Цвет – инструмент не только художника, но и фотографа. При грамотном использовании с его помощью можно по-новому показать привычные вещи и многократно усилить эмоции, получаемые зрителем при знакомстве с фотографией. А можно, наоборот, окончательно испортить снимок. Поэтому для каждого фотографа так важно обращать внимание на базовые моменты, связанные с цветовой гаммой. Вместе с экспертами Nikon, напоминаем вам о них.

Продумывайте сочетания цветов

Важно ещё перед началом съёмок определиться с цветовой гаммой. Продумать локацию, оговорить с моделью одежду и реквизит. А при обработке фотографии – уделить особое внимание цветовым акцентам. На этой стадии можно убрать лишние цвета, скорректировать насыщенность и глубину оттенков. Как и художники, фотографы ориентируются по цветовому кругу, с помощью которого можно оценить сочетаемость цветов и оттенков.

Амбассадор Nikon Артём Виндриевский, снято на Nikon Z 6 Объектив – AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED

Среди ключевых комбинаций: монохромная (цвета одинаковы и отличаются только яркостью и насыщенностью), цветовая (на одном снимке три соседних цвета из круга), комплементарная (два противоположных цвета из круга), расщеплённое комплементарное (два соседних и один противоположный цвета из круга), а также триада (три равноудалённых цвета из круга).

Спектр цветов
Спектр цветов

Иногда фотографы используют больше цветов, однако для снимков такое многообразие не всегда подходит. Ведь, чаще всего, здесь работает правило «чем меньше, тем лучше». В противном случае зритель не сможет сразу понять, на что обращать внимание, и цветовой акцент будет потерян.

Используйте цвета вместо слов

Цвет – идеальный инструмент для передачи настроения и атмосферы снимка. И фотографам стоит этим пользоваться. Так, светло-синяя палитра отлично подойдёт для зимних фотосессий – она передаёт холод, мороз и ветер. Кроме того, холодные оттенки цветов могут символизировать умиротворение и спокойствие. Яркие же, наоборот, дарят зрителю ощущение тепла и отлично подходят для живых, энергичных снимков – например, летних или весенних. Поэтому, продумывая фотосессию, не забывайте о цветовой гамме и используйте её, чтобы сделать снимки атмосфернее и интереснее.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D800Объектив – AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D800 Объектив – AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз, снято на Nikon D850Объектив – AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз, снято на Nikon D850 Объектив – AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED

Не игнорируйте обстоятельства

С помощью цвета можно показать привычные вещи в новом свете. Главные помощники в этом – разные сезоны, время суток и погодные условия. Закат, рассвет, дождь, туман, снежная и песочная бури, молнии могут преобразить снимки и сделать их уникальными в плане цветовой гаммы. Порой кадры наполняются настолько необычными оттенками и полутонами, что локация съёмки меняется до неузнаваемости.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D800Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D800 Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7 Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Необычный эффект может получиться, если сочетать погодные условия и искусственное освещение разных цветов. Такой приём позволит наполнить кадры новым смыслом – например, когда используются цвета и оттенки, связанные с определёнными эмоциональными состояниями. Тогда зрители ярче воспримут то, что вы хотели сказать своими фотографиями.

Добавьте пятно цвета

Если вам нужно на снимке сделать акцент на каком-то предмете, то лучше всего подойдёт фон скромной цветовой гаммы – в противном случае акцента не получится. Интересно смотрятся фотографии, где на тусклом фоне выделяется какое-либо яркое пятно. На снимке амбассадора Nikon Даниила Коржонова это японский зонтик. Кадр сделан на фотокамеру Nikon Z 7 – её байонет пропускает больше света, поэтому цвета получаются ещё насыщеннее и глубже.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7Объектив – NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7 Объектив – NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7 Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Симметрия фотографии нарушается ярким зонтиком, привлекающим к себе внимание, при этом сохранён баланс между фоновыми цветами – они скромные, тусклые и не перебивают собой объект.

Убедитесь, что цвет нужен

Несмотря на то, что с помощью цветов можно подчёркивать детали снимка и передавать его настроение, они не всегда бывают к месту. На некоторых кадрах цвета бывают лишними, а иногда они и вовсе мешают восприятию происходящего и затягивают в своеобразный визуальный хаос. Тогда от цвета стоит избавиться, сделав кадр чёрно-белым.

Амбассадор Nikon Артём Виндриевский, снято на Nikon D5Объектив – AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED
Амбассадор Nikon Артём Виндриевский, снято на Nikon D5 Объектив – AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED
Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз, снято на Nikon D810Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/2D
Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз, снято на Nikon D810 Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/2D

Чаще всего для одного кадра достаточно двух или трёх оттенков, которые относятся к одной цветовой гамме и сочетающихся между собой. Остальные же элементы лучше сделать блёклыми и ненасыщенными или вовсе ахроматическими. Так вы сможете правильно расставить цветовые акценты. Поэтому так популярна техника обработки, когда снимок искусственно обесцвечивается – за исключением одной-единственной детали. Несмотря на возможную грубость перехода, обычно кадры получаются впечатляющими.

Общие советы

Когда дело доходит до обработки цветных кадров, лучше не пытаться добиться чересчур выразительного цвета с помощью искусственных инструментов. Прибегая к таким способам вы, скорее всего, упустите нюансы цветовых оттенков и потеряете тонкие переходы, получив взамен неестественные, почти кислотные цвета. Такие кадры чаще всего сложно рассматривать долго – они кратковременно привлекают внимание, а после – отталкивают излишней ненатуральностью красок.

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D5Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D5 Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Выразительные цвета можно получить другим путём – например, с помощью техники недоэкспонирования кадра. При этом стоит учитывать, что последующая конвертация файла в другой цветовой профиль повлияет не только на насыщенность цветов, но и сделает сам снимок темнее. Поэтому для качественного конвертирования требуются дополнительные корректировки кадра.