Есть еще несколько дней, чтобы увидеть «Перспективу» – выставку выпускников школы журналистики «Известия», которая проходит в московском Фотоцентре на Гоголевском бульваре. Школа, чей достаточно высокий рейтинг подкреплен высокой квалификацией преподавательского состава, выставила около 130 работ более двух десятков авторов. Если целью школы, как и позиционируется, является «профессиональная ориентация молодых людей», то можно сказать, что эти люди профессионально ориентированы в разных стилях и фотожанрах – от деревенского пейзажа до городского портрета, от постановочно-камерных снимков до репортажно-глобальных фото, от заснятых мелких штрихов обыденной жизни до экспериментальных нагромождений воображения фотографа.

Подобные выставки уже стали ежегодными. И, как положено уровню мастерства, траектория которого должна идти вверх, уровень профессионализма выпускников растет. Во всяком случае, факт такого роста отметил директор Фотоцентра В. И. Никифоров: «Каждая такая «известинская» выставка имела свой колорит, свою планку, но эта выставка одна из лучших, что мы проводили здесь, она разная, сбалансированная, и в ней много экспериментов. Молодежная фотография, так скажем. Учебная – это понятно каждому, это совершенно ясно и очевидно, но она не школярская, не наивная, это не ученическая любительщина, тут ребята, которые пытаются снимать головой, что очень важно».

А.Яценко. Из серии Синим по белому.

Из того, что, судя по всему, снято именно этой немаловажной частью человеческого тела: например, серия фотографий Евгении Стерляговой – проект под вечным названием «Мужчина и женщина», состоящий из трех разных пего-черных квадратов. На среднем – надкусанное с двух сторон яблоко, на левом и правом – сетки из девяти кусков-снимков, разделенных черными линиями. На снимках – мужское: рука, глаз, поигрывающее мышцами тело… и женское – губы, грудь, складки, линии, дыхание. Три квадрата как одно целое, с библейским началом и бесконечным концом. И вплетенный в этот проект небольшой текст философа-итальянца барона Юлиуса Эволы из его «Метафизики пола», который, быть может, и натолкнул молодого фотографа на этот сплетенно-гендерный и мозаично-философский проект: «Любовью называется жажда целостности и стремление к ней. Смысл этого единства – это как бы переплетение двух разных частей, их взаимопроникновение. Если традиционная этика требовала от мужчин, чтобы они всегда оставались собой, акцентировали те черты, которые делают одних именно мужчинами, а других именно женщинами, то современная цивилизация стремится, напротив, к уравниванию, к сфере бесформенного. Но какие отношения могут быть между смешанными, «сконструированными» существами, лишенными всякого контакта со своей глубиной или природой?..»

А.Колоколова. Из серии Геометрия пространства

Из того, что тоже снято «головой», серия фото под названием «Underground» Ангелины Воробьевой, по которым можно судить, что голова голове рознь, и никогда не предугадаешь, что в какой сидит, и какие мысли могут родить каких фоточудовищ. На двух полотнах наборы из четырех снимков: есть женские ноги с выглядывающими из под задранного платья ножками маленького ребенка, есть женское лицо, закрытое челкой и бородой, есть часть ребенка, закрывающая, как маской, мать, ну, и еще многое что есть… По соседству с этим фотопреломлением женской доли этот же автор в другом своем проекте преломил то, что выпадает на нелегкую долю посетителей ночного клуба. Проект так и назван: «Club». Тут и чья-то нога в кружении юбки, и одинокая девушка в окружении стен, и два парня, которые, как кошки, гуляют сами по себе, и, как бы в цепочке с мыслью Юлиуса Эволы и проектом выпускника-соратника Стерляговой, – непонятно-бесполое существо непонятно что и кого дожидающеся на фоне пальмовых листьев, которые, как растопыренные пальцы-когти, веером разрезают скользящий сквозь них дискотечный свет.

Есть фотографии с куда меньшими упражнениями для мозга. Над ними не нужно думать. На них можно просто смотреть. И получать от этого удовольствие. Таково, например, «Утро в Старом городе» Анны Плешковой. Закатно-горный пейзаж Олега Воробьева, классичность которого не умаляет его художественности. Или «Деревенские забавы Заполярья» Любови Лебедевой, с домиками, укутанными снегом, заборами, крышами, дворами и… глыбой огромного воздушного шара, синим силуэтом застывшего в морозной глуши.

Д.Шашков. Без названия.

Много фотографий без названий. Но не без идеи и не без настроения. Часто используются наложения одного кадра на другой. Такая многослойная техника, согласуясь с замыслом, создает причудливые образы и показывает игру мысли. Виктор Киляков таким образом попробовал передать ментальную воздушность медитирующего йога, способного перенестись в пространстве, выйдя из своего не слишком тяжелого, но все же совершенно земного тела. Или донести до зрителя всю суету сует, как бы приделав вагону метро ноги прохожих, сплетя и поезд, и людей, и всю их нескончаемую беготню.

Есть фотографии цветовых контрастов, световых пятен, геометрических фигур, четких линий. Например, «Синим по белому» Анны Яценко с разностью и одновременно слитностью цвета, с белой лестницей, белым человеком, белым пропеллером и синей бездонностью всё окружающего неба. Или фотография без названия Марии Копатиковой, на которой Храм Василия Блаженного, весь изрезанный, простроченный, дырявый, конопатый и ночной, снятый сквозь листву, мелкой плешью бросающей тень в свете фонаря. Есть «Геометрия пространства» Аси Колоколовой с деревянным домом, очерченным проходом, резким человеком, с некрикливой привлекательностью желто-зелено-коричневых дверей. Есть аллеи в сине-сизом сфумато Юрия Городнова. И городские эшелоны черно-белых домов Данилы Шашкова.

«Работай, Крыс, может быть, из тебя что-нибудь выйдет», — в одесском рассказе Константина Паустовского «Репортер Крыс» эту фразу часто говорили одному молодому журналисту, который был сначала мальчиком при типографии «Известий», потом поступил на курсы журналистов и стал работать пожарным репортером рабочей газеты «Станок». Но однажды «знаменитый парень» репортер Светлов ему крикнул: «Работай, Крыс, шмаровоз! Из тебя выйдет толк!» Первый раз в жизни Крыс «услышал эту фразу без страшных слов «может быть».

Возможно, уже этими фотографиями, возможно, теми, которые они еще сделают, выпускники школы журналистики «Известия» заслужат того, чтобы их преподаватели, в числе которых такие мэтры фотодела, как В.Ахломов, С.Пожарская, Л.Москалёва, В.Вяткин, — скажут им то же, что «знаменитый» Светлов – без этих слов обидных слов «может быть».

Проходит выставка в московском объединении «Фотоцентр» по адресу Москва, Гоголевский бульвар, д.8. (м. Кропоткинская). Закрытие — 8 июля. Стоимость билета – 50 рублей, льготникам — 20.

Катерина Кудрявцева