При съемке объектов в движении или динамичных сцен можно совершенно по-разному передать движение на фотоснимке. Можно «заморозить» объект в прыжке или полете,  а можно показать его в кадре смазанными. Причем в последнем случае смазанным может быть либо сам движущийся объект, либо окружающий его фон. Одним из самых популярных и интересных вариантов передачи движения является съемка с проводкой. Она подразумевает постоянное слежение камеры за объектом, вследствие чего фон на снимке становится размытым, в то время как сам объект резким. Съемка с проводкой сосредотачивает внимание зрителя на главном объекте, создавая красивый эффект динамики. На практике такой способ съемки часто вызывает трудности у начинающих фотографов.

Суть техники очень проста. Вы отслеживаете движение объекта по видоискателю, плавно перемещая камеру за объектом, и в подходящий момент открываете затвор. Результатом такой съемки становится резкий объект на размытом фоне. Причем фон размывается очень характерно – он становится похож на скопление длинных линий, которые ориентированы в направлении движения. Такие фотографии получаются очень эффектными и привлекательными, они в полной мере передают ощущение скорости. Отсюда и повышенный интерес любителей фотографии к использованию данного приема для съемки машин, велосипедистов и спортивных сцен.

Съемка с проводкой
fincher69 / Foter / Creative Commons Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)

Съемку с проводкой целесообразно применять тогда, когда объекты перемещаются по линейной траектории и с достаточно определенной скоростью. Иначе получить качественную «проводку» будет довольно трудно. Сама идея съемки с проводкой, на первый взгляд, кажется простой, однако фотографу для достижения оптимального результата необходимо учитывать несколько важных моментов.

Используем штатив

При осуществлении съемки следует обзавестись штативом с поворачивающейся головкой. Использование надежной, устойчивой опоры позволит избежать шевеленки. Кроме того, сама «проводка» будет проведена более качественно, без дрожания, поскольку фотоаппарат будет закреплен в одной плоскости. Применение оптического или цифрового стабилизатора изображения, хотя и не сильно способно изменить ситуацию, тем не менее, вполне допустимо и даже нужно.

Проводка, тунец
Takashi(aes256) / Foter / Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)

Устанавливаем выдержку

Ключевой момент – это выдержка. В этой связи лучше всего сразу перевести камеру в режим приоритета выдержки, либо задействовать ручной режим съемки. Оптимальную выдержку в каждой конкретной ситуации следует подбирать исходя из следующих факторов:

  • скорости объекта;
  • освещения сцены;
  • степени размытости фона, которую Вы хотите получить.

В принципе, чем больше Вы планируете размыть окружающие предметы в кадре, тем длиннее должна быть выдержка. Значение выдержки обычно должно быть не менее 1/30 секунды. Если Вы фотографируете движущийся автомобиль, то оптимально установить выдержку в районе 1/60 или даже 1/125 секунды. Людей, идущих по городским улицам, можно снимать на выдержках 1/25 или 1/15, поскольку движение здесь более медленное.

Takashi(aes256) / Foter / Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)
Takashi(aes256) / Foter / Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)

Еще один немаловажный момент – чем ближе к фотографу располагается объект, тем быстрее его движение в объективе аппарата. И наоборот. Соответственно, фотографируя движущиеся объекты, находящиеся вблизи, задействуйте более короткую выдержку, в то время как для фотографирования дальних объектов выдержку можно несколько удлинить.

Подбирать оптимальную выдержку придется путем постоянных экспериментов. При использовании коротких выдержек, например, 1/200 секунды, движение камеры должно быть максимально быстрым, иначе окружающий фон останется на снимке резким. В целом, выдержку для качественного размытия фона подойдет выдержка в районе 1/15 – 1/60 секунды. Но можно и экспериментировать по своему усмотрению. При использовании относительно длинных выдержек электроника камеры автоматически задействует закрытую диафрагму, что пойдет только на пользу итоговой картинке, поскольку обеспечит большую глубину резкости. Чувствительность сенсора стоит установить на минимуме.

Фокусировка

Для такой съемки оптимально использовать следящий режим фокусировки, предлагаемый сегодня многими любительскими и профессиональными аппаратами. В этом режиме камера постоянно отслеживает движение объекта и обеспечивает его попадание в фокус во время спуска затвора. Рекомендуется задействовать центральную точку фокусировки, особенно, если Вы снимаете движущихся людей, – она позволит удерживать фокус на лице человека. Можно воспользоваться ручной фокусировкой, особенно если Вы снимаете быстродвижущиеся объекты, например, автомобили. Вам нужно только навестись на резкость в том месте, где будет проезжать автомобиль, затем отследить движение машины и в нужный момент нажать на спуск. Ручной режим позволит избавиться от некоторых ошибок автофокуса. Впрочем, следящий автофокус обычно работает достаточно быстро и надежно. Так что использовать автофокус или ручной режим – это скорее дело привычки и личного выбора для каждого фотографа.

Takashi(aes256) / Foter / Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)
Takashi(aes256) / Foter / Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)

Проводка

Как мы уже упоминали, снимаемый объект должен осуществлять свое движение по линейной траектории с не меняющейся скоростью. Это наилучший сценарий. Сама съемка выглядит примерно так:

  • Установите фотоаппарат на штатив, активируйте стабилизатор изображения.
  • Наведитесь на резкость по объекту или в том месте, по которому он будет двигаться. Затем плавно поворачивайте фотоаппарат в соответствии с траекторией движения объекта. Нажмите кнопку спуска затвора в самый подходящий момент. Помните, что итоговое качество не в последнюю очередь будет зависеть от того, насколько синхронно, плавно будет двигаться камера.
  • Старайтесь отслеживать происходящее обоими глазами, а не только через объектив фотоаппарата. Поскольку иногда самое интересное происходит за пределами кадра, в частности, при съемке спортивных соревнований. Движущийся объект необходимо неуклонно держать посередине кадра. Прогнозируйте развитие ситуации.

Съемка сериями

При использовании следящего режима или ручного фокуса целесообразно задействовать функцию серийной съемки. Это повысит вероятность того, что Вы получите больше хороших кадров. Впрочем, серийная съемка не всегда помогает – иногда объект съемки движется слишком быстро и времени на то, чтобы поймать сразу несколько удачных кадров, просто не остается.

Вспышка

Если Вы применяете съемку с проводкой в условиях недостатка освещения, то имеет смысл активировать вспышку. Благодаря вспышке движущийся объект на фото получится более ярким, чем окружающий его фон, что дополнительно акцентирует на нем внимание зрителя. Тут главное не засветить снимаемый объект, поэтому важно грамотно скорректировать мощность вспышки. Техника применения вспышки в данной ситуации следующая: как только Вы нажимаете кнопку спуска активируется вспышка с нужной силой светового импульса, движение «замораживается», далее необходимо провести камеру вслед за объектом. Применяя вспышку, значение выдержки очень удобно изменять в режиме Bulb.

Композиция

Annemeesie / Foter / Creative Commons Attribution-NoDerivs 2.0 Generic (CC BY-ND 2.0)
Annemeesie / Foter / Creative Commons Attribution-NoDerivs 2.0 Generic (CC BY-ND 2.0)

Съемка с проводкой хотя и является специфическим жанром, однако также требует от фотографа соблюдение правил и принципов композиции. В частности, любые движущиеся объекты лучше всего фотографировать так, чтобы на снимке оставалось немного свободного пространства для движения. Усилить восприятие движения поможет размещение снимаемого объекта на диагональных линиях фотографии. А вот вертикальные линии, которые размещаются перпендикулярно пути движения объекта, визуально затормаживают движение и потому смотрятся не очень органично.

Чтобы сделать движение в кадре более выразительным, старайтесь использовать различные видимые следы, в частности, пыль, поднимающуюся из-под колес машины. Желательно, чтобы фон был контрастным по отношению к объекту съемки. Тогда они не будут сливаться на снимке, и вся композиция будет выглядеть более привлекательной.

Поймать момент

Если Вы снимаете движущийся автомобиль, катер или поезд, то с тем, чтобы поймать подходящий момент для съемки не должно возникнуть проблем. Ведь в статичном состоянии эти объекты выглядят также как и в движении. Совершенно иная ситуация возникает, если Вы снимаете животных или людей. В процессе движения они изменяют свои очертания за счет циклического движения ног и рук (лап). Если Вы сделаете снимок в не самой привлекательной фазе движения – это может испортить всю фотографию. Здесь придется выбирать наиболее удачный момент исходя из опыта и тренировок. Понаблюдайте немного за объектом, чтобы выявить фазы его движения и отыскать наиболее подходящие моменты для фотографирования.

Научиться съемке с проводкой не сложно, но это требует серьезной практики и времени на оттачивание мастерства. Добиться сразу качественных результатов вряд ли получится. Большинство ошибок начинающих фотографов связаны либо с не грамотным подбором выдержки, либо с неправильной фокусировкой. Учиться основам съемки с проводкой лучше всего на движущихся автомобилях, а потом уже переходить к более сложным ситуациям, например, к съемке динамичных сцен с участием человека. Старайтесь больше практиковаться. В конечном счете, техника съемки с проводкой позволит Вам фотографировать не только движущихся людей или автомобили на улицах, но и самолеты, спортивные соревнования и даже птиц в их естественной среде обитания.