Свет является неотъемлемым элементом при фотосъемке. В студийных условиях фотографы привыкли работать с импульсными источниками света, которые выдают короткий, но очень мощный импульс света во время срабатывания затвора камеры. Работа импульсных источников света и цифрового фотоаппарата синхронизируются друг с другом для достижения наилучшего результата. Однако, помимо импульсных источников света и разнообразных моделирующих насадок, существуют приборы постоянного освещения. Это мощные лампы, к использованию которых фотографы прибегают не часто. Приборы постоянного освещения больше задействуют при киносъемке. Тем не менее, в некоторых ситуациях источники постоянного света оказываются весьма кстати, особенно в нынешние времена, когда процессы видео- и фотосъемки объединяются друг с другом.

Типы источников постоянного света

В импульсных приборах работает импульс-вспышка, длительность которой составляет всего тысячные доли секунды. С ее помощью можно строить различные световые схемы в студийных условиях, оценивая параметры освещенности объекта съемки в соответствии со своим творческим замыслом. Приборы постоянного света, как не сложно догадаться, создают непрерывно контролируемый источник освещения. То есть свет от мощных ламп постоянно освещает объект съемки.

Обычно фотографы отказываются от использования таких источников освещения, поскольку они светят постоянно и в большинстве случаев не дают возможности изменять интенсивность светового потока. К тому же, приборы постоянного света потребляют довольно много электроэнергии и при этом выделяют огромное количество тепла. Однако в некоторых областях, например, в предметной или портретной съемке источники постоянного света могут служить хорошей альтернативой импульсным приборам.

Существуют металлогалогенные и галогенные источники постоянного света, они отличаются между собой, главным образом, такой характеристикой, как цветовая температура:

— Металлогалогенные источники

Как известно, цветовая температура естественного дневного освещения составляет около 5400 К. Примерно в этом же диапазоне (5400 – 5700 К) работают все импульсные приборы, используемые в студийной фотографии. Свет с такой цветовой температурой воспринимается человеческим глазом как «белый». Металлогалогенные источники постоянного света как раз имеют цветовую температуру на этом же уровне 5600 К, что обеспечивает естественную цветопередачу и возможность использования прибора в сочетании с импульсными источниками освещения. Что немаловажно, металлогалогенные приборы создают световой поток высокой мощности.

Металлогалогенный источник света
Металлогалогенный источник света

Благодаря своим преимуществам они получили достаточно широкое распространение в кино- и видеосъемке. К их использованию обращаются и профессиональные фотографы для студийной и предметной съемки. В сочетании с импульсными источниками света можно получать достаточно интересные и выразительные художественные эффекты. Однако у таких источников постоянного света есть и свои недостатки. Они требуют использования высоковольтных источников питания для поджига лампы и поддержания тока высокой частоты, что обуславливает сложность работы с такими приборами. Кроме того, они отличаются высокой стоимостью.

— Галогенные источники

Галогенные источники света имеют другую цветовую температуру. Во время закатов и рассветов солнце стоит невысоко над поверхностью Земли, создавая большую длину светового луча, проходящего сквозь атмосферу. В этот момент свет насыщается более теплыми тонами и цветовая температура светового потока достигает диапазона 2900 – 3400 К. Галогенные источники света оснащаются лампами, имеющими схожую цветовую температуру – порядка 3200 К. Это более доступные по цене и удобные приборы, покупку которых могут позволить себе начинающие фотографы. Используя галогенные приборы постоянного света, и корректируя баланс белого в настройках фотокамеры, можно получать подходящие цвета и оттенки в кадре.

Галогенный источник света
Галогенный источник света

Современные приборы постоянного освещения снабжаются встроенной двухуровневой системой охлаждения для предотвращения сильного нагрева. Также такие приборы нередко оснащаются радиоуправлением, с помощью которого фотограф может легко включать и выключать осветитель, а также приглушать до 90 % создаваемого им света. Естественно, что качественные источники постоянного света, работающие в непрерывном режиме, обязательно имеют металлический корпус и другие составные элементы, которые отличаются высокой надежностью и прочностью.

Пользователю предоставляется возможность изменять мощность света, просто меняя лампу в приборе. Правда, делать это надо осторожно. В студийных условиях с помощью компьютера фотограф может управлять различными световыми схемами, включающими в себя сразу несколько осветительных приборов с импульсным и постоянным освещением, что открывает большую свободу для творческих экспериментов.

Особенности и применение источников постоянного освещения

В сравнении с импульсными приборами, которые хорошо знакомы фотографам, источники постоянного света имеют ряд важных особенностей, на которые следует обратить внимание при их использовании. Во-первых, как уже говорилось выше, приборы постоянного света отличаются высокой теплоотдачей, определяющей сложность работы с такими источниками и невозможность использования светомоделирующих инструментов. Например, для получения мягкого рассеянного света придется использовать только специальные софтбоксы, способные выдерживать долгое воздействие высоких температур.

С источниками постоянного освещения практически невозможно использовать сотовые или другие виды насадок – приходится часто выключать лампу, что неизбежно приводит к снижению ее ресурса. Вследствие высокой тепловой отдачи не рекомендуется перемещать приборы постоянного освещения по студии с включенной лампой. Производить смену лампы следует соблюдая крайнюю осторожность и используя для этого специальные перчатки.

Помимо высокого нагрева прибора и теплоотдачи, отличительной особенностью источников постоянного света является изменение цветовой температуры в процессе регулировки мощности. Если снижение мощности на 10 – 20 процентов обычно не приводит к значительным изменениям теплового оттенка света, то более серьезное снижение может приводить к заметному понижению цветовой температуры. Поэтому для корректировки интенсивности светового потока и его цветовой температуры приходится, в частности, просто перемещать прибор, изменяя  тем самым расстояние до объекта съемки, либо использовать различные «сетки» или специальные рассеиватели.

Впрочем, нужно отметить и еще одну особенность приборов постоянного света, которая заключается в том, что интенсивность создаваемого ими светового потока недостаточна в сравнении с импульсными приборами. В этой связи при использовании закрытых диафрагм во время фотосъемки следует применять очень мощные металлогалогенные приборы, обладающие большей светоотдачей, либо вообще отказаться от писточников постоянного освещения в пользу импульсных.

Постоянные источники света находят применение преимущественно в студийной фотографии, в частности, при портретной и предметной фотосъемке. Некоторые фотографы искренне полагают, что импульсный свет по своей природе просто не дает возможности идеально передать  психологическое и эмоциональное состояние модели при съемке портрета. Ведь внезапная, импульсная вспышка незримым образом влияет на человека, на выражение его глаз, на мимику и состояние. Совсем другое дело, когда используются постоянные источники света — ничто не отвлекает человека от процесса съемки и не мешает ему.

Правда, здесь возникает другая проблема. Поскольку студийные постоянные источники излучают много тепла, они имеют свойство перегреваться (даже, несмотря на встроенную систему охлаждения или наличие вентиляторов в студии). Для предотвращения перегрева, вероятно, придется делать перерывы в работе. В студии от источников постоянного света жарко может стать не только фотографу, но и модели. Если расположить такой прибор слишком близко к модели, то кожа на ее лице может начать бликовать от пота и жира.

Тем не менее, обычный постоянный свет может дать хорошие результаты при съемке портретов. Главное научиться грамотно располагать такие приборы по отношению к объекту съемки и оптимальным образом настроить соотношение их мощностей. Чем дальше объект съемки находится от источника постоянного света, тем меньше его освещенность. Причем освещение меняется обратно пропорционально квадрату расстояния, то есть, например, при увеличении расстояния в два раза освещение уменьшается в четыре раза. При портретной съемке хорошие результаты получаются при использовании одного основного прибора постоянного освещения с отражателем для заполняющего света и второго софтбокса в качестве заполняющего источника.

Источники постоянного света оптимально использовать тогда, когда фотограф параллельно с фотосъемкой, занимается еще и съемкой видео в студии. Они позволяют работать с длинными выдержками и открытой диафрагмой для создания эффектов, которые было бы сложно получить при использовании обычных импульсных вспышек. Во время фотосъемки фотограф иногда хочет получить необычные и очень яркие художественные эффекты, вроде эффекта пламени с красивыми лепестками огня или развивающихся на ветру лоскутов платья, чтобы показать трепетание ткани.

Такие эффекты достигаются только умелым сочетанием импульсных и постоянных источников света. Причем в студийных условиях при использовании сразу нескольких осветительных приборов импульсного и постоянного света с различными отражателями и софт-боксами возникает проблема с точным замером количества света для правильной настройки экспозиции. Встроенные экспонометры цифровых фотоаппаратов  не очень хорошо справляются с этой задачей. Здесь на помощь фотографу придет отдельный портативный экспонометр,  который всегда точно подскажет, как правильно настроить экспозицию.

В последнее время приборы постоянного света не пользуются у фотографов широкой популярностью. Однако во многих ситуациях источник постоянного освещения может заменить традиционные импульсные вспышки, особенно при съемке портретов или в предметной фотографии. Фотографу важно только освоить некоторые профессиональные тонкости размещения источников света и настройки соотношения мощностей используемых галогенных ламп.

Несмотря на высокую теплоотдачу, ограниченные возможности по изменению интенсивности светового потока и солидную стоимость, у источников постоянного света есть существенное преимущество. Дело в том, что при соответствующих навыках их можно изготовить самостоятельно в домашних условиях под свои собственные требования. Причем такие самодельные светильники по своим возможностям зачастую ни в чем не уступают дорогостоящим профессиональным приборам.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)