Красота и таинственность подводного мира с давних пор манила к себе людей. Потрясающие коралловые рифы, удивительные морские растения, стаи пестрых рыбок и страшные хищники — все это вместе составляет совершенно невероятную картину, которая запоминается надолго. В наши дни у любителей подводного плавания появилась возможность запечатлеть необъятные водные просторы и снять самые интересные и волнующие кадры. Полученные с помощью объектива фотоаппарата снимки подводного мира всегда становятся самыми яркими и интригующими, их с радостью показывают друзьям и знакомым. Со стремительным развитием цифровой фототехники подводная съемка стала доступной практически каждому фотографу-любителю, но лишь немногие сумели освоить подводную фотографию в совершенстве. Конечно, фотосъемка под водой потребует от Вас хороших навыков плавания и использования современного снаряжения. Но все же главные сложности связаны именно с самим процессом подводной съемки. Дело в том, что подводный мир — это как особая вселенная, где действуют свои физические законы, неизменно отражающиеся на качестве и особенностях фотосъемки. Получая после первых практических опытов съемки под водой размытые и откровенно неудавшиеся кадры, многие фотографы-любители просто отказываются от дальнейших попыток. И совершенно напрасно, ведь подводный мир является одним из самых прекрасных и интересных природных ландшафтов, которые может только запечатлеть фотограф. Нужно лишь зарядиться терпением и запомнить важные особенности съемки под водой, о которых и пойдет речь далее.

Особенности съемки под водой

Физика съемки под водой

Особенности фотосъемки напрямую связаны с водой и ее физическими свойствами. Вода здесь является естественным разделителем, который отделяет фотографа от снимаемого объекта. И несмотря на то, что водная среда в основном является достаточно прозрачной, от привычной нам воздушной среды она отличается тем, что обладает гораздо большей плотностью и теплоемкостью. Но что еще более неприятно для фотографа — это то, что за счет своих свойств вода, по сути, поглощает видимый свет. В результате, дальность видимости даже в самой прозрачной воде не превышает нескольких десятков метров. Свет также может отражаться от поверхности воды или рассеиваться в водной среде, создавая неприятный оптический эффект. Поэтому так часто бывает, что сняв объект в кристально чистой воде на расстоянии десяти — пятнадцати метров, фотограф затем с недоумением обнаруживает, что получившиеся снимки обладают малой резкостью и плохой контрастностью. Для того, чтобы справиться с этими свойствами водной среды, фотограф должен подобраться к снимаемому объекту на предельно близкую дистанцию, чтобы уменьшить толщу воды между ним и объектом до минимума. Тем самым, негативные оптические качества воды практически нивелируются, а изображение получается резким и контрастным. Поэтому уменьшение дистанции до объекта съемки является незыблемым правилом подводной фотографии. Для осуществления подобной макросъемки под водой применяется широкоугольная оптика. При этом для того, чтобы обеспечить необходимую глубину резкости при съемке объекта вплотную требуется настроить минимальную диафрагму. Правда, во многих цифровых зеркальных фотоаппаратах сегодня настройка параметров съемки происходит автоматически с помощью специального режима  «макро», который вполне подходит и для фотосъемок с близкого расстояния в подводной мире.

Кроме поглощения и рассеивания света, водная среда обладает еще одним не менее важным для фотографа свойством — она поглощает и цвет. Причем длинные волны спектра света, то есть красная часть спектра, поглощаются быстрее, чем короткие волны или синяя часть спектра. Подобные свойства воды приводят к тому, что уже на глубине свыше шести метров полностью исчезает красный свет, еще глубже — желтый и т.д. На более серьезных глубинах в несколько десятков метров снимаемое фотоизображение станет практически монохромным. На малых глубинах с этим явлением еще могут помочь справиться специальные цветокоррекционные фильтры, однако, на глубине свыше пяти-шести метров единственным спасением для фотографа становится вспышка. Именно искусственное освещение позволяет вернуть всем объектам подводного мира их яркие цвета, обеспечивая тонную цветопередачу и незабываемые фотокадры. Неплохой снимок можно сделать и с фотоаппаратом, оснащенной маломощной фотовспышкой, но только в чистой воде и находясь максимально близко к снимаемому объекту. Все же, чтобы получить фото наилучшего качества в водной среде, нужен довольно мощный искусственный источник света — внешняя подводная фотовспышка. Но здесь стоит помнить о том, что в воде присутствуют различные взвешенные частицы, с которыми напрямую связано так называемое явление обратного рассеивания. Суть этого явления заключается в том, что вспышка, расположенная слишком близко к объективу фотоаппарата, будет освещать все эти мелкие частицы, в результате чего на снимке непременно появятся неприятные белые точки. Эффект рассеивания зависит от прозрачности воды и присутствия в ней взвешенных частиц. Для того, чтобы избежать этого явления, портящего снимок, необходимо использовать искусственный свет на длинной коленчатой штанге, тем самым, не засвечивая толщу воды, находящуюся между объективом фотоаппарата и снимаемым объектом. Подобные армы-кронштейны или штанги, позволяют изменять угол или расположение вспышки в самых широких пределах. Грамотная работа с внешней вспышкой в подводных условиях гарантирует получение хороших контрастных снимков.

подводная фотосъемка

Говоря об особенностях подводной фотосъемки, нельзя не остановиться и на том оборудовании, которое лучше всего использовать для съемки в подобных условиях. В принципе, для подводных съемок может подойти универсальная цифровая компактная камера, однако, вспоминая особенности водной среды, фотограф должен остановить свой выбор на цифрокомпакте с широкоугольным объективом. В настоящее время производители выпускают специальные широкоугольные насадки на объектив камеры, которые прекрасно подойдут для съемок под водой. Важно убедиться в возможностях камеры снимать с очень близкого расстояния и наличии специального режима «макро», значительно упрощающего жизнь фотографу при проведении подводных съемок. Но, конечно, профессиональные фотографы используют для съемок под водой цифровые зеркальные камеры, дающие наибольшие возможности для реализации их творческих задумок. Широкий спектр оптики и аксессуаров, максимально быстрое срабатывание затвора и прямое визирование через объектив — таковы очевидные преимущества современных цифровых «зеркалок». Не менее важен и выбор защитных боксов для фотокамеры. Здесь нужно убедиться в совместимости камеры и бокса, а также что он обеспечивает легкий доступ к управлению и настройкам камерой и имеет соответствующие крепления для кронштейнов с фотовспышкой.

Подводная фотография требует недюжинного терпения и умения ждать подходящего момента. Достаточно облюбовать какую-нибудь обросшую корягу или камень и пристально созерцать, вглядываться в окружающие ландшафты, и тогда вполне можно найти интересные сюжеты и яркие кадры. Подводный мир таит в себе немало прекрасного и невероятного, задача фотографа заключается лишь в том, чтобы уметь ждать, находить объекты и вовремя их снимать. Безусловно, наиболее сложной задачей является съемка обитателей подводных глубин, которые отнюдь не желают становиться «добычей» фотографа и уплывают из кадра в самый неподходящий момент. Здесь особенно важно не привлекать внимание рыбы активными движениями ласт или звуком выходящих из регулятора пузырьков. Сначала необходимо максимально близко приблизиться к рыбе, при этом анализируя и предугадывая ее движения. Затем затаившись, подождав пока рыбка не займет подходящее положение и задержав ненадолго дыхание, фотограф, наконец, снимает желанный кадр. Только такой терпеливый и вдумчивый подход является оптимальным для получения хороших снимков разноцветных обитателей подводного мира. И, конечно, фотограф должен всегда помнить об особых свойствах теплопередачи и светопоглощения водной среды, уметь работать с искусственным освещением и правильно подбирать необходимое фотографическое оборудование.