ДомойФотографияФотографыКиоичи Совада: «Никто не получает славы на войне, кроме генералов и фотографов»

Киоичи Совада: «Никто не получает славы на войне, кроме генералов и фотографов»

О творчестве фотографов из Японии российские любители фотографии знают не так много, однако Киоичи Совада (Kyoichi Sawada) в этом плане является приятным исключением, ведь он был удостоен двух самых престижных наград среди фотографов-репортеров – Пулитцеровской премии и World Press Photo Award.

Пулитцеровская премия за фотографию, которая вручается с 1942 года, достается только тем фотографам, кто смело выполнял свою репортерскую работу в самых сложных ситуациях, создавая необычные и эмоциональные снимки. Фотографии, за которые присуждалась эта премия, всегда отличались уникальным показом исторических событий и отражением простых человеческих эмоций. Большинство этих снимков воспринимаются зрителем с трудом, оставляя после просмотра в душе лишь тяжелый осадок. Именно такие эмоциональные и проникновенные работы стремился снимать фотограф Киоичи Совада в ходе американской военной компании во Вьетнаме.

Киоичи Совада появился на свет 22 февраля 1936 года в префектуре Аомори в Японии. Мальчик рос сиротой и воспитывался в детском приюте. Несмотря на жизненные трудности, своим первым фотоаппаратом он обзавелся уже в тринадцатилетнем возрасте – для того, чтобы скопить нужную сумму Киоичи пришлось работать в местной газете мальчиком на посылках. Таким образом, уже в детстве Киоичи Совада увлекся фотографией, экспериментируя со своей камерой. После получения школьного диплома в 1954 году молодой человек решил поступать в университет, но благополучно провалил вступительные экзамены. Несколько лет ему пришлось проработать обычным продавцом в магазине фотографических товаров, а в 1960 году Киоичи Совада решает переехать в японскую столицу.

С этого момента началась его стремительная карьера в качестве профессионального фотографа. В Токио он сумел устроиться фотографом в токийское отделение информационного агентства Юнайтед Пресс (UPI) и спустя каких-то шесть месяцев стал главным фоторедактором этого агентства. В этот момент Киоичи Совада уже всерьез заинтересовался войной во Вьетнаме, но он никак не мог получить заказ от японской прессы на съемку военных действий в этой стране. Однако молодой человек не отчаивался, его всегда привлекала именно армейская тематика и военный фоторепортаж.

Вместо того, чтобы отправиться во Вьетнам в качестве официального фоторепортера, Киоичи Совада на свой страх и риск решил поехать туда простым путешественником, разумеется, вооружившись фотокамерой. Уже первые фотографии, сделанные во Вьетнаме японским фотографом, убедили издателя агентства Юнайтед Пресс отправить Соваду в Сайгон в качестве официального фотографа войны.

Киоичи Совада был отважным репортером, фотографом документального жанра, который прославился именно благодаря своим снимкам кровавых и трагических событий Вьетнамской компании. Начиная с февраля 1965 года он последовательно документировал все наиболее яркие моменты крупнейшего военного конфликта второй половины XX века, в котором не находилось места состраданию или жалости. По словам самого японского фотографа, «никто не получает славы на войне, кроме генералов и фотографов». Уже в июле Киоичи Совада стал штатным фотокорреспондентом и его яркие, эмоциональные фотографии начали появляться в различных информационных изданиях.

Надо сказать, что на войне ему практически сразу же повезло сделать удивительно яркую, уникальную фотографию. Это был снимок женщины с четырьмя детьми, переходивших через реку в надежде спастись от бомбового удара американских войск. Именно эта фотография принесла Киоичи престижную Пулитцеровскую премию в том же 1965 году. Она стала, возможно, одной из самых известных фотографий Вьетнамской войны и обеспечила Соваде огромную известность не только в родной Японии, но и далеко за пределами страны восходящего солнца.

К тому моменту полномасштабная военная компания США во Вьетнаме только набирала обороты, что предоставляло фотографам-документалистам огромные возможности по получению необычных и эмоциональных снимков. Не стоит удивляться тому факту, что в 60-е годы самый престижный международный конкурс по фотографии выигрывали только снимавшие эту войну фоторепортеры. Среди них был и Киоичи Совада, которому в 1966 году удалось прославиться еще раз.

Японский репортер всему миру показал фотографию с сюжетом того, как американские солдаты убивают партизана из Южного Вьетнама: они привязали его к танку и волокли, таким образом, по дороге. За эту фотографию, сделанную в Южном Вьетнаме после сражения при Лонгтане, Совада был удостоен премии World Press Photo Award. На снимке можно увидеть с каким безразличием и жестокостью американские военные обращаются с захваченным в плен повстанцем – такое безразличие проявляется у любого человека, пробывшего слишком долго в зоне военных действий. Опубликованная фотография Киоичи Совада произвела эффект разорвавшейся бомбы и, в конечном счете, значительно подорвала западную поддержку военной компании во Вьетнаме.

Киоичи Совада – один из лучших военных фоторепортеров эпохи вьетнамской войны. Он отличался необычайной смелостью, которая, впрочем, не имела ничего общего с безрассудством. В погоне за оригинальными фотографиями на полях сражений он, конечно, рисковал, но старался обезопасить себя и просчитать возможные риски. Его страшные, раздирающие душу фотографии и сегодня производят неизгладимое впечатление на зрителей.

Впрочем, несмотря на явный талант Киоичи Совады к военному фоторепортажу и признание его заслуг, некоторые люди не стеснялись критиковать японца за то, что тот, снимая  такие открытые и эмоциональные фотографии жертв во время военного времени, сам не старался помочь людям, являвшимися объектами его фоторепортажа. Фотографируя трагические события войны, Совада пытался действовать как невидимый наблюдатель, не вмешивающийся в происходящее вокруг него. Героями его ярких, необычных снимков становились жертвы войны, невинные люди, павшие жертвой обстоятельств или трагических ошибок.

Избранный Киоичи Совадой стиль в документальной фотографии был чрезвычайно труден, ведь во время боевых действий он каждый раз оказывался между выбором – сделать прекрасный кадр или помочь людям, которых преследуют. Такая отстраненность фотографа-документалиста от окружающих событий, с одной стороны, шокирует и вызывает возмущение, а с другой стороны, именно она позволяла Соваде снимать на камеру все ужасы войны. Фотографии Киоичи Совады так или иначе порождают в зрителе разнообразную эмоциональную реакцию – от сочувствия к ненависти. Его фотоизображения напуганных людей, бегущих из огня, и трупов солдат помогают зрителю видеть широкий спектр эмоций, которые, собственно, и составляют любую войну. Работы Киоичи Совады в эмоциональном плане выглядят даже сильнее, чем снимки, сделанные многими другими знаменитыми военными репортерами.

Как нередко бывает с военными фотожурналистами, Киоичи Совада не смог уберечь себя от смерти на войне. Это случилось в ходе очередного рейда 28 октября 1970 года, в который  японский фотограф отправился вместе со своим коллегой Франком Фрошем. Что произошло доподлинно не известно, однако камбоджийские солдаты нашли только разбитый автомобиль, а на следующее утро недалеко от этого места были найдены тела двух репортеров. Их сначала жестоко избили, а потом расстреляли. Посмертно Киоичи Совада  был награжден высшей наградой военного фоторепортера – золотой медалью имени Роберта Капы. Фотографии японского мастера до сих пор считаются одними из самых пронзительных и ярких в этом жанре.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ