Для того, чтобы изображение на снимке полностью соответствовало непосредственному зрительному восприятию человека, в современной фотографии используют различные светофильтры. Такой фильтр обычно представляет собой прозрачную стеклянную пластинку, окрашенную в тот или иной цвет. Применение светофильтров различных по своему окрасу и плотности позволяет сделать те или иные участки изображения более темными или светлыми, чтобы обеспечить более правильное тоновоспроизведение.

Поскольку светофильтр задерживает часть проходящего через него светового потока, то для того, чтобы экспозиция оставалась нормальной, требуется ее увеличить. Множитель или коэффициент, на который необходимо увеличить экспозицию при использовании того или иного светофильтра для фотоаппарата, называется кратностью светофильтра. Это одна из основных пользовательских характеристик светофильтров, имеющая важное значение для обеспечения качественных результатов съемки.

colour-filters

Главное предназначение большинства светофильтров заключается в том, чтобы в той или иной степени задерживать и пропускать к фотоматериалу остальные лучи. Таким образом, можно сказать, что светофильтр всегда пропускает меньшее количество светового потока, чем он получает. В таких обстоятельствах, очевидно, что для получения качественного фотоизображения необходимо удлинить выдержку по сравнению со съемкой без светофильтра.

Именно за это и отвечает такая характеристика как кратность светофильтра, показывающая фотографу, во сколько раз необходимо увеличить выдержку при съемке с конкретным светофильтром по сравнению с выдержкой без фильтра. Кратность светофильтра не является постоянной величиной и может колебаться в зависимости от спектрального состава освещения, при котором происходит съемка, цветности фотографируемого объекта, а также спектральной чувствительности негативного материала.

Например, кратность желтого светофильтра снижается с уменьшением относительного количества синих лучей и с повышением количества красных лучей в освещении при съемке. В этой связи кратность такого светофильтра (а также оранжевого и красного фильтра) будет меньше при электрическом свете, чем при солнечном, что означает меньшее значение выдержки для съемок в условиях искусственного освещения.

При съемке ранним утром или ближе к вечеру, когда в световом потоке преобладают желто-красные лучи, кратность фильтра существенно уменьшается (примерно на одну треть или даже наполовину). В то же время в летний день в полдень при синем небе кратность светофильтра увеличивается в полтора-два раза. Таким образом, при использовании светофильтра и определении значения выдержки фотографу необходимо учитывать изменение спектрального состава света в данных условиях съемки.

В современных моделях фотокамер, использующих систему замера экспозиции TTL (Throw The Lens — через объектив), ослабление света в результате использования светофильтров с достаточной точностью регистрируется аппаратом автоматически. Поэтому необходимости вносить какие-либо поправки в экспонометрическую систему камеры у фотографа практически не возникает.

Единственное возможное исключение – это применение красного светофильтра, который требует увеличения экспозиции на пол или одну ступень по сравнению с измеренной по системе TTL. Причина заключается в том, что большинство экспонометрических систем обладает повышенной чувствительностью именно к лучам красной части спектра.

Но зачастую случается так, что фотограф просто не знает кратность светофильтра. Это приводит к ошибкам в экспозиции и, как следствие, к некачественным снимкам. Но определить кратность фильтра всегда можно самостоятельно непосредственно в условиях съемки и, таким образом, можно вычислить необходимую поправку к показаниям TTL-экспонометра на фотокамере.

Для этого фотографу необходимо сделать на одном и том же фотоматериале четыре пробных снимка: первый — без светофильтра, с выдержкой, достаточной для получения нормального негатива, последующие три кадра – уже при надетом на объектив светофильтре, с одинаковой выдержкой, равной произведению нормальной для съемки без фильтра выдержки на ориентировочную кратность светофильтра.

При выполнении последних трех снимков следует менять диафрагму. Если для одного снимка она должна быть такая же, что и в случае с кадром без использования светофильтра, то для второго диафрагма берется вдвое меньшая, а для третьего снимка, наоборот, вдвое большая.

В случае если ориентировочная кратность, на глаз определенная фотографом, будет правильной, то оптическая плотность двух первых снимков должна получиться одинаковой. Если по оптической плотности первому негативу больше близок третий снимок, то фотограф должен уменьшить ориентировочную кратность и повторить опыт. Если же первому снимку больше соответствует четвертый негатив, значит кратность нужно, наоборот, увеличить и снова повторить опыт. Такие простые эксперименты позволяют фотографу с достаточной точностью определить кратность светофильтра и внести соответствующие поправки к показаниям TTL-экспонометра.

Итак, для того, чтобы получить качественные снимки при использовании светофильтра, необходимо правильно определять его кратность, чтобы соответствующим образом удлинить выдержку для обеспечения оптимальной экспозиции. Правильное применение светофильтров позволяет исправить тоновоспроизведение цветных объектов в соответствии с субъективным впечатлением человеческого глаза. Это поможет сделать снимок более реалистичным и ярким.

Источник: Фотокомок.ру – учимся фотографировать (при копировании или цитировании активная ссылка на источник обязательна)