Стеклянные поверхности окружают нас практически повсюду, где бы мы ни находились. И даже осколок обычного оконного стекла может представлять интерес для фотографа. Ведь за стеклом предметы причудливо ломаются и изгибаются, меняя свой первоначальный облик и приобретая самые невероятные очертания. Благодаря съемке через стекло фотограф может получить совершенно невероятные и запоминающиеся кадры. Однако такие интересные снимки появятся лишь в том случае, если фотограф будет учитывать коварный характер стеклянных поверхностей.

Различные блики, двойные ореолы и отражения – все эти далеко не самые приятные вещи непременно появляются на отснятых кадрах, когда фотограф снимает через стекло. Что же нужно знать об особенностях съемки через стекло и как добиться получения необычных, качественных кадров?

Когда речь заходит о съемке через стекло, то наиболее часто встречающийся вопрос у фотографов заключается в том, как правильно снять те или иные объекты, располагающиеся за стеклом, чтобы избежать бликов. Например, съемка произведений искусства на выставке. В этом случае приходится вести съемку в закрытом помещении через стекло в условиях недостаточной освещенности. На первый взгляд кажется, что недостаточная освещенность – это не самая существенная проблема. В конце концов, у фотографа есть под рукой фотоаппарат со светочувствительной матрицей и даже встроенной вспышкой. Однако на деле все оказывается не так просто, поскольку проблему недостаточного освещения усугубляет еще и тот факт, что часть света отражается от стеклянных поверхностей.

Более того, некоторая часть этого отраженного света попадает на объектив фотоаппарата, вследствие чего на снимках образуются неприятные блики, которые могут закрывать самые важные элементы изображения. К сожалению, блики, «радуга» и «зайчики» — это довольно частые явления при съемке через стекло. Стеклянные поверхности бывают сильно загрязнены, что дополнительно осложняет ситуацию, поскольку на отснятых кадрах, помимо бликов, появляются и участки грязно-сизого оттенка. Грязь также размывает изображение, делая картинку менее контрастной и не резкой. Можно сказать, что грязные, полупрозрачные стеклянные поверхности ведут себя совершенно непредсказуемо для фотографа.

Как справиться с коварным нравом стеклянных поверхностей? Прежде всего, при осуществлении съемки следует позаботиться о чистоте стекла, протерев его снаружи, или выбрав участок с более менее прозрачным стеклом, без грязи. Далее желательно проверить ход отраженных лучей. Делается это при помощи маленького фонарика или лазерной указки. Необходимо помнить о том, что угол падения равен углу отражения. В данном случае это означает, что часть света от вспышки фотоаппарата пройдет через стекло и дополнительно подсветит объект съемки, тогда как другая часть светового потока отразиться от стекла ровно под тем же углом, что и падала на него. Соответственно, отраженный свет направится в сторону объектива фотоаппарата.

Из всего этого следует простое заключение – снимать нужно не перпендикулярно стеклу, а под определенным углом к стеклянной поверхности. Этот угол не должен быть больше соответствующего значения, определяемого типом используемого объектива, поскольку слишком большой угол может привести к тому, что объект съемки просто не удастся осветить вспышкой. Использование маленького фонарика или лазерной указки перед съемкой позволяет фотографу оценить навскидку, как отражается световой поток от стекла и, тем самым, примерно определить тот угол, при котором можно сделать удачный снимок без бликов. Нужно отметить, что если использовать широкоугольный объектив при съемке, то этот угол, относительно перпендикуляра к поверхности стекла, может быть больше, чем при использовании стандартной оптики.

Для борьбы с недостаточной освещенностью можно использовать два источника света, которые располагают с обеих сторон под углом в сорок пять градусов к объекту съемки. Это позволит полностью осветить снимаемый предмет за стеклом. Лучшим же вариантом будет использование внешней вспышки с поворотной головкой излучателя, которая дает возможность отрегулировать свое положение с таким расчетом, чтобы отраженный свет от стекла не попал в объектив камеры. При съемке через стекло фотоаппарат словно оказывается в некой растерянности – на чем именно он должен фокусироваться?

Если глаз человека мгновенно адаптируется практически к любому освещению, то оптика фотоаппарата в условиях отраженного света от стеклянных поверхностей начинает теряться, фокусируясь и на важных деталях объекта, и на не важных. Для того, чтобы получить на снимках ровно то, что он хочет, фотографу, безусловно, необходимо использовать ручную фокусировку. Понятно также, что при съемке через стекло оптимально будет использование штатива, благодаря которому можно будет точно сфокусироваться и посредством автоспуска камеры избавиться от неприятного эффекта, когда отражение фотографа попадает на конечные снимки. Вообще же, снимая через стекло, нужно быть готовым к тому, что для получения качественных снимков придется сделать достаточное количество дублей. Обладатели цифровых фотоаппаратов с дисплеями в этом случае получают преимущество, поскольку они имеют возможность просмотреть сразу же отснятые кадры и внести коррективы в съемочный процесс.

Достаточно часто также возникает необходимость в съемке витрин или стеклянных поверхностей на улице. В этом случае фотографу нередко приходится сталкиваться не с условиями недостаточной освещенности, а, наоборот, с объектами , находящимися на ярком солнце. Возникают проблемы с появлением в стекле неприятных отражений. В данной ситуации фотографу может помочь поляризационный фильтр, использование которого бывает полезным для уменьшения или даже полного исчезновения таких отражений. Поляризационный фильтр работает как полоски жалюзи, препятствуя проникновению светового потока, идущего под определенным углом, внутрь фотоаппарата. Тем самым, он помогает избавиться от разнообразных бликов и отражений. Без такого поляризационного фильтра практически невозможно, например, снимать витрины магазинов.

Не многие фотографы любят работать со стеклянными поверхностями, однако стекло на самом деле предлагает необычные композиционные возможности и грех этим не пользоваться. Фотографии, сделанные через стекло, обладают своим собственным очарованием и привлекают зрителя интересными эффектами. Стекло можно использовать для создания необычных снимков с искажающими эффектами, передающими определенное настроение.

Фотографируя через стекло можно создать свою собственную реальность. По большому счету, стекло представляет собой неистощимый кладезь сюжетов для создания красивых, полуабстрактных фотоизображений. Для этого лишь надо отыскать не обычные стекла, а кривые отражающие поверхности или бракованные куски стекла. В таких искажающих стеклах окружающий мир выглядит совершенно иначе – фигуры людей приобретают какие-то странные формы, предметы вытягиваются и становятся совершенно удивительными. Отыскивание необычных стекол с призрачными отражениями является одной из составляющих успеха. Съемка через стекло словно добавляет любому фотографическому сюжету дополнительное измерение.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)