Александр Михайлович Родченко (1891–1956) стоит у истоков советской фотографии. Многие его работы, «Лестница», «Пионер-трубач», «Девушка с лейкой», «Спортсмены на Красной площади», стали классикой фотоискусства. С лозунгом «мы обязаны экспериментировать», Родченко работал во многих жанрах – живопись, графика, скульптура, театр, кино, фотография. Список революционных идей и начинаний Родченко впечатляет. Он был одним из основоположников конструктивизма, через него советское искусство познакомилось с дизайном и рекламой. В области фотографии Родченко использовал приёмы, которые в его время были абсолютно революционными, а в последующем стали неотъемлемой классикой и базисом этого искусства.

Ракурсная съёмка, при которой сразу же возникают вопросы «откуда это снято?» и «как фотограф туда попал?». Многократная съёмка человека, позволяющая создавать собирательные документальные снимки. Диагональная композиция, способная выделить детали снимка.

Александр Родченко. Двое. 1932 г.

При жизни Александр Родченко не получил ни одной награды. Первая, как это часто бывает, была присуждена через 56 лет после его смерти. В 2004-м году Московский Дом Фотографии посмертно вручил Родченко премию за вклад в культуру. И сейчас имя Родченко стало легендой.

Так считают не только в России. Крупнейшие мировые музеи приобретают и выставляют произведения фотографа — Мома в Нью Йорке, Фотомузей Винтертура в Швейцарии, Музей Людвига в Кёльне …

Александр Родченко. У телефона. 1928 г.

В 2006 году была создана Московская Школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. Готовя художников и фотографов в разных спектрах фотографии (документалистики, рекламной фотографии, авторской, художественной…), операторов, монтажёров и специалистов в 3D-анимации и компьютерной графике, школа с каждым годом всё сильнее набирает обороты. Во всяком случае в области рекламы и рейтинга. Идя за новыми трендами, она позиционирует себя школой, погружающей своих взрослых учеников в самую что ни на есть свежую современность. Пытаясь следовать словам Родченко о том, что «творить новое надо новыми средствами выражения», школа готовит специалистов, способных работать в области новых арт-технологий (видео и медиа), знакомых с такими понятиями, как нет-арт, интерактивное искусство, инсталляция, компьютерная робототехника… Это нравится людям. Студенты чувствуют себя передовыми профи, а работодатели быстренько их расхватывают. Так быстро, что порой одному студенту поступает до шести предложений одновременно …

Дмитрий Венков. Безумные подражатели. 2012. Школа им. Родченко

Но так получилось, что пути мастера и его последователей разошлись. В то время, когда выставка самого Родченко «Революция в фотографии» знакомится с Краковом, москвичи могут ознакомиться с работами выпускников Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко под общим названием «Без исключений».

Это уже третий выпуск в истории школы и третья выставка дипломных работ. Первая, под названием «Начали!», проходила в 2009 году в малом зале центра дизайна ARTPLAY. Вторая, I am who I am, – в 2011 в залах Мультимедиа Арт Музея.

Написанию, или, вернее, созданию, дипломного проекта в школе отводится целый год из трёх. После окончания школы и успешной защиты дипломного проекта, студенты получают «Диплом Школы». И всё бы хорошо, если бы Диплом с большой буквы был не собственного образца школы, а хотя бы государственного. Хотя это, наверное, и не так уж важно, если выпускник получает по полдюжины заказов одновременно.

Михаил Максимов. Мать рождает отца мужа. Школа им. Родченко

На третьей выставке, кураторами которой стали выпускники этого года Софья Гаврилова и Екатерина Лазарева, будет представлено двадцать два дипломных проекта. Наряду с фотографией, здесь и видео, и мультимедийная инсталляция, и скульптура с живописью. Это работы Батракова Ильи, Венкова Дмитрия, Гавриловой Софьи, Гусевой Елены, Деминой Евгении, Зинченко Даниила, Ильиной Татьяны, Каменской Галины, Лазаревой Екатерины, Максимова Михаила, Мамаевой Александры, Марченковой Виктории, Монгуш Саяны, Рожковой Марии, Руденко Анастасии, Савченкова Кирилла, Табаковой Натальи, Татаровой Жанны, Турченковой Марии, Чекмаева Станислава, Черкезян Татьяны и Кленина Леонида.

Руководителями проектов стали преподаватели школы: Владислав Ефимов
(мастерская Проектной фотографии), Олег Климов и Валерий Нистратов (мастерская
Документальной фотографии), Роман Минаев и Кирилл Преображенский (мастерская Новых медиа), Сергей Братков (мастерская Фотография, скульптура, видео), Александр Евангели и единственная женщина в списке (чего не скажешь о гендерном составе выпускников) Анна Шпакова.

На этот раз выставка лишена темы и кураторского отбора. Плохо ли, хорошо ли, но на ней представлены абсолютно все дипломные проекты. Именно этим объясняется название «Без исключений». Видимо, такой отбор без отбора – тоже своего рода «новаторство» … Но что делать с тем, что массовость и новаторство были и есть две вещи несовместные, и новое слово всегда оставалось за теми, кто из этой массы вырывался? И не расходятся ли действительно пути того, кто когда-то революцию в фотографии начинал, и тех, кто сейчас пытается её продолжить, но забывает, что революция – это не всё подряд, а как раз исключение из общих правил, и что слова «перфоманс» или «инсталляция» не всегда означают свежесть мысли?

Выставка будет проходить в Мультимедиа Арт Музее по адресу: улица Остоженка, 16, все дни, кроме понедельника, с 12 до 21. Открытие в понедельник, 4-го июня, в 19.00. Доступ посетителям – с 5-го июня. 18-го числа в 19.00 будут вручены дипломы. А закрытие намечено на 24 июня 2012 года.

Катерина Кудрявцева