В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре». Дора Маар, Ман Рэй, Брассай, Андре Кертеш, Жермена Круль, Андре Штайнер, Рене Зубер, Жан Мораль… Французские работы фотографов мировой известности в Москве представляет Национальный центр искусств и культуры имени Жоржа Помпиду, во владение которого коллекция французского историка и основоположника коллекционирования искусства фотографии Кристиана Букре перешла в 2011 году.

На выставке представлено 230 работ, выполненных в период между 1920-ми и 1950-ми годами. Во времена шаткие, времена громкие, времена яркие. Во времена, прошедшие под красными звёздами, черной свастикой и грохот пулемётов. Во времена, когда «пульсация вен» культурной жизни Парижа напоминала барабанный стук.

Пёстрый фотопортрет столицы искусств и эмиграции, созданный выставкой «Это Париж!», разделён на несколько не менее пёстрых блоков. Сюрреалистическая секция «Новый взгляд»»; секция, посвящённая 1930-м годам; репортажные фотографии, объединённые названием «Пресса»; коммерческие фотографии, представляющие блок «Взгляд изнутри» и, наконец, снимки, возвращающиеся к классическим канонам – секция «Возвращение к порядку».

Эрвин Блюменфельд. Портрет Манины Жуффруа
Эрвин Блюменфельд. Портрет Манины Жуффруа

Кубистско-сюрреалистический «Абажур» Ман Рэя; «Сумрачная красавица» под матовой дымкой Даниэля Маскле; портрет, на котором через камеру Жермены Круль игра теней и наслоение кадров отразили сразу четырех женщин; женская фигура на фоне ее в меру упитанной тени на фотографии Доры Маар; человек-мяч Жана Мораля; мужской силуэт, крестом разделивший пространство снимка на черные лучи и белые тени у Вилли Кессельса; лицо девушки у Эрвина Блюменфельда, которое снято почти под прямым вертикальным углом, меняющим привычные контуры и понятия о правилах портретной съемки…

Выставка, целью которой, по мнению ее организаторов, был показ жизни Франции первой половины XX столетия, – на самом деле заметно шире рамок одного, отдельно взятого города, пусть он даже и Париж, и шире границ какого-то одного государства. Эта фотографическая коллекция стала своего рода срезом мировой фотографии, вобрав в себя профессиональные идеи и взгляды на жизнь фотографов не только французских, но и американских, венгерских, немецких… – тех, кого повороты личной судьбы и мировой истории привели в определенный отрезок времени в этот большой и шумный город в центре Европы, в чем-то перемешав и национальности, и культуры, и просто жизни.

Даниэль Маскле. Сумрачная красавица, ок.1926
Даниэль Маскле. Сумрачная красавица, ок.1926

В названии экспозиции стоит слово «модернизм». Но глядя на все эти фотографические картинки с выставки приходишь к мысли, что в этом слове отразились, быть может, не столько какие-то новшества и изыски в художественных стилях и творческих течениях, сколько новизна и эксклюзивность самой фотографии как большого и «живого» искусства, где каждая работа была шагом вперед, и где снимки, еще далекие от массового цифрового клонирования, становились «одушевленными» — независимо от того, какой мастер их делал — авангардист, газетный репортер, иллюстратор или коммерческий фотограф…

Вилли Кессельс. Автопортрет, 1932
Вилли Кессельс. Автопортрет, 1932

Перед российским показом выставка «Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре» проходила в парижском Центре имени Помпиду. В Москве выставка проходит в рамках восьмой международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2013 «, период показа которой — с 20 февраля по 26 мая.

Посмотреть выставку можно по адресу: Мультимедиа Арт Музей, улица Остоженка, 16. Для посетителей экспозиция открыта до 19 мая, все дни, кроме понедельника, с 12 до 21. Стоимость билетов – 300 рублей. Для студентов – 150 рублей. Пенсионерам и школьникам – 20 рублей. Телефон для справок — (495) 637-11-00. Официальный сайт — www.mdf.ru.

Подготовила Катерина Кудрявцева