ДомойФотографияФототеорияПроблема шевеленки и как с ней бороться

Проблема шевеленки и как с ней бороться

Шевеленка или отсутствие резкости кадра – одна из наиболее распространенных проблем при фотосъемке. Искажение изображения может случиться вследствие колебания камеры, условий недостаточной освещенности или неправильных установок работы фотооборудования при осуществлении съемки. С проблемой шевеленки время от времени сталкиваются не только начинающие фотографы, но и профессионалы.

К сожалению, смазанные, не резкие кадры – это худшее, что может случиться с фотографиями. Ведь смазанность фотоизображения уже практически невозможно исправить в процессе обработки в графических редакторах. Поэтому снимки с шевеленкой в большинстве случаев приходится просто выбрасывать. Чтобы этого не случилось, необходимо иметь представление о тех способах, которые позволяют избежать смазанности кадра, особенно когда приходится фотографировать с длинными выдержками.

Причины проявления шевеленки

Итак, шевеленка («смаз», «сдергивание») – это дефект фотоизображения, при котором проявляется нечеткость картинки. Существует несколько основных причин возникновения шевеленки на снимке. Первая из них заключается в том, что руки человека, держащего фотоаппарат, постоянно совершают определенные микродвижения, практически не видимые глазу. Если для человека эти колебания незначительны и совершенно незаметны при съемке, то цифровая камера тут же улавливает такие движения. Свет, попадающий на матрицу фотоаппарата, не успевает зафиксироваться по время экспонирования кадра, что и приводит к шевеленке.

Дрожание камеры (большое расстояние)
Дрожание камеры (большое расстояние)

Дрожание камеры во время фотосъемки также может быть вызвано случайным порывом ветра во время экспонирования кадра или сам фотограф может находиться в этот момент на каком-либо нестабильном, движущемся основании (например, на палубе судна или в автомобиле). Зачастую вибрация камеры возникает из-за слишком резкого нажатия кнопки спуска затвора. Наконец, и сам механизм камеры может способствовать появлению в кадре шевеленки. В частности, в зеркальных аппаратах используется зеркало, которое может сильно хлопать перед срабатыванием затвора.

Недостаток света
Недостаток света

Другая распространенная причина шевеленки – это условия недостаточной освещенности. Здесь действует простое правило: чем меньше света, тем больше вероятность того, что изображение получится смазанным. Чем дольше выдержка, тем более заметной будет эта смазанность на снимке. Кроме того, эффект шевеленки может проявляться при съемке движущихся объектов, когда за время экспонирования кадра снимаемой объект перемещается и, как следствие, на фото мы можем видеть только ощутимую размытость.

Способы борьбы с шевеленкой

Бороться с шевеленкой и смазанностью фотоизображения можно следующими способами:

– Уменьшение колебаний камеры

Конечно, самый простой способ избежать дрожания камеры при съемке – это использовать штатив. Применение штатива во многих случаях позволяет забыть о такой проблеме, как шевеленка. Если нет возможности использовать штатив, то зафиксировать фотоаппарат при съемке можно и другими техническими способами. Например, используя для этого различные опоры – деревья, автомобили или заборы, к которым можно прижать фотоаппарат. Камеру можно поставить на любую поверхность и, тем самым, добиться получения более четких кадров. В лесу это может быть обычный пенек. Можно даже просто поставить камеру на землю, в результате чего снимки могут получиться не только резкими, но и довольно необычными. При этом регулировать угол наклона фотокамеры можно подручными средствами – крышкой от объектива или маленьким камешком.

Чтобы исключить возникновение шевеленки от воздействия рук фотографа при нажатии на кнопку спуска (даже при установленном на штатив фотоаппарате), можно воспользоваться различными вариантами бесконтактного спуска. Это и спусковой тросик, и дистанционное управление спуском затвора при помощи специального пульта, либо посредством подключения к компьютеру.

Впрочем, не всегда есть возможность носить с собой штатив или монопод. А потому фотографу имеет смысл улучшить свою технику съемки с рук. Нужно научиться правильно держать фотоаппарат в руках, тем самым, увеличивая диапазон «безопасных» выдержек. При съемке с рук Вы должны надежно держать камеру, локти следует прижимать к туловищу. В процессе визирования через видоискатель стоит как можно крепче прижать камеру к голове, то есть к носу или ко лбу.

Держите фотоаппарат одной рукой под объективом, другой за грип справа. Локти желательно упереть прямо в грудную клетку – чем ближе локти к груди, тем меньше вероятность возникновения шевеленки. При этом лучше всего найти какую-нибудь опору, чтобы придать более устойчивое положение Вашему телу и руке, непосредственно удерживающей камеру. Например, прислониться к ближайшему дереву или стене.

Другой вариант – использовать Ваши собственные коленки в роли своеобразного небольшого штатива. Для этого достаточно лишь расположить один из локтей на коленке. Также можно держать фотокамеру как автомат, то есть положить ее на сгиб левого локтя. Такой вариант, конечно, более сложный, поскольку держать камеру в таком положении длительное время будет довольно трудно.

Имейте в виду, что вероятность проявления смазанности изображения повышается с уменьшением веса самого фотоаппарата. Более громоздкие, профессиональные зеркальные фотоаппараты будут более устойчивыми в процессе съемки, а потому они обеспечивают меньшую вероятность возникновения шевеленки. В процессе совершенствования своей техники съемки с рук не забывайте и о правильном дыхании – перед нажатием на кнопку спуска стоит затаить дыхание и снимать уже на выдохе.

Кстати, само нажатие на кнопку спуска должно быть аккуратным, не торопитесь, не допускайте резких рывков и нажимайте на кнопку спуска максимально плавно. Лучше снимать сериями, поскольку во время съемки сериями Вы уже занимаете неподвижное положение, нажав на кнопку, и впоследствии один или несколько снимков из серии обязательно будут более четкими и резкими, чем остальные. Постоянная практика поможет Вам натренировать хват Ваших рук и свои действия при съемке, чтобы обеспечить более надежную фиксацию фотоаппарата.

– Уменьшение выдержки

Снизить влияние шевеленки на фотоизображение поможет уменьшение выдержки, поскольку, как уже отмечалось, чем дольше выдержка, тем более заметной становится смазанность изображения. В частности, на выдержках дольше 1/60 очень часто наблюдается шевеленка. Согласно классическому правилу в фотографии, значение выдержки следует выбирать таким образом, чтобы ее знаменатель был не меньше значения фокусного расстояния объектива. Соответственно, для разных фокусных расстояний следует подбирать соответствующее значение выдержки. Например, при съемке объективом с фокусным расстоянием 50 мм выдержка должна быть короче 1/50 секунды. Чтобы добиться наилучшего эффекта, уменьшение выдержки можно сочетать с увеличением диафрагмы и/или повышением светочувствительности ISO.

По возможности следует отказаться от применения телеобъективов, либо обязательно использовать вместе с ними штатив. Дело  в том, что увеличение фокусного расстояния способствует увеличению шевеленки и искажению перспективы. Поэтому без штатива здесь точно не обойтись.

– Увеличение диафрагмы

Увеличение диафрагмы также может способствовать уменьшению вероятности появления шевеленки в кадре. Однако нужно не забывать о том, что увеличение диафрагмы обеспечивает и резкое сокращение ГРИП, вследствие чего при съемке Вы можете получить резкий край предмета, а его продолжение окажется размытым. При открытой диафрагме у многих объективов возникают проблемы с четкостью. Да и далеко не каждый объектив способен действительно широко открывать диафрагму. По этим причинам увеличение диафрагмы, как способ избавиться от шевеленки, необходимо применять аккуратно. Желательно в сочетании с другими способами.

– Увеличение светочувствительности ISO

Увеличение чувствительности ISO автоматически сократит выдержку. Во многих случаях это поможет сделать более четкие, резкие кадры в ситуации, когда при съемке невозможно задействовать штатив. Однако помните, что на высоких значениях ISO появляется другая проблема – цифровой шум. Таким образом, повышение светочувствительности ведет к увеличению цифрового шума. Хорошие цифровые фотокамеры позволяют поднимать ISO без заметного возрастания шума, чего не скажешь об обычных «мыльницах».

– Используйте стабилизатор изображения

Производители фототехники борются с проблемой шевеленки техническими средствами. Они стараются помочь фотографу, встраивая в свои камеры или оптику устройства электронной и оптической стабилизации изображения. Сегодня такими устройствами, призванными компенсировать небольшие движения фотоаппарата, оснащаются даже бюджетные модели камер. Безусловно, полностью побороть шевеленку с их помощью не удастся, однако использование встроенных механизмов стабилизации изображения все-таки помогает уменьшить мелкие колебания и обеспечить получение более качественных фотоснимков. Эффективная система стабилизации изображения может увеличивать «безопасную» выдержку на 2 – 3 ступени.

– Применение светосильной оптики и вспышки

При съемке в условиях недостаточного освещения лучше использовать светосильную оптику. Конечно, такие объективы стоят дорого, но они позволяют широко открывать диафрагму, чтобы на чувствительную матрицу при экспонировании кадра попало как можно больше света. Применение дополнительного освещения (вспышки или светогенератора) обеспечит больше света, что даст Вам возможность уменьшить выдержку, даже если объект съемки находится в движении. От использования простой встроенной вспышки, впрочем, следует отказаться, поскольку она может «убить» весь объем фотографии, сделав изображение более плоским.

Использовать все перечисленные способы борьбы с шевеленкой нужно с умом, порой комбинируя их для достижения оптимального результата. От шевеленки нельзя избавиться окончательно и на самом деле большинство фотографий имеют те или иные характерные признаки смазанности. Задача фотографа состоит только в том, чтобы контролировать эффект смазанности. В ряде случаев шевеленку можно использовать в эстетических и художественных целях. Например, не секрет, что смазанность объекта съемки может во многих случаях лучше и выразительнее передать динамику его движения на фотографии.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ