Портретная съемка – это одна из наиболее популярных и распространенных видов фотосъемки. Собственно, многие начинающие любители фотографии приобретают свою первую в жизни камеру как раз для того, чтобы запечатлеть на фото своих друзей и знакомых. Часто можно  услышать мнение о том, что для того чтобы получить качественный портретный снимок необходимо снимать в студии при искусственном освещении.

 Действительно, при искусственном освещении фотограф имеет возможность выполнить портрет с плавными тональными переходами и с точным распределением на лице модели света и тени. В условиях студии можно легко создать мягкий, рассеянный свет, который наилучшим образом подходит для осуществления портретной съемки. Однако все вышесказанное отнюдь не значит, что портреты  лучше снимать исключительно в студии.

 Съемка при естественном освещении также имеет свои преимущества. Естественный свет помогает придать портретным снимкам индивидуальность и яркие, живые краски. При всем при этом портретная съемка на открытом воздухе, безусловно, создает фотографу определенные неудобства. Но, как показывает практика, эти сложности вполне преодолимы.

Говоря о проблемах, с которыми вынужден сталкиваться фотограф при естественном освещении, прежде всего, можно назвать большие перепады в динамическом диапазоне, что зачастую вносит неточности в автоматическую экспозицию камеры. При съемке портретов в условиях естественного освещения иногда приходится закрывать глаза на неполное воспроизведение диапазона яркостей. Но в большинстве случаев фотографу необходимо просто решать проблему определения точной экспозиции во время съемки, а также нахождения оптимальных настроек камеры.

При портретной съемке лучше всего использовать максимально открытую диафрагму, что дает возможность применять максимально короткую выдержку для снижения риска смазывания изображения и уменьшает глубину резкости таким образом, чтобы в фокусе находилась только модель. В компактных цифровых фотокамерах, где нет ручных настроек экспозиции через диафрагму и выдержку затвора, можно выбрать портретный автоматический режим съемки.

Для определения правильной экспозиции при съемке на открытом воздухе требуется вручную измерить яркость снимаемого объекта и яркость фона в режиме точечного замера. В том случае, если существуют существенные различия между моделью и какой-либо частью заднего фона, лучше изменить положение снимаемого человека. Для определения точной экспозиции можно использовать и переносной точечный экспонометр. При портретной съемке также требуется следить за балансом белого, который обычно в камерах выставляется по цвету кожи. Но в зависимости от характера освещения оптимальный баланс белого нужно корректировать для обеспечения правильной передачи изображения.

Постоянная необходимость корректирования настроек и экспозиции в условиях съемки при естественном освещении связана с тем, что сам естественный свет по мере движения солнца меняет свою интенсивность и цветовую температуру. Например, утренний свет благодаря более голубым тонам часто воспринимается как холодный и несколько унылый. В тоже время свет от заходящего солнца более теплый благодаря присутствию в нем желтых и оранжевых тонов. Фотограф, занимающийся портретной съемкой на открытом воздухе, должен понимать как солнечный свет с той или иной цветовой температурой отражается на настроении и характере снимка.

Наиболее оптимальными условиями для портретной съемки при естественном освещении считается время сразу после восхода или заката солнца. Портретные фотографии, снятые в эти часы, получаются с ярко выраженными, насыщенными цветами и мягкими тенями. Правда, в утренние часы хорошее освещение быстро исчезает, поэтому его необходимо «ловить». А вот вечером кульминационный момент проходит более медленно, а потому вечерний свет с его золотыми и оранжевыми тонами больше всего нравится профессиональным фотографам, специализирующимся на портретной фотографии.

Хорошие портретные снимки могут получиться и днем, когда солнце располагается за легкими, полупрозрачными облаками. В результате, появляется равномерное освещение, одинаково распределяемое  по  всей  поверхности объекта, и не дающее сильных теней или бликов. А вот яркий солнечный день, вероятно, не самое лучшее время для портретных съемок. Жесткий прямой свет дает сильную контрастность, бликии густые, неприятные тени на лицах снимаемых людей. К тому же в этих условиях люди нередко щурятся на солнце, что также негативным образом отражается на портретном снимке. Знания о том, как оптимально  использовать естественный свет с разной цветовой температурой, очень помогают фотографу при осуществлении съемок на открытом воздухе.

Итак, прекрасные портретные фотоснимки, созданные сияющим солнцем, получаются при съемке ранним утром или поздним вечером. Однако профессиональные фотографы учатся работать с естественным освещением таким образом, чтобы качественные фотографии выходили не зависимо от времени дня и цветовой температуры солнечного света. Для этого используются разнообразные технические приемы.

Например, при съемке в условиях яркого полуденного солнца фотографы пытаются найти своеобразную «световую преграду». Для этого, как правило, необходимо расположить модель в тени, например, под большим дубом, убрав снимаемый объект подальше от прямых лучей солнца. Следует избегать освещения лица модели прямым солнечным светом, поскольку он подчеркнет все недостатки лица и создаст резкие тени. Для получения интересных эффектов на фотографии можно также найти интересные природные отражатели света, например, кирпичную стену, песок или тротуар.

В целом, использование искусственных и природных отражателей при портретной съемке в условиях естественного освещения – это очень распространенный и полезный прием, ведь отражатели помогут смягчить освещение и заполнить тени. Сегодня в специализированных магазинах продаются различные складные модели отражателей, которые не занимают много места. Они представляют собой большие пластины, создающие заполняющий свет. Их грамотное использование позволяет добиться прекрасного естественного освещения лица модели.

Отражатели могут служить для отражения или рассеивания доступного света. Они могут быть с золотым, серебряным или белым покрытием для создания теплого, яркого и отраженного света. Пользоваться отражателями на открытом воздухе необходимо таким образом, чтобы легким, рассеянным светом привлечь внимание к лицу модели и убрать резкие тени. Кстати, вместо покупного отражателя можно всегда обойтись и листом обычного белого картона, площадь которого должна быть не меньше одного квадратного метра. Отражатели помогают фотографу создать блики в глазах модели и интересные тени, что делает ее более живой и яркой на портретной фотографии.

Принято считать, что никогда нельзя снимать против солнечных лучей, то есть солнце должно обязательно находиться позади модели. Однако это всего лишь на всего штамп, который с блеском опровергают многие профессиональные фотографы. Ведь снимая против солнца, можно получить потрясающий силуэт модели. Солнечные лучи такжесоздают  в этом случае прекрасный эффект светящихся волос, который просто невозможно получить, когда объект съемки находится в тени от света. Справиться же с густыми тенями и высокой контрастностью снимка помогают все те же отражатели, которые нужно просто правильно расположить возле модели.

Снимая портреты на открытом воздухе при естественном освещении, многие начинающие любители фотографии очень мало внимания уделяет фону, концентрируя все внимание на переднем плане. И, очень напрасно, ведь плохой задний план может испортить всю фотографию. Задний план на открытом воздухе должен дополнять модель и работать на созерцание ее красоты. Это означает, что фон должен соответствовать характеру объекта.

Если есть задний план, который не будет отвлекать внимание от человека, но в тоже время может выразить нечто о его характере или эмоциях, то можно смело использовать его в портретной съемке. Задними планами также можно пользоваться как цветовыми палитрами, чтобы фон на снимках всегда выступал в роли своеобразной студийной декорации с нужным цветовым решением. Правильный выбор окружения модели и заднего плана – это одна из важных составляющих хорошего портрета. Разумеется, что выбирать задний план следует в соответствии с тем или иным освещением, характером цветовой температуры солнечного света.

Главное в портретной съемке – это привлечь внимание к человеку и попытаться выразить в фотографии его индивидуальность, характер и эмоции. Все это невозможно сделать без хорошего освещения. Понимание особенностей освещения  на открытом воздухе, умение пользоваться ручными настройками камеры и световыми отражателями дает возможность фотографу получить гораздо больше интересных снимков. Портретная съемка в условиях естественного освещения может гораздо в большей степени способствовать раскрытию творческих способностей фотографа, чем привычная студийная фотография.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)