Природа всегда поражает нас своей непредсказуемостью, мощью и безудержной силой. Именно природа является творцом самых интересных, завораживающих и необыкновенных полотен. Однако часто бывает так, что эффектные события, возникающие в природе, либо очень редки, либо длятся считанные миллисекунды. Именно к таким природным событиям относятся молнии – гигантские электрические разряды в атмосфере, которые проявляются в виде яркой световой вспышки и сопровождаются оглушительным громом.

Молнии – это бушующая природная стихия, способная поразить своей необыкновенной красотой любого человека. И, конечно, наблюдая молнии в грозу, так и хочется потянуться за своим цифровым фотоаппаратом, чтобы запечатлеть на фотографиях неповторимое свечение неба. За такими фантастическими снимками многие любители фотографии готовы отправиться в любую точку земного шара, где молнии буквально разрезают небосклон и ударяют в землю. Впрочем, молнии – не такое уж редкое явление и снимать их можно в любом месте, где наблюдается грозовая погода. Но с первого раза суметь сфотографировать молнию в момент разряда, вряд ли, получится. Существует множество нюансов, касающихся того, как снимать подобные природные явления. О них мы более подробно и поговорим в этой статье.

Молнии обычно происходят в грозовую, дождливую погоду. Снимать молнии, чтобы получить действительно качественные снимки, лучше всего в ночное или сумеречное время. Оптимальной для съемки также является так называемая «сухая» гроза, то есть когда гремит гром и яркие вспышки озаряют небосвод, но дождя нет. Фотографировать лучше там, где есть какие-либо высокие здания, сооружения или деревья, в которые молния может ударить с наибольшей вероятностью. При этом фотограф с камерой, естественно, должен располагаться там, где таких объектов нет.

Фотографируем молнии

Снимая молнии, следует принимать во внимание следующие основные моменты:

Использование штатива

При фотографировании молний Вам придется использовать длинные выдержки, поэтому не имея устойчивой поверхности для проведения съемки, добиться качественных результатов будет практически невозможно. Особенно если съемка осуществляется в дождливую погоду, сопровождающуюся сильным ветром. Вам понадобиться надежная опора для своего фотооборудования, то есть штатив. Причем обычные легкие карбоновые или алюминиевые штативы здесь скорее всего не подойдут, поскольку сильные порывы ветра во время грозы могут просто сорвать треногу с установленной на ней камерой. Необходимо использовать тяжелый, надежный штатив, либо подвесить к центру относительно легкого штатива какой-нибудь дополнительный груз.

Место для установки штатива с камерой выбирается исходя из первой, не запечатленной вспышки – молнии, как правило, бьют в одном и том же месте. Для управления спуском затвора фотокамеры на расстоянии, чтобы избежать не нужных вибраций при длительных выдержках, рекомендуется воспользоваться тросиком или пультом дистанционного управления.

— Длинные выдержки

Молния – это событие очень быстрое, длительностью в доли секунды. Скорости человеческой реакции не хватает для того, чтобы поймать в объективе камеры сверкнувшую в небе молнию и успеть нажать на кнопку спуска до того, как она исчезнет. Соответственно, при съемке молнии используются длинные выдержки – порядка 10 – 30 секунд. После установки камеры на штатив в настройках фотокамеры Вам необходимо перейти в ручной режим и установить самую длительную выдержку, которая только возможна.

Затем фотографируя то место, где по Вашим расчетам должна появиться молния, нужно сделать несколько пробных снимков, оценить результаты и в случае необходимости скорректировать значение выдержки. Вообще, после каждого сделанного снимка стоит обязательно просматривать полученный результат и проверять, все ли выходит, так как Вы планировали. Чувствительность матрицы устанавливаем на самое малое значение, однако если света будет не хватать, можно слегка поднять ISO, но не слишком высоко, чтобы фотография не стала зернистой.

Молнии

— Диафрагма

Объектив переключаем на бесконечность, что добавит четкости на самые дальние объекты кадра вместо ближних. Диафрагму прикрываем. Оптимальное значение диафрагмы зависит от многих условий – погоды, условий видимости, подсветки. Работу с диафрагмой можно начать с отметки 2,8, чтобы оценить уровень освещенности сцены, а затем закрыть диафрагму до значения f:8 или f:11 (в большинстве случаев они являются наиболее подходящими значениями).

При оценке первых сделанных кадров обратите внимание на молнии – если они получились уж слишком пересвеченными, то имеет смысл еще больше прикрыть диафрагму и увеличить выдержку. Помните, что один шаг в сторону прикрытия диафрагмы равен одному шагу выдержки в сторону ее уменьшения.

Как правило, при съемке молнии, чтобы глубина резкости была максимальной, апертуру выставляют на минимум. Тем не менее, возможны самые разные варианты, поэтому не бойтесь «играть» с диафрагмой и выдержкой для достижения более качественного результата. В том случае, если настройки диафрагмы и светочувствительности ISO в Вашей камере все же не позволяют снимать достаточно долго, можно воспользоваться фильтром нейтральной плотности. Он помогает понизить глубину резкости при съемке ярких объектов.

— Композиция

При съемке молнии, как и при фотографировании любого другого сюжета, важно правильно скомпоновать кадр и выбрать верный ракурс. Лучше всего выбирать точку обзора, которая бы позволяла захватить в кадре не только значительную часть бушующего неба с молниями, но и линию горизонта. Не забывайте включать в кадр какие-либо дополнительные элементы (силуэт дерева, здания и т.п.), чтобы сделать фотографию более интересной. Тем самым, Вы придадите изображению необходимую глубину и создадите перспективу. При съемке обратите внимание на постороннюю засветку, которая может просто испортить кадры.

Серия молний

Поскольку работать придется с длительными выдержками крайне желательно избавиться от посторонней засветки в виде света от фонарей или городских огней, а также от быстродвижущихся объектов, которые во время длительной экспозиции могут существенно сместиться в кадре. Ваша задача состоит в том, чтобы добиться максимально длительной выдержки, при которой небо останется в кадре темным, а вокруг попавших в кадр фонарей не возникали бы неприятные ореолы. В некоторых случаях это становится серьезной проблемой, поскольку подсветка неба, производимая даже небольшим городом, может быть видна на расстоянии в несколько десятков километров от него.

— Серийная съемка

Одна из проблем, связанных с фотографированием молнии, заключается в том, что она может ударить в землю совершенно не в тот момент, когда затвор Вашего фотоаппарата остается открытым. Поэтому молнию надо брать сериями кадров. То есть воспользоваться режимом серийной съемки с максимальным количеством кадров и небольшой задержкой между ними. Это увеличит Ваши шансы на то, чтобы поймать в кадре молнию. На практике получается так, что на каждые два – три десятка сделанных кадров только на одном из них оказывается запечатлена молния. Экономить на кадрах не нужно, лучше запаситесь дополнительной картой памяти.

— Обработка

После съемки желательно улучшить то, что получилось, с помощью программной обработки фотографий. Чаще всего постобработка сводится к трем аспектам: уменьшению уровня шумов, устранению мелких дефектов фотоизображения и увеличению общей контрастности снимка.

— Безопасность при съемке 

Стоит помнить, что молния является крайне опасной. Это непредсказуемая природная стихия с током 10 – 200 тысяч ампер и более, способная не только повредить фотооборудование, но и унести человеческие жизни. Поэтому фотографируя молнии, необходимо помнить о своей безопасности. Нужно снимать как можно дальше от эпицентра грозы или выбирать для съемки подходящее укрытие. Не стоит слишком увлекаться съемкой, в противном случае молния может случайно угодить в Вас.

Крайне не рекомендуется ловить в кадре молнии на открытом пространстве. Например, если Вы встанете во время грозы со штативом посреди поля, то у Вас имеются все шансы на то, чтобы почувствовать на себе всю силу мощного электрического разряда. Во время грозы также стоит опасаться отдельно стоящих высоких деревьев, вышек и линий электропередач. Лучше находиться в невысоком подлеске, внутри здания или автомобиля.

Неплохой начальный вариант – съемка из окна или с балкона в городе. Правда, тут Вам придется бороться с засветкой. Во время съемки на улице нельзя забывать и о таких сопутствующих факторах, как дождь и сильный, порывистый ветер. Одеваться стоит в непромокаемую, теплую одежду, а в качестве фотооборудования использовать цифровую камеру с влагозащищенным корпусом. Объективы обязательно защищать фильтром.

Съемка молнии в значительной степени зависит не только от Ваших умений оперировать настройками и опыта, но и от везения. Можно сделать несколько десятков кадров, но так и не получить желаемого результата. К сожалению, рассчитывать на то, что молния внезапно появиться и сама будет позировать в кадре, не приходиться. В этой связи стоит запастись терпением. Ключом к успеху при съемке молнии являются везение, Ваше умение правильно настроить фотооборудование и терпение.