Вы можете изучить целую библиотеку технического материала о фотографии, начиная от выбора значения диафрагмы и заканчивая построением схем освещения, однако композиция – это то, что трудно взять на вооружение непосредственно из книги или семинара по фотографии. Когда Вы поднимаете камеру к своим глазам и решаете нажать на кнопку спуска затвора, Вы остаетесь наедине с самим собой и берете полную ответственность за допущенные ошибки в композиции. Правильное выстраивание композиции кадра – это то, что приходит с опытом, если Вы проявите настойчивость и будете упорно работать над своими ошибками. Тем не менее, существует несколько классических композиционных приемов, которые позволят сделать Ваши фотографии более выразительными и интересными практически в любой съемочной ситуации.

Умением правильно располагать объекты в кадре должен овладеть любой фотограф. Композиция играет огромную роль в фотографии, она позволяет привлечь внимание зрителя к конкретному объекту, в котором заложен смысл фотоизображения, или сделать кадр более динамичным и интересным. Одни фотоработы при аналогичном техническом качестве способны вызвать у зрителя положительные эмоции, а другие – нет. Все зависит от того, насколько фотограф в процессе создания снимка подошел ближе к гармоничному расположению объектов в кадре. Для того, чтобы обеспечить эту гармонию, которая носит, конечно, относительный характер, ведь для каждого зрителя она своя, стоит помнить о нескольких традиционных приемах построения композиции.

Правило третей

Часто встречающаяся ошибка у начинающих фотографов – расположение главного объекта в центре кадра. Восприятие человека таково, что он не способен удерживать внимание сразу на всех частях изображения. К тому же, зрителю не очень нравится сравнивать между собой одинаковые по размеру объекты. В случае с фотографией – это равные половины снимка. Но если расположить объект в кадре таким образом, чтобы он поделил фотографию на три части (либо на две неравных в соотношении 1 к 2), то снимок будет смотреться куда более интересным. В этом и состоит правило третей.

Правило третей

При съемке мысленно разделите кадр на три части или активируйте удобную сетку в видоискателе своего фотоаппарата. Расположите объект съемки рядом с точками пересечения третей или на их линиях, и Вы получите выигрышную, выразительную композицию. Все это кажется излишне математическим, но суть в том, что просто нужно размещать объекты съемки ближе к этим точкам и линиям, нежели строго посередине кадра.

Правило третей в фотографии

Правило третей позволяет расположить композиционно важные объекты в удобных для восприятия областях снимка. В результате, внимание зрителя будет дольше удерживаться на фотографии. Это правило позволяет, в частности, упорядочить композицию при достаточно хаотическом нагромождении объектов в кадре. Правило третей       универсальное и подходит практически для всех жанров. Например, в пейзаже согласно этому правилу, горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а одиноко стоящий объект стоит передвинуть на одну из вертикальных линий.

Направляющие линии

Восходящие линии

При построении композиции фотографу важно научиться пользоваться направляющими линиями. Вы просто используете визуальные линии или формы, которые куда-то уводят взгляд зрителя. То есть именно по этим линиям взгляд человека передвигается при просмотре фотоизображения. Это характерный прием для пейзажной фотографии. В качестве таких линий или форм на пейзажной фотографии могут выступать дороги, заборы, горные тропы, русла рек, пирс на берегу и многое другое. Они могут представлять собой четкие линии, либо быть не столь  явными и четкими на фотографии. Можно использовать диагональные или сходящиеся линии, которые будут уводить взгляд зрителя вглубь фотоизображения.

Направляющие линии

Направляющие линии позволят Вам привлечь взгляд зрителя к точке фокуса, сделать фотографию более загадочной или выразительной. Использование направляющих линий очень востребовано не только в пейзажной съемке, но и при фотографировании архитектурных сооружений и зданий. Чтобы научиться замечать такие линии на практике и грамотно использовать их в кадре, необходима хорошая практика съемки.

Акценты на переднем плане

Вообразите, что Вы снимаете красивый вид на море с залитым солнцем, песчаным пляжем. Однако само по себе наличие в кадре море, пляжа и голубого неба отнюдь не гарантирует, что фотография получится интересной и запоминающейся. В конце концов, подобных пейзажных фотографий можно найти в Интернете огромное количество. Поэтому снимая даже очень красивые виды побережья, профессиональные фотографы неизменно включают в кадр какой-либо объект на переднем плане. Это может быть обычный валун, потрепанный ветрами кустарник или какой-либо другой объект. Однако именно добавление этих небольших объектов на передний план позволяет придать фотографии ощущение глубины и масштаба. Маленькая фигура человека на фоне бесконечной глади океана или величественных горных вершин позволяет зрителю оценить истинные масштабы мира, наполнить изображение внутренней силой.

Акценты на переднем плане

Кроме того, использование объектов переднего плана в сочетании с направляющими линиями позволяет сделать фотографию более выразительной, направить взгляд зрителя к основному образу. В качестве акцента на переднем плане можно использовать все что угодно – от рыбацкой лодки до интересного растения или животного. Воспользуйтесь широкоугольным объективом для того, чтобы охватить в кадре как можно больший участок переднего плана. Широкоугольник позволяет подойти очень близко к объекту съемки, при этом последний не будет выглядеть на фотографии слишком крупным и подчеркнет перспективу между передним и задним планом.

Для того, чтобы сделать акцент на переднем плане, необходимо грамотно выбрать точку и ракурс съемки. В частности, фотографирование издалека, вряд ли, позволит Вам сделать ощутимой разницу между объектом на переднем плане и задним фоном. Для того, чтобы сделать объекты переднего плана более значимыми на фото, можно попробовать поснимать с нижнего ракурса.

Оставляйте свободное пространство в кадре

Свободное пространство в кадре

Нагромождение различных объектов и заполнение ими кадра не способствует гармоничной композиции, и, как следствие, положительному восприятию фотоизображения зрителем. Вы всегда должны оставлять свободное пространство вокруг снимаемого объекта, позволяя кадру «дышать». Оставление некоторого пустого пространства вокруг предмета позволяет выделить его на фотографии. Например, очень плотно скомпонованный портрет может казаться тесным и неуравновешенным. При съемке портрета также важно оставлять пространство для взгляда модели, чтобы он не упирался прямо в границы кадра. В противном случае это создаст у зрителя ощущение дискомфорта. То же самое применительно и к съемке движущихся объектов – необходимо оставлять пространство по направлению движения.

Спирали 

В фотографии существует множество теорий об использовании так называемого Золотого сечения и чисел Фибоначчи. Не вдаваясь глубоко в математику, можно сказать, что фото, которые соответствуют золотому сечению, наиболее удобны для восприятия человеком. В частности, согласно правилу золотого сечения, главное внимание зрителя притягивают части фотографии, располагающиеся на расстоянии 3/8 и 5/8 от края кадра. Именно в этих областях и стоит располагать наиболее значимые объекты.

Спирали

Впрочем, все эти правила вроде золотого сечения или правила третей говорят нам лишь об одном – нужно грамотно использовать линии или располагать объекты вдоль линий так, чтобы привести взгляд зрителя к главному смысловому центру фотографии. Если Вы посмотрите на фото винтовой лестницы, то легко заметите, как она буквально ведет Вас в центр изображения по этим самым линиям. Не стесняйтесь использовать подобный спиральный эффект в своих фото. В этом случае главные объекты в кадре должны будут располагаться по спирали, либо взаимодействовать с ней для наилучшего восприятия. Размещая объекты в кадре таким образом, Вы получите очень выигрышную композицию.

Нарушайте правила

Используйте описанные выше приемы построения композиции в качестве набора инструментов, а не свода фундаментальных правил. Иногда, ориентируясь по ситуации, для достижения наилучшей композиции стоит отойти от некоторых правил и закономерностей. Ведь, как известно, законы созданы для того, чтобы их нарушать.