Ричарда Аведона, по-праву, можно назвать одним из самых талантливых и выдающихся фотографов прошлого столетия. Этому американскому мастеру портретов позировали многие знаменитости, включая политических деятелей, звезд шоу-бизнеса и людей искусства. Он обладал огромным художественным талантом и своеобразным очарованием, что позволяло ему раскрепостить известных людей в кадре и показать на листе фотобумаги их внутренний мир, искренние чувства и эмоции. Черно-белые портреты Ричарда Аведона, выполненные в строгом, минималистическом стиле, определили американский образ красоты и культуры на десятилетия вперед.

Ричард Аведон Ричард Аведон родился в еврейской семье в Нью-Йорке в 1923 году. Известно, что его предки эмигрировали из Российской империи в конце XIX века, поэтому в творчестве американского фотографа прослеживаются и русские темы. Он достаточно рано погрузился в мир моды благодаря тому, что его отец являлся владельцем популярного магазина женской одежды на Пятой авеню.

Фотографией Ричард Аведон также увлекся с детских лет, осваивая простую семейную камеру Kodak. Одной из первых моделей юного фотографа стал композитор Сергей Рахманинов, который был соседом его деда. Аведон записался в фотокружок и постоянно искал новые темы для творчества, гуляя по Центральному парку Нью-Йорка. Впрочем, уже в школе в старших классах у Ричарда появилось другое увлечение – литература. Аведон был редактором школьного литературного журнала «The Magpie», где публиковались и его собственные сочинения.

В 1941 году будущий фотограф даже стал лауреатом поэтического конкурса городских школ Нью-Йорка. Впоследствии Ричард Аведон вспоминал: «Огромное влияние на меня оказала литература, чтение — великая вещь. Поведение персонажей книги настолько увлекает, что начинаешь изучать их характеры, взлеты и падения на социальной лестнице, полностью забывая о себе».

Некоторое время Ричард изучал поэзию и философию в Колумбийском университете, но в 1942 году был призван в армию. После возвращения со службы в морской пехоте он учился в школе фотографии Алексея Бродовича, арт-редактора журнала «Harper’s Bazaar». Портреты и фотографии, сделанные Ричардом Аведоном, были оценены по достоинству и его тут же приняли в штат «Harper’s Bazaar».

Его снимки отличались живостью, энергией и весельем в отличие от холодных и пустых фотографий моделей, которые в то время публиковались в модных журналах. С этого момента и началась звездная карьера Ричарда Аведона в качестве фэшн-фотографа.

Monroe

40- 60-е годы можно назвать становлением «модной» индустрии и Аведону посчастливилось стоять у истоков этого жанра, в котором тесно переплелись мода, гротеск и реальная жизнь. «Сниматься у Аведона» стало символом престижа и респектабельности, его яркие фотографии формировали новый взгляд на мир моды и гламура.

В 1959 году вышел альбом фотографий «Observations» Ричарда Аведона с литературными комментариями писателя Трумена Копоте и художественным оформлением Алексея Бродовича. Сам Аведон начинает свое сотрудничество с американским журналом Vogue, на страницах которого появляются снимки популярной модели Твигги в танце с распущенными волосами.

Dylan

На портретных фотографиях Аведона одни знаменитости — Боб Дилан, Дженис Джоплин, Элис Купер, Энди Уорхол, Одри Хепберн, Майя Плисецкая, весь состав группы «Битлз». Он также уделяет внимание трагическим событиям вьетнамской войны: снимки американского солдата, снятого на военной базе во Вьетнаме, доктора Бенджамэна Спока, активиста антивоенного движения, корреспондента газеты «Нью-Йорк Таймс» Глории Эмерсон во Вьетнаме и другие персонажи.

В 70-е годы выходит в свет фотоальбом «Семья» Ричарда Аведона с портретами представителей американской политической и бизнес элиты, включая Джорджа Буша и Дональда Рамсфельда.

alvarado

Интересной и противоречивой получилась серия фотографий под названием «Американский Запад», сделанная Аведоном в 1979-1984 годах. Он объездил 17 штатов и более 180 городов США, чтобы запечатлеть на своих фотографиях лица простых американцев – шахтеров, нефтяников, безработных. Как выразился сам Ричард Аведон, «я фотографировал то, что неловко и страшно: старение, смерть и отчаяние жизни».

owens

Однако результаты его пятилетней работы шокировали граждан, фотографа подвергли критике за то, что он якобы представил Америку в неприглядном виде. Ни один музей Нью-Йорка так и не принял в свою экспозицию выставку с этой серией фотографий и впервые ее представили только в Музее Картера в форте Уорт штата Техас.

Стиль Ричарда Аведона в фотографии легко узнаваем, он угадывается по черно-белому цвету, белому фону и крупным портретам. Казалось бы, в его работах нет ничего необычного. Однако именно простота и искренность портретов Аведона каким-то магическим образом притягивает зрителя. Пожалуй, самым главным его талантом в фотографии была способность устанавливать особые взаимоотношения между ним и его моделью, чтобы достичь полной откровенности на снимке.

Благодаря его харизме и кипучей энергии Аведон добивался того, что человек, находящийся перед объективом фотоаппарата, откликался — глазами, выражением лица или позой, передавая свое настроение или искренние эмоции. В результате, его модели всегда на снимках выглядели «живыми» и реальными. Черно-белые портреты Ричарда Аведона стали настоящей классикой в фотографии.

С 1992 года Аведон начал работать штатным фотографом в еженедельнике «The New Yorker», одновременно занимаясь и собственными проектами. Он скончался от кровоизлияния в мозг в больнице штата Техас в 2004 году в возрасте 82-х лет. Последним, так и не завершенным, проектом Ричарда Аведона стала серия под названием «За демократию».

Источник: Фотокомок.ру – о фотографии и фототехнике, онлайн фоторедактор (при цитированиии и копировании активная ссылка обязательна)