Сегодня практически у каждого фотографа в руках имеется современная цифровая фототехника с системой автофокусировки, набором автоматических настроек и режимов для конкретных условий съемки. Для многих фотографов работа над снимком начинается только тогда, когда он нажимает на спуск затвора своей цифровой камеры. Всего за несколько минут фотограф может сделать несколько десятков снимков, не слишком задумываясь об их содержании. Только уже придя домой, садясь за компьютер и разбирая полученные снимки в графическом редакторе, он начинает всерьез обдумывать, как грамотно обработать фотографии, чтобы они приобрели наиболее привлекательный вид и были интересны зрителю.

Современные графические редакторы действительно могут многое, но далеко не все. Гораздо лучшие результаты получают фотографы, которые уделяют много времени осмотру места съемки, выбору ракурса, анализу освещения, продумыванию композиции и подбору оптимального метода съемки. Этот процесс, включающий в себя наблюдение, анализ, тщательное продумывание и подготовку к съемкам, можно назвать предварительной визуализацией. Порой на такую визуализацию у фотографа уходит много времени, а результатом становится всего пара кадров. Но именно эти кадры оказываются наиболее удачными и интересными.

В общем смысле под визуализацией понимают представление определенной информации в виде оптического изображения, в частности, в виде рисунка или снимка. То есть визуализация – это работа человеческого сознания с видимыми и невидимыми образами и картинками. Мы можем представлять себе те или иные эмоции, идеи, либо предметы в виде некой картинки.

Предварительная визуализация в фотографии – это сложный творческий процесс, когда фотограф, анализируя сцену, уже мысленно представляет себе конечный результат, то есть фотографию, которая должна получиться в итоге. С помощью зрительных образов он понимает, как тот или иной объект должен будет выглядеть на фотографии, чтобы зрителю передалось определенное настроение. В процессе предварительной визуализации фотограф не только тщательно продумывает свой творческий замысел, но и решает какие методы и фотографические приемы нужно использовать для достижения желаемого результата.

Фотографу придется подумать над каждым своим шагом, задолго до того, когда он возьмет в руки фотоаппарат и нажмет на спуск. И вплоть до того момента, когда он уже приступит к распечатыванию своих фотографий. Если фотограф хочет получить действительно качественный и интересный снимок, как в техническом, так и в художественном плане, то визуализация для него является очень ответственным делом. Недаром многие профессиональные фотографы перед любой съемкой тратят до нескольких часов только на то, чтобы внимательно осмотреть будущее место съемки и проанализировать все аспекты, связанные с предстоящей фотосъемкой.

Естественно, что предварительная визуализация состоит из нескольких этапов. С чего она начинается? Безусловно, с осмотра и выбора интересного места съемки. Ключевым моментом для фотографа здесь является то, способна ли сцена вызвать у него самого какие-либо сильные эмоции или чувства. Ведь главная задача любого фотографа заключается в том, чтобы через свои фотоснимки передать зрителю то или иное настроение или эмоции. Поэтому если место или объект съемки вообще не вызывает у фотографа эмоций, то лучше отказаться от фотографирования и выбрать другую сцену.

У талантливых фотографов всегда проявляется собственное чувство сцены, когда глядя на тот или иной пейзаж или предмет, они понимают, что эта та самая сцена, которую они искали. Все потому что в этот момент каждый из них сам испытывает определенные эмоции, которые затем посредством фотографии они пытаются передать зрителям. Это может быть чувство драматичности, любви, грандиозности, монументальности, волнительной красоты или романтики.

После того, как фотограф мысленно определил для себя сцену, которая вызывает у него некие чувства и эмоции, он переходит к следующему этапу предварительной визуализации. А именно к выбору ракурса, построению композиции, обдумыванию  взаимодействия с задним планом и предметами в кадре. Тут существует множество аспектов, которым фотограф должен уделить внимание.

Прежде всего, нужно изучить специфику конкретного места съемки, особенности освещения. Фотографу приходится тщательно взвешивать все «за» и «против» при выборе ракурса. Он должен выбрать такое расположение камеры, чтобы наиболее удачно скомпоновать кадр, акцентировать внимание зрителя на деталях, которые должны привнести в снимок нужное настроение. Нужно оценить и линию горизонта, если речь идет о пейзажной съемке, а также все аспекты, связанные с естественным или искусственным освещением, влиянием окружения на конечное фотоизображение.

Для предварительной визуализации рекомендуется побывать на месте предполагаемой съемки заранее, например, за день до этого. Это необходимо, чтобы неспешно все осмотреть и проанализировать композицию кадра. Можно сделать некоторые пометки в блокноте, чтобы дома еще раз продумать, как будет проходить съемка и какие аспекты следует еще раз обдумать.

После этого фотографы обычно переходят уже к определению метода съемки и подбору соответствующего оборудования. Прежде всего, конечно, любая съемка связана с выбором подходящего объектива. Например, если творческий замысел фотографа предполагает выделение переднего плана или охват максимальной площади сцены, то имеет смысл использовать во время съемки широкоугольный объектив. Восприятие зрителем сцены или объекта во многом зависит от ее размеров на фотографии, поэтому так важно правильно подобрать подходящую оптику для съемки.

Для того, чтобы получить снимки высокого качества, фотографу в большинстве случаев придется использовать штатив. Здесь нужно продумать использование тросика или пульта дистанционного управления, чтобы снизить вероятность сотрясения фотокамеры в момент спуска затвора. Если это пейзажная фотография, где необходимо строго выровнять камеру относительно горизонта, то можно захватить с собой пузырьковый уровень или штатив с уже встроенным в него уровнем. Необходимо также принять решение о том, использовать ли при съемке различные фильтры. Фотограф, например, может использовать регулируемый нейтрально серый фильтра для того, чтобы выбранная экспозиция соответствовала световым условиям.

Еще до начала съемки нужно подумать и о настройках фотокамеры. В частности, об определении оптимальной выдержки и диафрагмы для конкретной сцены. К примеру, большая глубина резкости может помочь подчеркнуть перспективу сцены, а более длительная выдержка будет способствовать правильной передаче движения на фотографии.

Также при оценке будущей съемки важным является предварительной анализ экспозиции и динамической контрастности. Что касается экспозиции, то фотографу приходится каждый раз выбирать оптимальный вариант между уровнем шумов на изображении и количеством фиксируемых полутонов (сигнал/шум). Чтобы уменьшить шум на фотографии, лучше снимать на небольших значениях чувствительности. Но это не всегда соответствует целям фотографа. Для получения качественного снимка еще на месте ознакомления с местом съемки, требуется примерно оценить динамический диапазон, в котором придется работать. Будет ли это сцена с низким контрастом или с большим динамическим диапазоном? Не лишним будет на месте сделать несколько тестовых снимков, чтобы убедиться в том, что камера способна захватить весь динамический диапазон сцены. В противном случае фотографу придется задуматься об использовании мультиэкспозиции (брекетинга).

Большинство начинающих фотографов начинают думать об особенностях обработки снимков и их редактировании только тогда, когда фотографии уже готовы и переброшены с карты памяти на компьютер. Однако предварительная визуализация означает, что фотограф еще до съемки должен продумать и этот момент. В частности, выбрать формат, в котором должен быть снят снимок. Если речь идет о последующей печати фотографии на художественной бумаге в большом формате, то, безусловно, необходимо выбрать RAW формат, чтобы снизить потери в качестве. Мысленно представляя в своей голове будущее изображение, фотограф может уже заранее определиться с бумагой, которая  будет в дальнейшем использоваться при печати. Фотобумага должна способствовать правильной передаче атмосферы и настроения сцены.

Как мы видим, предварительная визуализация требует от фотографа вдумчивого подхода и серьезных временных затрат. Кто-то может возразить, что все вышесказанное применимо только для пейзажной или портретной съемке, где есть время для неспешного, спокойного анализа сцены, чтобы правильно выбратьудачное композиционное решение. В репортажной или спортивной фотографии, где события происходят практически молниеносно, на то, чтобы мысленно представить себе конечный результат съемки, просто нет времени.

Но на самом деле, как показывает опыт известных профессиональных фотографов, и тут можно найти время для предварительной визуализации. В частности, можно приехать на стадион задолго до начала спортивных соревнований и спокойно проанализировать место съемки, спланировать свои действия и выбрать оптимальные методы фотографирования. Одним словом, предварительная визуализация вполне уместна и полезна для фотографа любого жанра.  Она помогает ему понять, что он хочет получить в процессесъемки и какими методами он сможет этого добиться.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)