Цвет является неотъемлемой частью предметно-пространственной среды, которая окружает каждого человека. Цвет обладает огромными выразительными возможностями, способствующими выработке определенных эмоций и зрительных ощущений, что делает его отличным инструментом в руках профессиональных дизайнеров, архитекторов и художников. Такая наука, как колористика, изучает природу и основные характеристики цвета, психофизиологические и культурные особенности его восприятия, а также цветовые контрасты, предпочтения и цветовую гармонию. Именно цвет и разнообразные цветовые сочетания помогают дизайнерам передать определенный эмоционально-смысловой подтекст, либо вызвать у человека нужные эмоции.

Психологические особенности восприятия цвета

Под цветом мы имеем в виду свойства светового потока вызывать у нас некоторое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом излучения. К видимой человеческому глазу части спектра принято относить излучения с длиной волны от 380 до 780 нанометров, хотя в определенных ситуациях наши глаза способны различать световые лучи и в более широких пределах. Это является свидетельством того, какими высокими адаптивными возможностями обладают наши органы зрения.

 видимая человеческому глазу часть спектра

Известно, что человеческий глаз по-разному воспринимает световые волны различной длины. Например, наибольшей видимостью для человека обладают зеленые лучи с длиной волны 555 нанометров. В зависимости от характеристик освещения (времени суток) и психофизиологического состояния человека восприятие цветов и оттенков заметно меняется.

Почему цвет так важен в дизайне, рекламе, графике и во многих других областях деятельности человека? По сути, первым, кто обратил внимание на два возможных аспекта цветов – художественный и физический, был Леонардо да Винчи. Именно он первым определил стройную систему цветов и выделил шесть простых цветов (зеленый, желтый, белый, черный, синий и красный). Художественные возможности цвета действительно очень сильные, ведь цвет оказывает воздействие на психологическое состояние человека и даже на отдельные физиологические процессы.

Но самое главное, что цвет является настоящим генератором эмоций у человека, способным формировать определенные ассоциации и образы, стимулировать к определенным действиям или акцентировать наше внимание на важной информации. Одним словом, цвет является мощным фактором манипуляции человеческими эмоциями. Недаром психология уже давно занимается  проблемами влияния цветового излучения на психическое и душевное состояние людей.

Профессионалам из мира дизайна, полиграфии, рекламы и маркетинга прекрасно известно, что цвет играет важную роль в принятии потребителем решения о покупке того или иного продукта. Он способен стимулировать продажи практически любого потребительского товара. Любой продукт прикладного искусства или промышленного производства, будь то декоративные ткани, автомобиль, рабочие инструменты, одежда или предметы быта, так или иначе создают определенную среду, которая непосредственным образом формирует психологическое состояние человека, влияя на его работоспособность и строй мыслей.  Кроме того, цветовые сочетания и обеспечение цветовой гармонии выступают важным фактором при дизайнерском оформлении помещений, помогая создать атмосферу, в которой человеку комфортно и приятно находиться.

В этой связи реакцию людей  на тот или иной продукт, разрабатываемый дизайнерами, можно предугадать или даже сформировать в нужном направлении. Для этого от дизайнера лишь требуется использовать цвет как инструмент создания зрительных ощущений и эмоций. Обычно специалисты в своей работе оперируют самыми распространенными эмоциональными откликами на цвета:

— Красный цвет: действует возбуждающе на нервную систему человека, вызывает чувство страсти, азарта и желания. В то же время красный цвет так силен, что может ассоциироваться с чувством опасности и тревоги.

— Синий/голубой цвет: уменьшает чувство тревоги у человека и настраивает на спокойствие, ассоциируется со стабильностью, гармонией, доверием и безопасностью. С помощью голубого или синего цвета можно вызывать большее доверие к определенному продукту.

— Зеленый: действует успокаивающе на нервную систему, способствует концентрации внимания у человека и нормализации кровяного давления. Зеленый цвет традиционно ассоциируется с природой, здоровой окружающей средой, молодостью, плодородием и исцелением. Ему симпатизируют люди со спокойным, уравновешенным характером.

— Желтый: цвет положительного настроения, объединяющий свойства красного и зеленого цветов. Это яркий цвет светового спектра, который ассоциируется у человека с оптимизмом, надеждой, солнечным светом и счастьем. Желтый цвет расширяет горизонты восприятия и стимулирует мозг, способствуя решению любых задач.

— Оранжевый цвет: это динамичный, молодежный цвет, который создает чувство благополучия и способствует большей работоспособности человека. Оранжевый цвет вызывает энтузиазм, также он ассоциируется с теплом или энергией.

— Фиолетовый: воздействует на кровеносные сосуды и психику человека. Этот цвет традиционно связан с образами власти, роскошью и определенной магией. Притягивает людей с неустойчивым психологическим состоянием.

— Коричневый: создает чувство стабильности, долговечности, комфорта и надежности. Ассоциируется с землей, домашним очагом, домом и удобством. Коричневый цвет предпочитают консервативные люди, которые не хотят ничего менять.

— Серый цвет также нравится консерваторам и традиционалистам. Он ассоциируется с интеллектом, чистотой, надежностью, практичностью, скромностью и чувством собственного достоинства.

— Розовый цвет в большей степени ассоциируется с такими женскими чертами, как слабость, привязанность, легкость и романтичность. Он отличается деликатностью и отсутствием агрессивности.

— Белый: это нейтральный цвет, который ассоциируется у человека с чистотой, равенством, невинностью, добротой, смиренностью и простотой. Белый редко используется как самостоятельный или доминирующий цвет, он лучше всего демонстрирует свои положительные качества в сочетании с другими красками, делая их более красивыми и в то же время уравновешивая контрастные оттенки.

— Черный цвет: символизирует власть, разрушительность, скрытые богатства, сексуальность, тайну и содержательность. Человек, предпочитающий черную цветовую гамму, зачастую стремиться скрыть свой внутренний мир от окружающих. В то же время черный цвет связан с элегантностью.

Колористическая теория в дизайне

Профессиональные дизайнеры используют эти психологические особенности восприятия цветов человеком при разработке дизайна продуктов и оформлении помещений. При этом они также стремятся создать различные цветовые комбинации, которые основываются наколористической теоретике, а именно на так называемом цветовом круге Исаака Ньютона. Этот цветовой круг был получен физиком в ходе работы над разделением белого цвета на отдельные составляющие. Хроматический круг показывает три базовых цвета (красный, желтый и синий) и три производных от них, которые получаются путем смешивания базовых цветов (фиолетовый, зеленый и оранжевый).

цветовой круг Исаака Ньютона

Резкие цветовые комбинации образуются путем смешивания базового цвета с цветом, который в этом кругу располагается напротив. Такие цвета еще называются контрастными. Например, красный и зеленый, фиолетовый и желтый. Правильные, гармоничные комбинации в соответствии с колористической теорией определяются следующим образом: два цвета, стоящие напротив друг друга, три цвета, располагающихся на равных расстояниях, и четыре цвета, образующиеся двумя парами, расположенных напротив друг друга. Впрочем, комбинаций здесь может быть огромное множество.

Благодаря цветовому кругу Ньютона можно подбирать цветовые оттенки, которые будут идеально гармонировать друг с другом. В частности, если дизайнер стремится к гармоничному и спокойному восприятию создаваемого продукта, он оперирует исключительно теми цветами, которые располагаются в хроматическом кругу рядом друг с другом. Например, теплые цвета (желтый, красный и оранжевый) или, наоборот, цвета холодной гаммы (синий, фиолетовый, голубой). Если же требуется привлечь внимание человека к какому-либо отдельному элементу или продукту, применяются цвета, располагающиеся на противоположных сторонах цветового круга.

Нужно отметить, что при оформлении интерьеров и разработке продукции различного назначения принимаются в расчет еще и этнокультурные цветовые предпочтения людей. К примеру, в Китае красный цвет ассоциируется с удачей, в западных странах – со страстью, в Японии – с жизнью, а в Южной Африке красный цвет означает траур. В свою очередь, голубой цвет на востоке говорит о бессмертии, в европейский странах символизирует спокойствие, во многих других культурах – это цвет безопасности и защиты. Таким образом, каждый регион или даже нация характеризуется своими культурными предпочтениями и особенностями в области восприятия цветов. Причем эти цветовые предпочтения могут меняться с течением времени, изучением этого явления также занимается колористика.

Кстати, проведенные исследования показывают, что собственные цветовые предпочтения имеются и у россиян. Синий цвет у россиян ассоциируется с доверием, надежностью и прохладой, розовый цвет связан с питанием, сладостями и мягкостью, черный в глазах российских потребителей подчеркивает изящность, соблазнительность и тайну, а фиолетовый — духовность и достоинство.

Знание цветовые предпочтений, особенностей психологического восприятия, а также грамотный выбор цветовых комбинаций позволяет дизайнеру создать продукцию, привлекающую к себе повышенное внимание. С помощью подобных приемов также можно оформить помещение, стиль которого будет способствовать комфортному отдыху, либо высокой работоспособности человека.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)