Первые экземпляры HD Pentax DFA 150-450mm уже находят своих обладателей среди фотографов живой природы, споттинга и спорта. Предлагаем вам познакомиться с предобзором нового объектива за авторством Дмитрия Бородина — специалиста по среднему формату Pentax, увлеченного фотографа, знатока системы Pentax и пентаксиста с большим стажем.

HD Pentax DFA 150-450mm f4.5-5.6 ED DC AW
HD Pentax DFA 150-450mm f4.5-5.6 ED DC AW

1. Недостающее звено

Компания Pentax не выпускала новых объективов «звёздной» серии много лет. После выхода в 2007-2009 годах полу-про камер K10D / K20D и под них 6-ти объективов «звёздной» серии, спроектированных ещё в том, «старом добром» Пентаксе, новые владельцы бренда (сначала компания Hoya, а затем и компания Ricoh) – долгое время не радовали поклонников профессиональной оптикой. На сегодняшний день линейка высококачественных зумов для кропнутых камер Pentax состоит из DA 12-24/4.0; DA* 16-50/2.8; DA* 50-135/2.8 и DA* 60-250/4.0. В плёночную эпоху их аналогами, с учетом кроп-фактора, можно было назвать полнокадровые объективы FA 20-35/4.0 (который так и не успел превратиться во «что-то типа 16-35/2.8») ; FA* 28-70/2.8 ; FA* 80-200/2.8 и… несколько недорогих вариантов для съёмок спорта, дикой природы, птиц, самолётов, авиамоделей и т.п.
Не секрет, что недавно компания Ricoh наконец-то решила выпустить полнокадровую цифровую зеркалку с байонетом «K». Ну а под неё – никак не получится обойтись оптикой с индексом DA, многие представители которой рассчитаны в первую очередь на кроп.
И вот, после 6-ти лет перерыва, на свет появляется новая «звезда» DFA* 70-200/2.8 взамен старого объектива FA* 80-200/2.8, который выпускался в плёночную эпоху с 1994 по 2004 год. Однако, на мой взгляд, ещё более знаковым событием является другая полнокадровая новинка 2015 года, DFA 150-450/4.5-5.6, потому что такого объектива компания Pentax не выпускала вообще никогда! В подобном диапазоне фокусных расстояний у пользователей конкурирующих брендов давно имеется возможность приобрести «родной» супер-телефото зум профессионального качества, теперь эта лакуна закрыта и в линейке оптики Pentax.

2. Работа автофокуса

Один из моих объективов, DA* 50-135/2.8 перепрограммирован с SDM-мотора на отвёртку. Дело в том, что в данном конкретном объективе на моторе скорость автофокуса ниже, чем на отвёртке, тем более, что в K-3 (а теперь и в K-3II) работа с отвёрточными объективами была улучшена за счёт физических изменений в самой камере. Таким образом, с точки зрения скорости автофокуса – можно выжать из этого объектива максимум его возможностей. Естественно, мне было интересно сравнить скорость автофокуса в положении 135 мм с положением 150 мм у объектива DFA 150-450/4.5-5.6. Если ограничить диапазон переключателем в позиции 2 м – 6 м, то новый мощный DC-мотор при перефокусировке с ближней дистанции на дальнюю и обратно работает весьма шустро, и ничуть не уступает отвёрточной технологии. Если ограничитель диапазона не использовать (оставить переключатель в положении full, то есть от 2 м до бесконечности), то при перефокусировке с ближней дистанции на бесконечность и обратно начинает сказываться количество стекла, ведь новый объектив почти в 3 раза тяжелее чем DA* 50-135/2.8. Тем не менее, хоть скорость фокусировки и немного снижается, новый мощный DC-мотор всё равно оставляет очень приятное впечатление. Рискну предположить, что применение SDM-мотора в таком большом объективе привело бы к более медленному автофокусу и, как следствие, разочарованию покупателей. В общем, можно сказать так: скорость автофокуса DA* 50-135/2.8 не раздражает и устраивает, вот и впечатления от DFA 150-450/4.5-5.6 примерно такие же.

Окончательный ответ по скорости автофокуса дать пока нельзя. Объектив рассчитан в первую очередь на грядущую полнокадровую камеру, и если в ней будет новое поколение модуля автофокуса, превосходящее нынешнее в камерах K-3 и K-3II, то объектив, довольно шустрый сам по себе, может раскрыться лучше. Необходимо отметить, что хоть в рамках системы Pentax модуль автофокуса и был заметно переработан в последние годы, до этого он принципиально не менялся 10 лет, поэтому до топовых репортёрских систем – выход годных кадров, особенно в следящем режиме, всё ещё не дотягивает. А вот в режиме live-view автофокус приятно удивил. Нет, контрастный автофокус конечно же не стал быстрее фазового, но от столь габаритного объектива я даже и не ожидал такой вполне адекватной работы.

Остаётся добавить, что новая камера K-3II несколько больше подходит под DFA 150-450/4.5-5.6, чем предыдущие поколения камер. Во-первых, потому что это телевик, а на телевиках стабилизация, обновлённая с 4 до 4.5 стопов – проявляет себя лучше, чем на шириках. А во-вторых, потому что заявлен некий новый алгоритм для следящего автофокуса. Правда, модуль автофокуса и процессор остались такими же, как в K-3, и значит улучшения не могут быть революционны. Но, так как рассматривается системообразующий, и в первую очередь репортажный зум, для которого работа в режиме следящего автофокуса – одна из главных функциональных обязанностей, то, если вы хотите выжать максимум из нового объектива, значит и камеру резоннее выбирать максимально соответствующую.

3. ED элементы

В объективе использованы 4 элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией (у другой новинки DFA* 70-200/2.8 – таких линз восемь). Предназначение этих элементов – бороться с хроматическими аберрациями, то есть в конечном итоге – убирать или сильно уменьшать каёмки посторонней окраски. Не секрет, что хроматические аберрации – проблема для многих светосильных объективов, особенно теледиапазона. И хотя современное программное обеспечение позволяет намного снижать нежелательный эффект – это в итоге приводит и к некоторому снижению разрешения.
В целом, на коротком конце и в середине диапазона фокусных расстояний – хроматические аберрации невелики. На длинном конце наблюдается некоторый рост, но и то – не в центре, а на краях кадра. В большинстве сюжетов – на длинном конце у меня обычно получался «удалённый портрет», когда объект съёмки расположен в центре кадра или близко к центру, поэтому ХА я ловил нечасто.
Размер сенсора камеры К-3 составляет 23.5 х 15.6 мм, эффективных пикселей около 24.35 Мп, размер пикселя 3.9 микрон. При такой плотности пикселей – на полнокадровом сенсоре 24 х 36 мм уместилось бы примерно 57 Мп. С одной стороны, края кадра на сенсоре 23.5 х 15.6 мм – станут почти серединой кадра на сенсоре 24 х 36 мм и есть риски ловить хроматику на каждом снимке на длинном конце; с другой стороны, мы всё-таки не знаем точно, как поведут себя ХА на полном кадре, однако если мегапикселей у грядущей камеры будет относительно немного, то и ХА будут даже менее заметны, чем на кропе.

4. Разрешение

Сложно сказать, что в большей степени повлияло на конечное качество объектива DA 150-450/4.5-5.6 – новое HD просветление, низкодисперсионные элементы или высококачественное стекло в линзах объектива само по себе, но разрешающая способность оказалась впечатляющей. Инженеры явно понимали, что объектив будут использовать не только на полном кадре, но ещё и на кропе, поэтому очень приятно, что оптика разрешает плотность пикселей 3.9 микрон. Особенно порадовала равномерностью по полю, и всего лишь незначительное снижение детализации от ближнего конца к дальнему. Предположу, что всё это – следствие того, что объектив рассчитан на сенсор 36 х 24 мм, и на кропе работает самой своей лучшей центральной частью.
Если оценивать работу оптики по диафрагмам, то:
— на открытых разрешение хорошее, вполне рабочее;
— на диафрагме 8.0 разрешение отличное, очень близкое к максимуму;
— на диафрагме 11 – максимальное;
— на диафрагме 16 разрешение хорошее, но уже начинает сказываться дифракция из-за относительно небольшого размера кропнутого сенсора;
— на закрытых диафрагмах впечатление среднее, всё-таки законы физики никто не отменял.
Во время тест-драйва я выбрал f/8.0 в качестве главной диафрагмы для примерно двух третей съёмочных ситуаций, потому что:
— разрешение близкое к максимальному, получше чем на открытых;
— размытие заднего плана в стиле открытых диафрагм, в отличие от f/11;
— один стоп преимущества перед f/11 с точки зрения выдержки, потому что стиль работы этим объективом часто предполагает съёмку движения, где света никогда не бывает достаточно.
Если всё это не очень нужно или световые условия приемлемые, то для максимального качества лучше использовать f/11. Диафрагму f/16 я бы задействовал только когда необходимо одновременно и увеличить глубину резкости, и несильно проиграть в детализации.
Почему же новинка не получила «звёздный» статус? Окончательный ответ на этот вопрос может дать только тестирование на полнокадровой камере. Однако можно уверенно утверждать, что для кропнутых сенсоров – объектив DFA 150-450/4.5-5.6 является полноценной «звездой».

С уважением, Дмитрий aka manager
Москва, июнь 2015

Скачать полный текст статьи можно по ссылке.