Портретная съемка является одним из наиболее популярных жанров фотографии. Ведь не секрет, что каждый фотолюбитель начинает свой творческий путь, в первую очередь, со съемок портретов своих друзей или любимых людей. По началу кажется, что этот вид фотосъемки достаточно прост: нужно только посадить человека перед объективом, выбрать позу, настроить свет, навести фотокамеру на резкость и сделать снимок. И, в результате, получился вроде бы готовый фотографический портрет, который имеет полное внешнее сходство с оригиналом. Однако, главная задача фотографа-портретиста заключается в том, чтобы передать характерные черты человека, его эмоции и настроение. При этом выражение человеческого лица меняется практически каждую секунду. Фотограф должен уметь найти и запечатлеть именно тот момент, который бы в полной мере отразил внутренний мир человека. Для этого он должен быть немножко психологом, быть внимательным и чутким к поведению людей.

Психология является важной частью портретной съемки. Ведь простая передача внешности человека не гарантирует того, что портрет получится хорошим и привлекающим внимание. Зачастую люди на фотографических портретах получаются совсем непохожими на себя: с застывшим, плоским лицом, выпученными глазами и неестественно повернутой головой. Такие фотографические карточки можно назвать «лицо как на паспорт». Эти изображения настолько отличаются от присущих человеку живых поз и эмоций, что сходство на фотографии получается только чисто механическим. Поэтому так важно в портретной съемке не просто передать внешность человека, но и выразить его «натуру» через характерную позу, то или иное выражение лица или настроение.

Психология в портретной съемке

Все дело в том, что зачастую люди, готовясь к портретной съемке, держатся перед объективом немного скованно и неестественно. Поэтому фотограф должен, в первую очередь, снять психологическое напряжение с человека, чтобы он перестал реагировать на камеру застывшим выражением лица или исключительно натянутой улыбкой. Для этого надо, безусловно, постоянно общаться с моделью, обеспечить своеобразный энергообмен во время съемки. Главное, чтобы человек чувствовал себя комфортно рядом с фотографом и камерой, не боялся раскрывать свои эмоции. Он должен оставаться самим собой, ведь только это позволит грамотно подчеркнуть красоту человеческой души. Фотографу нужно перестать возиться с техникой, светом или многочисленными настройками, а повернуться к человеку и начать интересоваться им. Фотографу-портретисту всегда важно психологически расположить к себе модель, заинтересовать человека, понять ему настроение и, в конце концов, почувствовать его. Только тогда человек проявит в ответ симпатию, перестанет бояться проявлений своих эмоций и полностью раскроется перед фотокамерой. Таким образом, в психологическом плане, чтобы получить хороший портретный снимок, необходимо перейти с формального уровня общения с моделью на интимный.

Хотя фотограф должен в любой ситуации уметь убедить человека, что именно он принимает решения на съемочной площадке, тем не менее, не нужно утомлять снимающегося и излишне «командовать» им. Человек должен сам попробовать выразить самого себя, без боязни перед камерой, в игровой манере. Если портретист не может расслабить модель и заставить человека почувствовать себя уверенно, то вряд ли можно будет добиться хорошего мужского или женского портрета. Во время съемки фотографу никогда не следует сильно выражать своих эмоций, не делать огорченного лица, расстроенных вздохов или, наоборот, восхищенных восклицаний. Ведь человек не видит получившиеся в результате кадры в ходе съемочного процесса, что зарождает в нем внутреннее беспокойство и дополнительное напряжение.

Конечно, подобные психологические моменты не всегда можно применить на практике. Бывают ситуации, когда события развиваются достаточно стремительно даже для самого фотографа и требуется провести портретную съемку в короткие сроки. Практически нет времени на знакомство и общение с моделью. Тогда важнейшим качеством для фотографа-портретиста становится способность разглядеть в людях что-то особенное, красивое и зафиксировать это. Для этого надо развивать природную наблюдательность, стараться каждый раз присматриваться к чертам лица человека, его выражениям и эмоциям. Фотограф должен плавно менять позы человека, фиксируя все стадии движения. Изменение позы может создать у модели совершенно новое настроение, которое надо суметь запечатлеть. Каждому человеку свойственны свои собственные позы и жесты, которые в полной мере позволяют выразить его индивидуальность. Умелый фотограф-портретист должен уметь найти эти позы благодаря своей наблюдательности и художественному вкусу. При этом какие бы эмоции человек не испытывал во время съемки – смех, грусть, смущение, испуг или восторг – они должны быть обязательно запечатлены на камере. Сам фотограф должен приобрести необходимый опыт и знания, чтобы быстро и правильно найти для человека наиболее естественные позы, в соответствии с его индивидуальными качествами.

Таким образом, залогом успеха портретной съемки является установление взаимопонимания и отношений доверия между фотографом и моделью. Этот внутренний контакт и наблюдательность фотографа помогают ему подметить во время беседы с человеком наиболее интересные моменты, привычные выражения лица, различные эмоции и настроение портретируемого. И в тот момент, когда он почувствует, что лицо человека приняло характерное выражение и свойственные ему внутренние черты, производится съемка. Конечно, такие своеобразные умения и психологические способности фотографа приобретаются только в процессе регулярной практики.