Макросъемка пользуется огромной популярностью в последние годы, подтверждением чему являются тысячи ярких фотографий цветов, насекомых и других объектов, которые регулярно размещаются в сети. Не секрет, что съемка небольших объектов крупным планом, в сравнении со многими другими жанрами фотографии, в большей степени зависит от уровня техники и оборудования, которые имеет в своем распоряжении фотограф. В этой статье мы поговорим не о характеристиках камеры и объективов, необходимых для осуществления качественной макросъемки, а о различных приспособлениях и оборудовании, которые могут быть полезны фотографу, осваивающему данный жанр фотосъемки.

Макро. Сетка электрической бритвы
Макро. Сетка электрической бритвы

Предметные столики

Снимая дома, требуется грамотно организовать рабочее пространство для того, чтобы получать качественные, детализированные фотографии небольших объектов. Лучше всего приобрести предметный столик для макросъемки. Как правило, он представляет собой квадратную со скругленными углами поверхность из матового пластика на алюминиевых ножках.

Оснащается такой небольшой столик акриловым стеклом, в комплекте обычно идут две отражающие поверхности – белая и черная. Поддерживается подсветка снизу, которая устраняет тень под снимаемым объектом. Такой предметный столик для макросъемки обладает простой и надежной конструкцией, на нем можно спокойно снимать практически любые миниатюрные объекты.

Не радует только цена, которая начинается примерно с 500 долларов. Поэтому многие любители фотографии пытаются организовать домашнюю фотостудию для макро своими силами, используя для этого различные подручные средства — алюминиевые конструкции, деревянные каркасы, рулоны однотонной бумаги или куски ткани для фона.

Штативы

Если вы решили серьезно заняться макросъемкой, то обязательно стоит обзавестись штативом, который способен идеально поддерживать камеру, вспышку в неподвижном состоянии и может настраиваться так, как вам необходимо. Съемка объектов с близкого расстояния препятствует попаданию света в объектив фотоаппарата. Кроме того, количество света уменьшается еще и вследствие того, что фотограф стремится прикрыть диафрагму для достижения оптимальной глубины резкости.

В результате, приходится увеличивать выдержку, что нередко приводит к возникновению пресловутой «шевеленки». Благодаря использованию штатива можно будет снимать объекты крупным планом, задействуя низкие значения ISO и снижая, тем самым, вероятность проявления шумов. Также при установке камеры на штатив облегчается фокусировка, можно спокойно и вдумчиво выстроить композицию кадра.

Штатив для макросъемки, прежде всего, должен быть устойчивым, он должен быстро раскладываться. Важный момент – обратите внимание на центральную опору, она не должна мешать опускать камеру до земли. В целом, штатив должен обеспечивать легкое поднятие и опускание камеры, закрепление ее под тем углом, который вам нужен. Естественно, крайне желательно наличие наклоняющейся и поворачивающейся головки.

Чем заменить макро объектив?

Безусловно, лучшим решением для качественной макросъемки является использование макро объектива, который позволяет фокусироваться на достаточно близких объектах, сохраняя при этом хорошую глубину резкости. Однако стоит такой объектив прилично и его покупку могут позволить себе далеко не все любители фотографии. В то же время основная проблема при использовании обычной оптики – невозможность сфокусироваться на близкой дистанции. Впрочем, существуют дополнительные приспособления, которые позволяют адаптировать стандартную оптику для макрофотографии:

— Реверсивное кольцо

Реверсивное кольцо для Canon
Реверсивное кольцо для Canon

Недорогое и удобное в применении приспособление, которое накручивается вместо светофильтра и обращает переднюю линзу объектива к сенсору, а заднюю — к фотографируемому объекту. Преимущества такого решения – компактность, сравнительно низкая цена, не ухудшается качество картинки. Но при использовании кольца не работает автоматика камеры, и нет возможности изменить масштаб съемки. Такое приспособление препятствует попаданию света на матрицу, что вынуждают еще больше удлинять выдержку.

— Меха

Раздвижные меха с рельсами
Раздвижные меха с рельсами

Меха выглядят как обычная «гармошка», с помощью которой можно увеличить расстояние между оптикой и фотоаппаратом. Чем длиннее вы раздвигаете «гармошку», тем крупнее можно снимать тот или иной объект. Меха предоставляют возможность бесступенчато менять масштаб макросъемки. Но сама конструкция достаточно громоздкая. Тут также не действует автоматика камеры, как и в случае с реверсивными кольцами. Вдобавок, снижается светосила оптики.

— Удлинительные кольца

Комплект удлинительных колец
Комплект удлинительных колец

Следующий вариант для замены макро объектива – это применение специальных удлинительных колец, которые размещаются между оптикой и камерой. Работают они по тому же принципу, что и меха, однако изменять масштаб картинки можно только ступенчато. К преимуществам удлинительных колец можно отнести тот факт, что во время съемки фотограф может пользоваться автоматическими функциями камеры. Качество изображения не страдает, но вот светосила объектива также падает. К минусам также стоит отнести и высокую стоимость набора колец.

— Линзы

kenko-lens

Наконец, последний вариант – это специальные линзы для макросъемки, которые навинчиваются спереди на объектив. Они позволяют уменьшить дистанцию фокусировки и увеличить масштаб изображения. Такие микролинзы компактны, они не уменьшают светосилу объектива, сохраняется работа автоматики камеры. Очень удобно применять их при съемке на природе. Но при использовании насадочных линз могут проявляться хроматические аберрации, снижается контрастность и, в целом, ухудшается качество снимков. Особенно если это дешевые одноэлементные линзы.

Осветительное оборудование

При макросъемке в полевых условиях, на природе, возможностей для изменения естественного освещения у фотографа не так много. Можно использовать отражатели и другие приспособления для того, чтобы получить ненаправленный свет. Такие отражатели и рассеиватели можно сделать своими руками, используя фольгу, светлый брезент, черную ткань, картон и другие подручные материалы. При съемке в домашних условиях можно задействовать обычные лампы накаливания, не забывая при этом корректировать баланс белого вручную. Тут также могут понадобиться отражатели, поглотители света, чтобы обеспечить более мягкое, рассеянное освещение фотографируемого объекта.

Кольцевая фотовспышка
Кольцевая фотовспышка

Использовать встроенную вспышку для съемки объектов крупным планом не рекомендуется. Она может только испортить качество изображения, сделать картинку размытой и нечеткой. Кроме того, при использовании длиннофокусного объектива его корпус может просто затенить свет от встроенной вспышки.

Лучший вариант для макросъемки – использование кольцевой вспышки, которая надевается на конец объектива. Кольцевая вспышка позволит осветить фотографируемый объект ровным, мягким светом. Вдобавок, для улучшения качества освещения можно задействовать одну или две ведомые вспышки, которые размещаются рядом с камерой, либо устанавливаются на основу рядом с оптикой.