Все мы любим посещать концерты и музыкальные фестивали, которые дарят множество положительных эмоций. Хочется еще и оставить на память впечатления о концерте, запечатлев их в фотографиях. Если же заниматься съемкой концертов профессионально, то  она является хорошей возможностью посещать интересные мероприятия, общаться с людьми, получать удовольствие от самого процесса и, вдобавок, еще и немного зарабатывать. Однако концертная фотография сопряжена с некоторыми сложностями. Начиная от того, чтобы получить разрешение или аккредитацию на проведение фотосъемки и заканчивая тем, что во время самой съемки фотограф не может контролировать практически никаких параметров.

 При съемке концерта приходится иметь дело с недостаточными или переменчивыми условиями освещения. Сами музыканты на сцене могут перемещаться с огромной скоростью и уследить за ними с камерой очень трудно. Время же фотографа строго ограничено, поэтому все приходится делать максимально быстро. В такой ситуации фотографу даже требуется овладеть навыками  управления камерой буквально наощупь, чтобы быстро переключать различные режимы и искусно оперировать настройками. Концертную съемку можно смело отнести к одним из самых сложных разновидностей репортажного фото. В этой статье мы поговорим о том, как получать действительно интересные фотографии музыкантов и что для этого Вам понадобится.

Фото: Kmeron / Foter.com / CC BY-NC-ND
Фото: Kmeron / Foter.com / CC BY-NC-ND

Аккредитация

Первый важный момент – это аккредитация, то есть получение особого разрешения на съемку концерта. Конечно, если речь идет о небольшом клубном зале, где можно без проблем подобраться поближе к сцене, или о малоизвестной музыкальной группе, то аккредитация Вам может и не понадобиться. Но на серьезных мероприятиях без аккредитации никуда. Она позволяет прийти на концерт и снимать из фотопита – специальной зоны перед сценой, отгороженной от фанатов и отданной на откуп службе безопасности. Съемка отсюда позволяет получать качественные фотографии музыкантов и зрительного зала крупным планом.

Как получить аккредитацию? Это отдельная тема и порой фотографу приходится потратить немало времени и сил на то, чтобы заполучить вожделенную аккредитацию на концерт. Право на разрешение концертной съемки могут Вам предоставить представители менеджмента музыкальной группы, администрация концертного зала или сами исполнители.

Механизм достаточной простой: за несколько дней до мероприятия Вы обращаетесь с запросом к организаторам концерта, либо менеджменту выступающей группы с просьбой об аккредитации. В запросе Вы должны четко указать в вежливой и деловой форме, кто Вы такой и какое издание представляете. В нем также должна содержаться краткая информация об издании и ссылки на примеры Ваших репортажных фото. Если приглашение подтверждается, то Вы можете уже спокойно приходить на концертную площадку. Нужно лишь отыскать человека на входе, который занимается пропуском по гостевым спискам. Он выдаст Вам атрибут аккредитованного фотографа (бейдж).

Что делать если Вы начинающий фотограф и еще не работаете на какое-либо крупное издание? На самом деле сегодня существует множество музыкальных сайтов, небольших информационных агентств и печатных изданий. Они занимаются рецензией на альбомы, выкладывают музыкальные новости и репортажи с концертов. Подчас это совсем небольшие издания и Интернет-сайты, не имеющие свой постоянный штат сотрудников. Они работают, что называется,  на голом «энтузиазме». Предоставив им свое портфолио репортажных фотографий, Вы можете надеяться на сотрудничество. Либо безвозмездно, либо за очень скромное вознаграждение. Предложите такому сайту подготовку фоторепортажа с концерта и, вероятно, Вы получите возможность отправить запрос на аккредитацию от этого Интернет-издания.

Конечно, организаторы концерта, которым отсылается запрос на аккредитацию, всегда обращают внимание на то, аккредитуется ли фотограф от какого-либо большого информационного агентства или небольшого сайта. Поэтому при проведении крупных музыкальных фестивалей и концертов менее чем десятая часть запросов на аккредитацию получает положительный ответ.

Если Вы начали сотрудничать с мелким сетевым или печатным изданием, нужно быть готовым к отказам в аккредитации. В этом случае можно представить себя как поклонник творчества данной музыкальной группы и попросить аккредитацию на концерт в обмен, например, на предоставление фотографий для сайта группы или организаторов. В письме также необходимо будет указать ссылки на Ваши лучшие фотографии. Одним словом, дорогу осилит идущий. Для получения аккредитации Вам придется научиться договариваться с менеджментом групп и хозяевами изданий, заводить полезные знакомства в музыкальной среде.

Фото: Anirudh Koul / Foter.com / CC BY-NC
Фото: Anirudh Koul / Foter.com / CC BY-NC

Фотооборудование

Итак, Вы получили заветную аккредитацию или решили просто отправиться поснимать концерт на свой страх и риск. В любом случае для съемки концерта Вам понадобится соответствующее фотооборудование: 

— Камера

Существует несколько требований к фотокамере для концертной съемки. Самое главное, что на концерте Вам придется иметь дело с недостаточным или быстроменяющимся освещением, а значит, необходимо будет задействовать высокую чувствительность (ISO) при съемке. Поэтому нужен такой фотоаппарат, который бы обеспечивал как можно более низкий уровень шума при съемке на высоких значениях ISO. Это позволит Вам делать довольно качественные снимки даже при минимальном количестве света.

Следующий момент – это возможность высокоскоростной съемки, поскольку Вам придется снимать серии фотографий с высокой скоростью. Плюс ко всему, чтобы Вы могли заморозить движение на фотографиях при съемке динамичных шоу, фотоаппарат должен обладать высокой скоростью работы затвора. При подборе камеры также стоит обратить внимание на такие параметры, как скорость записи на карточку и буфер обмена. Серийная съемка в RAW-формате сама по себе очень емкая, а значит, Вам потребуется несколько карточек памяти на весь концерт. Скорость же записи на карточку памяти влияет на то, как быстро будет освобождаться буфер камеры от очередной серии отснятых фотографий.

 — Объектив

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием довольно компактны и позволяют обеспечить хорошую резкость при открытой диафрагме. Объективы с диафрагмой f/2.8, f/1.8 и f/1.4 могут помочь обеспечить адекватную экспозицию при слабом освещении. Но их основной недостаток состоит в невозможности изменения фокусного расстояния, что для концертной съемки является критичным, поскольку ситуация на сцене изменяется очень быстро. Поэтому при съемке фестивалей на открытом воздухе или фотографировании концертов с хорошим освещением лучше использовать зумы, позволяющие мгновенно изменять фокусное расстояние. К сожалению, отсутствие зумов светлее f/2.8  приводит к тому, что Вам придется выбирать подходящий объектив исходя из особенностей освещения и поведения музыкантов на сцене.

При использовании широкоугольного объектива можно запечатлеть на фотографиях интересные световые эффекты, а также снимать музыкантов в полный рост. В том случае если по каким-то причинам Вам приходится снимать из глубины зала на помощь придет телезум 70 – 200 мм, который позволит получить фотографии довольно приличного качества издалека.

Таким образом, при съемке концертов можно использовать самые разные объективы. Вы можете снимать часть времени на одну оптику, а часть – на другую. Опытные фотографы, чтобы не терять времени на смену оптики во время концерта, зачастую берут с собой сразу две камеры, оснащенные разными объективами.

— Дополнительное оборудование и аксессуары

Стоит ли брать с собой вспышку? На этот вопрос многие фотографы отвечают отрицательно. Во-первых, потому что на большинстве концертов организаторами запрещается использование вспышки и в случае ее применения у Вас могут быть проблемы со службой безопасности. Во-вторых, использование мощной вспышки «в лоб» может убить всю атмосферу на фотографии.

Но, все же бывают случаи, когда внешняя вспышка необходима. Например, когда сцена заполнена довольно слабым, тусклым светом. Это встречается в маленьких клубах или там, где работа светорежиссера не предусмотрена как таковая. Тут-то и поможет внешняя вспышка. Регулируя ее мощность и направление можно подсветить выступающих музыкантов. Важно только, чтобы мощность вспышки удачно сочеталась с имеющимся сценическим освещением. Помните, что вспышка является лишь вспомогательным инструментом, и она не должна искажать то настроение, которое создается освещением на сцене.

Из дополнительных аксессуаров, вероятно, стоит использовать резиновую бленду на объектив, которая позволит избежать бликов и боковой засветки. Она также может служить дополнительной защитой передней линзы объектива от различных повреждений. Кстати, нередко в объектив фотокамеры со стороны сцены или зрителей попадает пот, вода или брызги от напитков, поэтому рекомендуется брать с собой на концерт специальный чистящий карандаш для оптики. Тогда в перерыве между выступлениями или песнями у Вас будет возможность очистить объектив.

Если Вы снимаете из фотопита, то можно задуматься об использовании такой вещи, как монопод. Это довольно легкое приспособление, позволяющее зафиксировать камеру и получить опору при фотографировании. При съемке же из толпы, то есть из зала, целесообразно  использовать защитные фильтры.

В следующей статье обсудим особенности фотосъемки на концерте.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)