использовала исключительно куклы и манекены, изображавшие реальных людей. Причем куклы с имитацией мужских и женских половых органов размещались на снимках в нарочито сексуальных, практически порнографических позах. Цельных манекенов и отдельные их части для этого проекта Синди заказывала по каталогам в качестве различных учебных пособий для медицинских заведений. Она несколько доработала своих «моделей», раскрасив их и уделив особое внимание имитации некоторых человеческих органов, которые на обычных манекенах смотрятся не слишком привлекательно. В результате, фотографии Шерман приобрели скандальный характер.

Исследуя в своем творчестве то, что может вызывать у человека сугубо отрицательные эмоции и отвращение, Синди представила проект с названием «Гражданская война» («Civi lWar»). На фотографиях из этой серии запечатлены куски гниющих человеческих тел, что, по мнению самого автора снимков, должно служить своеобразным памятником жертвам насилия или смерти. Во второй половине 90-х годов Синди Шерман также начала увлекаться кинематографией. В 1996 году состоялся ее режиссерский дебют в фильме «Убийца в офисе» («Office Killer»), который можно охарактеризовать как черную комедию. Большой популярности, правда, фильм так и не снискал, лишь добавив скандальности Шерман-фотографу.

В начале XX столетия американская фотохудожница решила вернуться к истокам своего творчества и создать серию снимков, на которых запечатлены образы стареющих актрис. Естественно, сама Синди вновь выступила в роли модели, перевоплощающейся в различные образы. Фотографии из этой серии перекликаются с ее ранними «Кадрами из фильмов без названия», которые многие критики до сих пор считают лучшим творением Шерман. Свое отношение к съемочному процессу и фотографии в целом Синди описывает как сугубо интуитивное, то есть она по-разному может реагировать на  различные факторы перед съемкой, в том числе свет, место или одежду, придумывая интересные образы.

О своих перевоплощениях перед объективом фотоаппарата она говорит следующее: «Я думаю о том, как стать другим человеком. Я смотрюсь в зеркало рядом с камерой… это подобно трансу. Уставившись в отражение, я стараюсь стать другим персонажем, которого зафиксирует объектив… Это как магия». Шерман философски относится к собственным успехам, а также предназначении в фотографии: «Когда я работаю, то никогда не думаю о том смысле, который люди смогут найти в моих фотографиях. Иногда мне кажется, что все это вздор. Может быть, в них нет никакого смысла».

Синди Шерман по-прежнему полна сил, она продолжает создавать различные фотоработы и сегодня, последние ее творения можно увидеть на просторах Интернета. Можно с уверенностью говорить о том, что в коммерческом отношении она является самой успешной фотохудожницей современности. Каждая ее фотография продается на аукционах за несколько десятков тысяч долларов. Достаточно упомянуть о том, что в 1996 году Музей современного искусства (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке приобрел полный набор фотографий из серии «Кадры из фильмов без названия» за один миллион долларов. Позднее, одна из этих фотографий «Без названия #96» была продана на торгах аукционного дома Christie’s за 3 890 500 USD в 2011 году.

"Без названия #96"
«Без названия #96»

Количество персональных выставок Синди Шерман просто не подается исчислению, ее фотоработы входят в постоянные экспозиции многих музеев мира и издаются в различных фотоальбомах. Журнальные публикации и книги о знаменитой американской фотохудожнице также не имеют счета. В 2012 году все тот же нью-йоркский Музей современного искусства организовал выставку с большой ретроспективой фотографий Синди Шерман. Эту выставку посетило более шестисот тысяч человек. Таким образом, она стала первой выставкой фотографии в мире по количеству зрителей.