В этой статье мы рассмотрим все особенности выбора штативов. Эта тема, несмотря на свою, казалось бы, простоту имеет массу своих нюансов и подводных камней. Для чего мы используем штатив? Большинство читателей скажут: «Для съемки на длинных выдержках в условиях недостаточной освещенности». И будут не совсем правы. Профессиональный фотограф использует штатив даже в солнечный день. Даже более – в студийной съемке, где свет идеален, или к этому идеалу приближен, штативы также используются.

Так что, полностью описывая задачу штатива можно сказать так: «она заключается в обеспечении надёжной опоры и удержании фотоаппарата в неподвижном положении, а также для снижения вибрации при съёмке на больших выдержках и при недостаточном освещении».

Первое, на что стоит обратить внимание, это, конечно же, максимальная нагрузка, которую выдерживает штатив. Тут, я думаю, особо детальных пояснений не требуется. Единственное на чем хотелось бы акцентировать внимание: не забывайте о весе объективов, они ведь, очень часто, тяжелее самой камеры. И берите штатив с запасом по грузоподъемности. Ведь накладно, согласитесь, каждый раз покупая новый объектив большего веса, чем уже есть в парке, опять подбирать штатив конкретно под этот вес. Но не увлекайтесь. Ведь все это добро вам носить с собой. Т.е. получается, что нужно найти некий компромисс.

Вот так, у нас сам собой, возник следующий аспект выбора штатива. Его вес. Многие считают, что этот показатель напрямую зависит от его «грузоподъемности». В какой-то мере это так. Но не совсем. Вспоминается старый вопрос в военкомате у психиатра: «Что тяжелее, килограмм железа или килограмм воздуха :-)». Конечно же, на вес влияет материал, из которого наш штатив изготовлен. Но влияет он не только на вес, но и на цену.

Самые недорогие штативы – алюминиевые. Крепежи в таких штативах используются из недорогих пластиков, соответственно и цена итогового продукта минимальна. Далее идут всевозможные алюминиевые сплавы, более прочные, но все такие же легкие. Немного тяжелее, но существенно прочнее штативы из базальтовых сплавов. Пальма лидерства, и в минимальном весе и в максимальной цене, конечно же, у карбоновых штативов.

Карбоновые штативы помимо своей легкости и прочности имеют ещё одну интересную особенность. Они способны гасить мелкие колебания извне. Например, при установке штатива на мосту, по которому движется транспорт, колебания от моста до самой камеры не дойдут.

О материале и весе поговорили, перейдем к самому важному, к конструктивным элементам и техническим особенностям.

Любой современный штатив выглядит примерно так:

Особенности выбора штатива

Рассмотрим каждый элемент в отдельности и его особенности.

1. Стопа штатива. Казалось бы, что тут можно выдумать? На самом деле типов этого элемента достаточно много. На нашей схеме представлена стопа с горизонтальной плоскостью подошвы, подвижная, на шарнире. Такую удобно использовать на относительно горизонтальных, ровных и устойчивых поверхностях с небольшими углами наклона. Более удобными, с моей точки зрения, являются круглые, неподвижные стопы. Они так же хорошо приспосабливаются к неровностям поверхностей, но, в отличие от предыдущих, более устойчивы. Отсутствует люфт шарниров. К тому же круглые безшарнирные стопы, как правило, можно вкрутить по резьбе вверх. Тогда внизу открываются заостренные стальные стержни. В таком виде штатив удобно использовать на рыхлой почве, просто вогнав штатив в неё, или на льду.

2. Защелки. Они же зажимы. Тут ничего инновационного, в принципе и не бывает. Хотя конструктивно эти элементы у разных производителей также отличаются. Просто при покупке обращайте внимание на удобство использования, качество материалов и надежность фиксации.

3. Нога штатива. В большинстве своем ноги у штативов раздвижные, телескопические. Количество секций телескопа разное. Как правило, бывают трех- и четырехсекционные ноги. Чем больше секций, тем компактнее складывается штатив, что естественно удобно при транспортировке. Но с увеличением количества секций увеличивается и диаметр трубки, что влечет за собой увеличение веса. Т.е. получаем более компактный вариант, но и более увесистый. От длины ног также зависит и высота штатива. Обязательно при покупке обратите на это внимание. При съемке вы должны чувствовать себя комфортно, а не сгибаться в три погибели.

4. Ручка регулировки. Этот элемент присутствует далеко не на всех штативах, что нельзя отнести ни к удобству, ни к недостатку. Если её нет, вылет центральной колонны фиксируется обычным зажимом. Наличие ручки позволяет осуществлять плавную регулировку по высоте. Её отсутствие позволяет быстрее зафиксировать камеру в нужном положении. Мое мнение – ручка особенно актуальна при видеосъемке. Для фото её присутствие больше вредит.

5. Штативная головка. Ассортимент голов очень велик. К подробному описанию данного элемента мы ещё вернемся в следующей статье. Сейчас скажу лишь, что бюджетные штативы поставляются с несъемной головой, более дорогие и профессиональные модели продаются и вовсе без неё. В таком случае голову вы подбираете отдельно. При покупке несъемной головы обращайте внимание на наличие градусной шкалы, что удобно при фотографировании панорам. На количество плоскостей, в которых осуществляется регулировка камеры. И на возможность быстрого съема камеры со штатива вместе с платформой крепления с помощью защелки.

6. Ручка для транспортировки устанавливается, по большей части, в больших и тяжелых штативах. В легких она чаще заменена на поролоновые уплотнители на верхних секциях ног (которые, к слову, ещё и предохраняют штатив от ударов и царапин), или на кольца для крепления ремня. Назначение этого элемента, думаю, объяснять не стоит:-)

7. Центральная колонна. Казалось бы, ну колонна и колона. Что в ней такого? На самом деле этот элемент также довольно неординарен. Дело в том, что у некоторых штативов эту колонну можно повернуть вверх тормашками. Тогда ваша камера будет, как бы подвешена между ног. Благодаря такому интересному конструктивному решению очень удобно снимать, например, мелкие элементы в режиме макросъемки расположенные близко к земле (цветы, насекомых).
Если есть возможность, выдвигайте колонну поменьше, регулируйте высоту с помощью раздвигания телескопических ног. Так ваша камера будет устойчивее.

8. Крюк. Благодаря крюку можно подвесить на камеру дополнительный груз, что добавит штативу большей устойчивости. Или вбить в землю колышек и закрепить штатив с помощью растяжки. Эта возможность незаменима, например, при съемке на длительной выдержке при шквальном ветре, или при дистанционной съемке с использованием датчиков движения дикой природы.

9. Распорки. Позволяют надежно зафиксировать ноги штатива в рабочем положении. В более дорогих моделях отсутствуют. Там вместо них используются сложные фиксирующие механизмы, которые располагаются прямо на шарнирах крепления ног к центральной колонне. Такие механизмы, помимо того, что высвобождают пространство и делают более удобной установку штатива в сильно рельефной местности, или в высокой траве, обладают ещё одной интересной особенностью. Если в штативе с распорками рабочий угол ног, относительно центральной колонны не изменяется, в штативе без распорок, механизмы этот угол позволяют менять. Это может быть полезно для съемки со штатива с очень низких точек (раздвинув ноги до угла практически 90 градусов). Опять же, более широко расставленные ноги добавляют устойчивости. Получается, хорошо, что они, эти распорки, есть. Но лучше когда их нет.

Ну и в завершение, хотел бы вкратце упомянуть об альтернативе штативов – моноподах.

Моноподы

Монопод – это облегченный и упрощенный вариант штатива. Фактически, это одна нога штатива, которая обеспечивает дополнительную точку опору при съемке, но не обеспечивает полной фиксации камеры. Незаменимы моноподы в путешествиях, при необходимости добраться в сложные места съемки, а также для постоянного ношения с собой. К недостатку монопода, вполне логично отнести отсутствие полной фиксации камеры. Хотя и этот вопрос решается двумя способами. Монопод с заостренным концом, который можно воткнуть в землю, или монопод с раскладывающимся триногом (см. изображение). Конечно, не один из этих вариантов не позволит добиться столь надежной фиксации как у штатива, но ведь это и не штатив 🙂

Вот, в целом, и все. В следующей статье мы рассмотрим штативные головы, их типы и конструктивные особенности.

С ув. MrGadfly

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)