После покупки первой зеркальной камеры у любителя фотографии сразу же возникает дополнительная головная боль, связанная с выбором подходящего объектива. Сменные объективы значительно расширяют возможности фотографа при съемке. Однако покупка объектива – это серьезное решение, ведь современная оптика стоит недешево. И далеко не каждый любитель фотографии может позволить себе приобрести большой набор объективов. Поэтому к выбору оптики следует подходить максимально ответственно. А для этого требуется внимательно изучить особенности и характеристики предлагаемых объективов, чтобы понять, какой из них подойдет для решения конкретных задач. 

Характеристики оптики

Выбирая подходящий объектив для своей зеркальной камеры, Вы должны подобрать такую оптику для съемки, которая более всего подходила бы по своим характеристикам. В этой связи стоит остановиться более подробно на ключевых характеристиках оптики:

  1. Фокусное расстояние

Фокусное расстояние (ФР) определяет тот размер области, которая уместится в кадре. Чем меньше значение ФР, тем более широкий угол зрения у объектива и значит больше предметов будет запечатлено в кадре. Наоборот, оптика с большим фокусным расстоянием обладает узким углом зрения, что обеспечивает меньшее покрытие сюжета, но большее приближение фотографируемого объекта. Помимо этого, фокусное расстояние влияет на перспективные искажения. Все объективы в соответствии с их ФР можно подразделить на три вида:

— Широкоугольные

широкоугольный объектив Pentax SMC DA 12-24mm f/4 ED AL(IF)
широкоугольный объектив Pentax SMC DA 12-24mm f/4 ED AL(IF)

Широкоугольники объективы – оптика с ФР менее 35 — 50 мм. С помощью такого объектива Вы можете разместить как можно большее число объектов в кадре. Имейте в виду, что при использовании широкоугольной оптики наблюдается эффект усиления перспективы, вследствие чего близкие к камере объекты становятся крупнее, чем они есть в реальности, а дальние, наоборот, меньше. Широкоугольник подходит для съемки  архитектурных достопримечательностей и пейзажей, а также для фотографирования интерьеров помещений.

— Длиннофокусные

Длиннофокусный объектив Canon EF 70-200mm f/4L USM
Длиннофокусный объектив Canon EF 70-200mm f/4L USM

Объективы с ФР более 85 мм. Когда Вы не можете близко подойти к снимаемому объекту, стоит воспользоваться длиннофокусной оптикой, которая позволяет приблизить объект. У таких объективов наблюдается обратная картина – близкие объекты становятся меньше в кадре, а дальние увеличиваются. При съемке с дистанции такие объективы просто незаменимы, они предоставляют возможность передать на фотографии самые мельчайшие детали. Длиннофокусную оптику часто используют для съемки мира дикой природы или спортивных соревнований.

— Стандартные

Объектив Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor
Объектив Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor

Это оптика с ФР от 50 до 85 мм. Отличительная особенность таких объективов — практически полная незаметность перспективных искажений. Считается, что 50 мм оптика отображает окружающий мир максимально близко к тому, каким его видят глаза человека. Соответственно, при использовании стандартных объективов снимок получается максимально близким к видимой нами реальности. Поэтому такие объективы отлично подходят для портретной фотографии.

Зумы и фиксы

Кроме того, все объективы подразделяются на две отдельные категории – с фиксированным ФР (фикс) и переменным (зум). В настоящее время большинство предлагаемых производителями объективов – это зумы. И легко понять почему, ведь они гораздо удобнее. Например, можно купить зум, позволяющий изменять фокусное расстояние в пределах от 18 до 200 мм. Или широкоугольный зум с диапазоном ФР 16 – 35 мм. Всего лишь из набора двух зум-объективов Вы можете покрыть очень большой диапазон ФР и снимать, таким образом, самые разнообразные сюжеты.

Зачем же нужны фикс-объективы в таком случае? На самом деле оптика с фиксированным ФР обладает двумя важными преимуществами. Это обеспечение более высокого качества изображения в сравнении с зум-объективами. И диафрагма. Фикс-объективы, как правило, имеют диафрагму менее f/2.8, что определяет их возможность более качественно снимать в условиях нехватки света. Если Вы хотите получить самое высокое качество картинки и Вам при съемке приходится бороться с нехваткой освещения, то покупка фикс-объектива, безусловно, будет правильным шагом.

Кроп-фактор

На оптике указывается фокусное расстояние для полнокадровых зеркальных аппаратов. А если в Вашем распоряжении имеется кропнутая зеркалка, то есть камера с урезанной матрицей?  Раз сенсор меньше, значит часть картинки, которую «видит» объектив, будет просто обрезаться. Тогда чтобы определить, каким будет фокусное расстояние оптики для Вашей камеры, необходимо значение ФР умножить на кроп-фактор Вашего фотоаппарата. Например, объектив с ФР 50 мм для зеркалки с кроп-фактором 1,6 станет 80 мм оптикой. Выбирая объектив, необходимо всегда помнить о кроп-факторе. Кстати, кроп-фактор можно использовать в свою пользу. Например, приобретая стандартный объектив, можно получить из него длиннофокусную оптику на кропнутой зеркалке.

  1. Диафрагма и светосила

На объективе также всегда указывается максимальная диафрагма. Вообще, диафрагма определяет размер отверстия, через которое проходят лучи света к чувствительному сенсору. Для объективов с переменным ФР (зумов) указывается диапазон максимально возможной диафрагмы. В частности, объектив 18 – 105 мм f/3.5 — 5.6. В положении 18 мм максимальная диафрагма будет f/3.5, а на 105 мм, соответственно, f/5.6. Чем меньше это значение диафрагмы, тем больше светосила оптики, и значит она лучше проявляет себя при съемке в условиях дефицита света. В конструкции светосильных обычно применяются очень качественные стекла и особые просветляющие покрытия, поэтому стоит такая оптика недешево. Ко всему прочему, нужно отметить, что чем меньше значение диафрагмы, тем сильнее размывается задний план на фотографии. Соответственно, Вы сможете создавать фотографии с красиво размытым фоном.

  1. Фокусировка

Современные объективы оснащены автоматической фокусировкой. А вот старые модели оптики лишены автофокуса, что, тем не менее, не снижает интереса к ним со стороны любителей фотографии. Ведь некоторые из них обладают оригинальным рисунком. Конструктивно, механизм фокусировки объектива может быть внутренним или внешним. При внешней фокусировке отдельные детали объектива могут двигаться. При внутренней все внешние детали объектива остаются неподвижными. В этом случае можно смело держаться за оптику и использовать вместе с ней, например, поляризационный фильтр. Вдобавок, при внутренней фокусировке оптика не издает дополнительных шумов, которые могут быть очень не желательны при съемке животных или мира дикой природы.

Неавтофокусный объектив Samyang 8 mm T3.1 UMC Fish-eye II
Неавтофокусный объектив Samyang 8 mm T3.1 UMC Fish-eye II

В новых моделях объективов используется ультразвуковой мотор, управляющий автофокусировкой. Он быстрее и тише тех моторов, которые применялись в оптике предыдущих поколений Ультразвуковой мотор обеспечивает более плавную, точную и бесшумную фокусировку, что актуально как для съемки фото, так и для записи видеороликов. Поэтому если Вы имеете достаточный бюджет, то лучше взять объектив, оснащенный таким мотором. В описании объективов часто указывается минимальная дистанция фокусировки. Это дистанция, с которой данная оптика может нормально сфокусироваться. Данный параметр приобретает важное значение, если Вы фотографируете какие-либо мелкие предметы с близкого расстояния.

  1. Стабилизация

Важный момент – наличие в объективе технологии стабилизации. Она призвана компенсировать дрожание камеры с оптикой во время съемки. Даже если экспозиция длится всего доли секунды, малейшая тряска может привести к получению испорченных, смазанных кадров. Таскать же с собой постоянно тяжелый, надежный штатив, на котором можно закрепить камеру, не всегда представляется возможным. Так что тут система оптической стабилизации приходится весьма кстати.

Хотя объективы со встроенной стабилизацией стоят дороже, но эта технология действительно может дать Вам преимущество в две – три ступени выдержки, что может быть очень критично в некоторых ситуациях. Если Вы покупаете длиннофокусную оптику, то убедитесь, что она оснащена системой стабилизации, поскольку при съемке на большом фокусном расстоянии всегда возникают проблемы с дрожанием или малейшими трясками камеры, портящими снимок. Также стабилизация будет полезна, если Вы часто фотографируете на длинных выдержках в условиях нехватки света.

Помимо вышеупомянутых характеристик, стоит также упомянуть о таком параметре, как вес. Вес оптики может варьироваться в широких пределах – от десятков грамм до нескольких килограмм. Это? конечно, не самая важная характеристика, но при прочих равных стоит выбирать более легкий объектив. Таскать с собой фотооборудование с громоздким, тяжелым объективом – не самое приятное занятие. Если Вы собираетесь активно использовать разнообразные фильтры во время съемки, то обратите внимание и на диаметр резьбы для светофильтра. Этот параметр определяет, фильтры какого диаметра можно будет применять вместе с данным объективом.

Наконец, в оценке объективов есть еще и определенный субъективный фактор. Речь идет об оригинальном рисунке, создаваемом конкретной оптикой. Каждый объектив воспроизводит свою собственную картинку – она может быть резкой/нерезкой, со своим индивидуальным боке. Этот рисунок можно описать лишь по субъективным ощущениям. Какие-то объективы Вам будут нравиться с точки зрения особенностей создаваемой ими картинки, а какие-то нет.

Подбираем объектив

Если Вам хватает средств только на один качественный объектив, то советуем приобрести универсальный зум, например 18 – 135 мм. Его возможностей, в принципе, хватит для съемки самых разнообразных сюжетов – портрета, пейзажа и съемки крупным планом. Правда, качественные зум-объективы с таким диапазоном ФР стоят довольно дорого. Поэтому если Вы ограничены бюджетом, можно подобрать недорогой стандартный фикс-объектив, который также может быть достаточно универсальным.

Объектив Sony DT 18-135mm f/3.5-5.6 SAM (SAL-18135 )
Объектив Sony DT 18-135mm f/3.5-5.6 SAM (SAL-18135 )

С течением времени одного объектива Вам уже точно будет не хватать.  И тут придется раскошелиться на целую линейку объективов, либо приобретать оптику под конкретную задачу. Совершенно очевидно, что если Вы снимаете преимущественно пейзажи, то у Вас под рукой должен быть объектив, предназначенный именно для данного типа съемки. Поэтому для начала определитесь с тем, что Вы будете фотографировать. А дальше подбирайте объектив исходя из следующих рекомендаций:

— Портрет

Для съемки ростового или поясного портрета лучше взять объектив с ФР 50 – 85 мм. Если Вы хотите фотографировать людей крупным планом, то стоит присмотреться к оптике с ФР 80 – 135 мм. А можно поднакопить и взять хороший, качественный зум-объектив 70 – 200 мм для того, чтобы иметь возможность снимать самые разные портреты.

— Пейзажи/архитектура

Для пейзажной фотографии и съемки архитектурных достопримечательностей можно рекомендовать широкоугольник 28 – 35 мм. Он позволит захватить широкое пространство в кадре. Объективы с ФР менее 35 мм также хороши для интерьерной съемки в помещении.

— Дикая природа

Собираетесь снимать животных, птиц, насекомых в их естественной среде обитания? Тогда вооружитесь длиннофокусной оптикой. Желательно иметь оптику с ФР порядка 200 – 300 мм. Это позволит Вам сфотографировать интересующие объекты с дистанции во всех деталях.

— Спортивные соревнования/репортаж

Большие ФР также востребованы при съемке спортивных состязаний. Тут бывает трудно приблизиться на достаточную дистанцию к разворачивающимся событиям, поэтому снимать приходиться издалека. Выбирайте объектив с ФР 150 — 300 мм и стабилизацией. Длиннофокусная оптика хороша и для репортажа. Если Вы планируете снимать в условиях нехватки света, убедитесь, что объектив, вдобавок, еще обладает и достаточной светосилой.

— Макро

Для съемки небольших объектов, которые необходимо запечатлеть на фотографии во всех деталях, лучше всего использовать специальный объектив с пометкой «Macro». Он будет способен сфокусироваться с минимальной дистанции, что очень важно для получения максимально резких, детализированных кадров.

Конечно, эти советы достаточно условные. Ведь зачастую интересные результаты получаются именно с использование объектива, который не предназначен для съемки данного сюжета. Но все же лучше следовать рекомендациям. Если Вы покупаете фикс-объектив в дополнение к уже имеющемуся зуму, то рекомендуем обращать внимание на показатель светосилы. Благодаря высокой светосиле с помощью нового фикс-объектива Вы получите возможность более качественно снимать в условиях дефицита освещения. Для этого желательно значение диафрагмы f2.8 и ниже. К тому же, такой объектив позволит Вам красиво размывать фон на портретных фотографиях.

Итак, разные объективы подходят для различных съемочных ситуаций. Все определяется характеристиками оптики и теми задачами, которые Вы ставите перед своим фотооборудованием. Перед тем, как потратить немалую сумму на покупку объектива, подумайте над тем, что Вы будете снимать в большинстве случаев. Важно, чтобы возможности выбранного Вами объектива в дальнейшем использовались по максимуму.