Эротические календари Pirelli за свою более чем сорокалетнюю историю превратились в культовый предмет обожания коллекционеров и настоящие произведения искусства. Фотографии календаря Pirelli создавались наиболее известными художниками-постановщиками и фотографами своего времени, при этом все они пытались раскрыть женскую красоту и подчеркнуть роль женщин в современном обществе в соответствии со своим неоднозначным видением. Календари Pirelli уже на протяжении нескольких десятков лет отражают дух времени и социальные перемены, происходящие в обществе. Кроме того, они, безусловно, способствуют развитию и совершенствованию фотографии.

Появление календаря и первые успехи

Идея выпуска подарочного настенного эротического календаря пришла в голову сотрудникам департамента маркетинга итальянской компании Pirelli, одного из крупнейших производителей автомобильных шин, в 1962 году. Спустя два года вышел в свет первый номер эротического календаря Pirelli. Автором календаря был знаменитый фотограф Роберт Фриман, а главным редактором — Дерек Форсайт. Изысканное эксклюзивное издание решено было не запускать в свободную продажу.

В руководстве компании Pirelli самостоятельно определяли, кому из партнеров в области бизнеса, промышленности, правительственных учреждений и общественных организаций будут рассылаться календари. Такая идея была далеко не новой, к тому времени она уже зарекомендовала себя как достаточно эффективное средство маркетинга и, главным образом, укрепления межкорпоративных отношений. Но при создании календарей Pirelli было принято решение о приглашении к съемкам наиболее успешных фотографов, самых красивых и известных моделей. Места съемок выбирались в наиболее привлекательных местах нашей планеты. Таким образом, эротические календари Pirelli должны были стать изданием, единственным в своем роде, отражающим элегантность и стиль современного фотографического искусства. Именно эти обстоятельства и принесли календарям Pirelli, в конечном счете, феноменальный успех.

Календарь Pirelli 1964. Фотограф Роберт Фриман

Первый календарь с фотографиями прелестных юных девушек был снят фотографом Робертом Фриманом, который известен сотрудничеством с легендарной группой «Биттлз», на Мальорке. Фотографии сразу привлекли внимание публики, поскольку в то время редко в каких изданиях можно было встретить снимки полуобнаженных женщин. Время зарождения календаря Pirelli совпало с дикой популярностью «Битлз», активным молодежным протестом и стремительными изменениями в мире моды.

Календарь Pirelli 1964. Фотограф Роберт Фриман

Работы известного фотографа Брайана Даффи для календаря 1965 года также получили широкое признание. В 1966 году вследствие роста интереса к эксклюзивному изданию была впервые организована презентация календаря в одном из лондонских отелей. Такие презентации впоследствии станут традиционными. Но на первую пресс-конференцию Pirelli пригласило более восьмидесяти журналистов, а пришло только двенадцать. Тем не менее, упоминание о календаре появилось на следующий день в газете The Sun, что стало одним из поворотных моментов в росте популярности календарей Pirelli. Фотографии для календаря 1966 года снимал фотограф Питер Кнапп, его снимки моделей в Марокко получились чувственными и художественными.

Эротический календарь Pirelli 1968 года отличался, прежде всего, тем, что арт-директор издания Дерек Форсайт решил сделать фотографии как иллюстрации к стихам Алена Гинзберга, Элизабет Браунинг, Пьера де Ронсара и других авторов. При этом для календаря, который снимал фотограф Гарри Печинотти, подбирались модели из самых разных уголков Земли, чтобы таким образом отразить национальное разнообразие выбранных стихотворений. Календарь пользовался большой популярностью, но самый ошеломляющий успех пришел к Pirelli в 1969 году.

Календарь Pirelli 1969. Фотограф Гарри Печинотти

Тогда, тот же самый Гарри Печинотти, снял фотографии для календаря на пляжах Калифорнии. Для съемок модели не подбирались, поскольку Печинотти убедил Форсайта в том, что в Калифорнии можно и так найти достаточное количество красивых загорелых девушек в бикини прямо на многочисленных пляжах. Новый календарь стал настоящим торжеством идеологии «свободной любви» и сексуальности. Гарри Печинотти с помощью своей камеры удалось нащелкать множество интересных кадров девушек, сделанных случайно на пляже. Эти сцены из обыкновенной жизни, тем не менее, были до краев наполнены сексуальным содержанием, что и произвело настоящий фурор.

Календарь Pirelli 1969. Фотограф Гарри Печинотти

Следующий календарь снимал фотограф Франсис Джакобетти, который отправился вместе со съемочной бригадой и четырьмя моделями на Багамские острова. К этому времени представлению календаря Pirelli в прессе уже уделяется самое пристальное внимание, а в числе счастливых обладателей издания значатся такие известные люди, как премьер-министр Великобритании Эдвард Хит, принц Чарльз и Джон Леннон.

Съемки 1971 года также были доверены Джакобетти. В этот раз руководство итальянской компании впервые решилось выпустить эротические календари в розничную продажу, чтобы хотя бы в некоторой степени компенсировать возникшие проблемы с бюджетом. 1972 год стал годом эксперимента – к участию к съемкам арт-директор издания Дерек Форсайт решил впервые пригласить женщину-фотографа Сару Мун. Созданные ею фотографии не бросались в глаза сексуальностью моделей, как работы предыдущих авторов, в них не было никакой эротической провокации. Фотографии Сары Мун для календаря 1972 года выглядели как живописные полотна с изящными и скромными моделями.

Надо сказать, что этот календарь Pirelli после выхода сильно критиковали за излишнюю романтичность и отсутствие обнаженных женских тел, снятых крупным планом. Неудачным были признан и следующий эротический календарь, созданный совместным трудом фотографа Брайана Даффи, художника Аллена Джоунса и специалиста по аэрографии Филиппа Касла.

Юбилейный календарь Pirelli снимал известный фотограф Ханс Форер. Для издания он создал двенадцать ярких фотографий, которые отличались сильным эротическим контекстом. На презентацию нового календаря съехалось множество представителей прессы и телевидение. Казалось, что 1974 год станет новым этапом в развитии эксклюзивного издания. Но тут произошло совершенно неожиданное событие. Конфликт на Ближнем Востоке и последовавший за этим запрет на вывоз нефти в европейские страны привели к тому, что автомобильная индустрия оказалась в кризисе. За этим последовали серьезные финансовые проблемы и у производителей автомобильных покрышек. Компания Pirelli была вынуждена сообщить о прекращении издания эротического календаря, чтобы урезать бюджет.

К счастью, спустя десятилетие выпуск календаря был возобновлен. За то время пока, календарь Pirelli не издавался, многие пытались повторить его успех, однако никому так и не удалось даже приблизиться к славе полюбившегося публике издания.

Второе рождение

Второе рождение календаря состоялось в 1984 году. У календаря появился новый художественный директор – Мартин Уолш. Было решено более эффективно и смело использовать эксклюзивное издание для продвижения продукции итальянской компании. На фотографиях календаря 1984 года, снятого немцем Уве Оммером, рядом с полуобнаженными девушками хорошо видны следы на песке с отпечатками протектора шины Р6 первого поколения. За съемку календаря 1985 года взялся талантливый фотограф моды Норман Паркинсон. Идея была проста – концепция календаря с фотографиями должна была напоминать настоящий показ мод. Мотив следов протектора шин Pirelli прослеживался и здесь, только в этот раз уже на аксессуарах и одежде моделей.

В каждом последующем календаре Pirelli Мартин Уолш вместе с приглашенным фотографом пытались реализовать какую-либо новую идею. Например, в 1986 году в работе над календарем были задействованы студенты Королевского колледжа искусств, которые создавали рисунки, использовавшиеся затем фотографом Бертом Штерном уже во время съемок. А в 1987 году такой новой идеей для календаря стало использование фотографом Теренсом Донованом темнокожих женщин в качестве моделей. Именно тогда в календаре Pirelli дебютировала шестнадцатилетняя Наоми Кэмпбелл, сумевшая впоследствии стать феноменально успешной моделью. С темнокожими моделями удачно сочетались роскошные золотые украшения. Календарь 1987 года имел оглушительный успех.

Для следующего издания была придумана идея эротики в танце, которую блестяще реализовал фотограф Барри Латеган. В качестве моделей были выбраны ведущие солистки Королевского балета. Весьма примечательным оказался календарь 1990 года, в котором было решено снять не хрупких моделей, а хорошо атлетически сложенных женщин. Съемки проводились в испанской Севилье. Фотографии Артура Элгорта должны были заставить зрителя поверить в то, что хорошо сложенные и привлекательные девушки по-настоящему соревнуются между собой, как будто действие происходило на Олимпийских играх.

Для календаря 1991 года также была придумана оригинальная идея – на этот раз фотографии должны были воспеть ум и смелость женщины. Для этого было решено раскрыть тему женщины в истории, определив для каждой модели определенную страну и конкретную историческую эпоху, в которой она представлена на фотографии. Кому-то из девушек, в частности, досталась роль гречанки Мосчо Тзавелла, доблестно сражавшейся за независимость своей деревни во время турецкого нашествия, кому-то – роль легендарной немки Элеоноры Прочаски, убитой в сражении 16 сентября 1813 года. Такой эротический календарь, собравший женщин из разных стран и эпох, был как очень кстати, поскольку способствовал развитию стратегии Pirelli по расширению представительства компании в мире.

В эротическом календаре 1992 года главной темой стала интерпретация двенадцати животных из китайского гороскопа. В работе над этим календарем, ровно как и над предыдущим, участвовал фотограф Клайв Эрроусмит. В 1993 году издание возвращается к излюбленному сюжету — привлекательные молодые девушки, снятые на фоне экзотических пляжей в райском уголке.

Всемирное признание

В 1994 году арт-директором издания вновь стал Дерек Форсайт. Его возвращение ознаменовалось новым поворотом в развитии календаря – теперь издание старается апеллировать не только к мужской аудитории, но и к женской. Календарь Pirelli пытается донести сущность женщины и ее место в современном деловом мире. Для съемки издания 1994 года был приглашен фотограф Херб Риттс, который помещает на страницы эротического календаря самых соблазнительных супермоделей того времени — Синди Кроуфорд, Хелену Кристенсен, Кейт Мосс и Карен Александер. Календарь Pirelli уже становится в определенной степени мерилом успеха для моделей и талантливых модных фотографов.

Выпуск 1995 года создал легендарный фотограф Ричард Аведон, получивший широкую известность благодаря своему проекту «На американском Западе». Для съемок календаря была придумана тема времен года, когда на каждой странице была представлена девушка, изображавшая, соответственно, зиму, весну, лето или осень.

Календарь Pirelli 1996. Фотограф Питер Линдберг

Одним из самых успешных выпусков эротического календаря Pirelli за всю его историю стало издание за 1996 год. На этот раз для фотографирования моделей и актрис был привлечен Питер Линдберг. Знаменитому фотографу удалось создать образ естественной и настоящей женщины, без лишнего гламура и эротики, уже порядком надоевших публике. Линдберг сумел подчеркнуть на контрастных черно-белых фотографиях выразительную женскую красоту, каждая девушка получилась со своей собственной индивидуальностью. Можно сказать, что фотограф вывел календари Pirelli на некий новый художественный уровень.

Календарь Pirelli 1996. Фотограф Питер Линдберг
Календарь Pirelli 1996. Фотограф Питер Линдберг
Календарь Pirelli 1996. Фотограф Питер Линдберг

В следующем году Pirelli вновь пригласила Ричарда Аведона, который создал календарь «Women of the World». На нем были запечатлены модели из самых разных стран в соответствии со своими культурными традициями. Календарь 1998 года резко отличался от всех остальных. Причиной этого было то, что вместе с девушками впервые на страницах издания позировали и мужчины. Талантливый фотограф Брюс Вебер снял многих известных музыкантов, актеров и спортсменов в компании сексуальных актрис и супермоделей.

Тема календаря 1999 года – это женщины десятилетие за десятилетием. Каждое десятилетие XX века фотограф Херб Pитц представил конкретным обобщенным символом, на фотографиях он также старался передать атмосферу этой каждой небольшой эпохи. В 2000 году к созданию календаря было решено привлечь самую известную женщину-фотограф XX века – Анни Лейбовиц. На своих фотографиях она изобразила природную красоту женщины в классических позах, навеянных произведениями Рубенса и Боттичелли.

Очень интересным получился календарь 2002 года, в котором руководство эксклюзивного издания решило немного отойти от традиционных канонов и отказаться от обнаженного вида моделей. Фотограф Питер Линдберг, снимавший уже во второй раз для Pirelli, пригласил для съемок не супермоделей, а начинающих актрис, подававших большие надежды. Поскольку зритель уже немного пресытился видом обнаженной натуры, на снимках Линдберга хрупкие девушки были облачены в стильную одежду.

Главная идея издания следующего года состояла в том, чтобы отразить любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине. Для этого были отобраны самые привлекательные модели, а в качестве места съемок было выбрано солнечное итальянское побережье. Каждому месяцу фотограф Брюс Вебер посвятил сразу две яркие фотографии.

2005 год ознаменовался приглашением знаменитого французского фотографа Патрика Демаршелье, считающегося признанным мастером глянца и моды. Тематикой его календаря стала горячая и страстная жизнь Рио-де-Жанейро. На фотографиях Демаршелье можно было увидеть красоту и гибкость женского обнаженного тела в атмосфере неги и праздного времяпрепровождения. В фотосессии участвовали такие модели, как Адриана Лима, Изабели Фонтана, Наоми Кэмпбелл, Мишэль Басуэлл и другие.

Нельзя не отметить и календарь 2007 года, главными героинями которого стали пять прославленных и любимых голливудских актрис — Софи Лорен, Пенелопа Крус, Хилари Суонк и Наоми Уоттс, а также восходящая звезда Голливуда Лу Дуайон. Для этого календаря, созданного дуэтом Инез ван Ламсвеерде и Винуд Матадин, подходят такие эпитеты, как высокохудожественный и атмосферный.

Слоганом издания 2009 года стала известная цитата Федора Достоевского: «Красота спасет мир». На фотографиях были изображены модели исключительно на фоне природы. При этом даже сама бумага для календаря была выбрана особенная – из экологически чистых материалов, без добавления свинца. В 2010 году эротический календарь Pirelli уже снимал фотограф Терри Ричардсон, который старался добиться того, чтобы такие звездные модели, как Миранда Керр, Ана Беатрис Баррос и Рози Хантингтон-Уайтли, смотрелись максимально естественно. А над календарем 2012 года работал нью-йоркский фотограф Марио Сорренти, который для создания чувственной атмосферы в качестве места съемки выбрал скалистые ландшафты Корсики.

За почти 50-летнюю историю календаря Pirelli съемки проводились в самых разнообразных уголках земного шара. Где только не снимали полуобнаженных моделей фотографы, приглашенные для создания календаря. Самих фотографов, ставивших свою подпись под фотографиями, кстати, также насчитывается немало — несколько десятков. И практически все они сплошь знаменитости в области модной фотографии и фотографического искусства.

С течением времени эротические календари Pirelli, вызвавшие поначалу множество споров и даже обвинений в порнографии, превратились в художественное издание, которое является предметом вожделения для многих коллекционеров. О календарях Pirelli было выпущено множество авторских публикаций, сами календари неоднократно участвовали в показах и выставлялись в художественных галереях. Сегодня по эротическим календарям Pirelli молодые фотографы изучают искусство фотографии, а также историю изменений идеалов красоты женского тела на протяжении нескольких десятков лет.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)