«Одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит, и вдруг прыжок, и вдруг летит, летит, как пух от уст Эола …» Зачаровывая своей практически нематериальной структурой, прекрасное искусство балета известно каждому. Но не задумывались ли вы, что человек, над которым властны законы гравитации, почти не может летать пухом? Даже перед устами греческого властителя ветров. Не задумывались ли вы, что это искусство настолько же тяжёлое, насколько и прекрасное? И что только благодаря нечеловеческому труду,  почти безграничной силе мышц и запредельной упругости связок возможно кружить «едва касаясь пола»? Эта «закулисная» сторона балета практически не видна из зрительного зала, и часто остаётся за кадром. Не отражено обычно это сочетание небесной прелести и земного труда чернорабочего и в других жанрах искусства – на картинах художников, в кинофильмах и даже в документальных кинолентах.  Но везде есть свои исключения. Таким исключением можно назвать выставку «Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршалье», которая открылась в Мультимедиа Арт Музее.

Один из самых известных фотографов двадцатого века, француз, работающий в Америке, Патрик Демаршалье, известен прежде всего как фэшн-фотограф и портретист.  Переехав в Нью-Йорк в 1975 году, фотограф достаточно быстро начал завоёвывать Новый свет. Фотографии Демаршалье быстро попали в такие престижные журналы, как «Glamour» и «Mademoiselle». За этим последовал контракт с «Conde Nast Publications». После – работа для «Rolling Stone», «GQ», «Harpers Bazaar»,  и «Vogue». В 1995 году фотограф выпускает своей первый фотоальбом «Патрик Демаршелье: Фотографии» («Patrick Demarchelier: Photographs»), вышедший громадным тиражом в 17000 экземпляров. Через два года выходит книга «Патрик Демаршелье: Открытие элегантности» («Patrick Demarchelier: Exposing Elegance»). Затем, в 1998 году, — ещё одна книга «Патрик Демаршелье: Формы» («Patrick Demarchelier: Forms»). В 2008 – новый альбом под старой обложкой «Патрик Демаршелье: Фотографии». В 2005 и 2007 годах Демаршалье работает для одного из самых престижных проектов – календаря Pirelli.

Среди клиентов Демаршалье – такие мировые бренды, как Calvin Klein, Chanel, Armani, Versace, Elizabeth Arden, Inc., Lanc?me. Среди моделей – такие знаменитости, как Николь Кидман, Надя Ауэрман, Кристи Тарлингтон, принцесса Диана …

С русской примой-балериной Мариинского театра Дианой Вишнёвой Демаршалье впервые работает в 2011 году, делая фотосессию для «Vogue». На выставке представлены как эти, более ранние фотографии, так и фотографии, созданные Демаршалье уже год спустя, в собственной нью-йоркской студии, куда фотограф специально пригласил русскую балерину вместе с её партнёром Марсело Гомесом. Чёрно-белые изображения. Отсутствие костюмов и всяческих разноцветных прикрас. Рабочая балетная форма. Рельефы мышц и сухожилий. Ничего лишнего, но в то же время абсолютно полная картина балетного искусства. Прекрасного, но во многом и устрашающего. Заманчивый венец и тяжкое творение. Процессы, которые идут параллельно и неразрывно.

Фотографии Демаршалье, как и требуют того жанры, в которых работает фотограф, в большинстве постановочные. Но вместе с тем это и предельно естественные, живые снимки. Как будто выхваченные из жизненной вереницы мгновений. Критики называют эту манеру «эстетикой случайного кадра». Сам Демаршелье говорит: «Я стараюсь создать атмосферу, в которой человек чувствует себя непринужденно. Мне не нравиться чувство, что между мной и портретируемыми стоит фотокамера, поэтому я делаю все возможное, чтобы они об этом забыли».

Возможно, именно «отсутствие» камеры-преграды и позволило Демаршалье уловить с такой ясностью то непередаваемое со сцены парадоксальное сочетание в балетном искусстве. Искусстве безумно тяжёлом и безумно красивом. На снимках нет усталости, нет понурости, нет обречённости. Нет ничего, что бы говорило о закулисной стороне балета. Но всё это проходит как бы незаметно. Улавливается как бы интуитивно. Видится как бы на заднем плане.

Кроме фотографий на выставке также представлен короткометражный чёрно-белый фильм «Бриллианты» режиссёра Рустама Хамданова, где одну из главных ролей сыграла Вишнёва. Впервые фильм был показан на 67-м Венецианском  в рамках программы «Горизонты» в 2010 году. По сюжету картины, действие которой происходит в 1920-е в Ленинграде, Вишнёва играет балерину-воровку, укравшую брошь из ювелирного магазина.

Выставка проходит в Мультимедиа Арт Музее с 4 по 30 сентября. Адрес: метро Кропоткинская, улица Остоженка, 16. Выставка открыта  со вторника по воскресенье, с 12.00 до 21.00. Стоимость входного билета – 300 рублей. Для студентов – 150 рублей. Для пенсионеров и школьников — 20 рублей.

Подготовила Катерина Кудрявцева