Довольно часто, размещая свои работы в интернете, фотографы, художники и другие творческие личности сталкиваются с копированием и незаконным размещением авторского контента на сторонних ресурсах.

Какие существуют способы эффективному противодействию интернет-пиратству? К примеру, во Франции, 22 октября 2009 года был разработан закон, защищающий авторские права в интернете. “HADOPI” – закон “трех предупреждений”. Первое предупреждение – письмо-претензия, направляется нарушителю с указанием времени претензии, но без указания объекта претензии и имени заявителя. Если в течении 6 месяцев после первой претензии нарушение возникает повторно, то отправляется официальное, заказное письмо на адрес нарушителя. При невыполнении предписаний по устранению нарушений дело отправляется в суд. Суд может вынести наказание в виде штрафа (максимально – 1 500 евро), или приостановления доступа в интернет максимум на один месяц.

О способах, методах и особенностях борьбы с нарушением авторских прав далее в нашей статье.

Способы защиты изображения от воровства на сайте

Стоит ли говорить о том, что в стране, где пиратский контент пользуется большей популярностью, чем лицензионный, никто не обращает внимание на закон про защиту авторских прав?

Бытует мнение, что если фотограф разместил изображения в социальных сетях – это значит, что они стали общедоступными и все пользователи социальной сети получили право на их использование, но это не совсем так. Дело в том, что, к примеру, размещая работы в социальной сети Вконтакте, вы принимаете  пользовательское соглашение, согласно которому “любой вид контента, размещенный на страницах пользователей, может быть использован в любой форме другими пользователями”. Но есть одно “но”: оно не может быть использовано в коммерческих целях. Ссылаясь на статью 1274 ГК РФ о “свободном использовании произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования”. Это значит, что ваши изображения все же могут быть использованы в информационной, научной или культурной цели без вашего согласия, но обязательно с указанием авторства и ссылки на первоисточник.

В любом случае, нужно сообщить посетителям вашего сайта о том, что вы против использования фотографий без вашего разрешения.

Усложните процесс сохранения изображений из браузера

Большинство пользователей, пытаясь позаимствовать ваш фото-контент, кликают правой кнопкой мыши на изображение и в выпадающем меню выбирают пункт “Сохранить”. Отключить появление выпадающего контекстного меню для всех графических файлов, можно установив на сайт плагин – “No Right Click Images Plugin”. Но минус в том, что получить изображение можно с помощью исходного кода страницы.

Нанесите водяной знак на фотографию

Добавить метку об авторских правах можно с помощью графических редакторов (например Adobe Photoshop), или онлайн-сервисов. На примере генератора Logaster объясним как создать вотермарк (как инструмент брендинга и как способ защитить свои работы).

1. Посетите сайт Logaster и нажмите кнопку «Создать лого«, введите название вашего бренда или имя.

Создание логотипа

2. На втором шаге вам предлагают выбрать из множества вариантов понравившийся дизайн, тематику и цвета стиля. Кликните на понравившейся и нажмите кнопку «Посмотреть».

Создание лого

3. На странице с логотипом вы можете его редактировать, поделиться в социальных сетях, добавить в понравившиеся или скачать.

Создание лого Логастер

4. Зарегистрировавшись вы сможете неоднократно редактировать созданный логотип. Легко и без специальных знаний в области дизайна. Изображение в маленьком размере сервис позволяет скачать бесплатно. Стоимость полноразмерного изображения – 9.99$. Скачать изображения можно в формате .png, .jpeg, .svg, или .png.

Создание лого Logaster

Как проверить, скопированы ли изображения с вашего сайта?

Проверить, скопировал ли кто-то ваши работы можно через сервисы поиска по картинке Яндекса или Google. Вставьте ссылку на картинку со своего сайта в соответствующее поле в поисковике, или загрузите картинку прямо в сервисе.

Если поисковики находят ваши работы на других сайтах, можете подавать официальную жалобу на оппонента.

Как поступить, если замечено нарушение авторского права

    1. Обратитесь к владельцу сайта, который специально/не специально позаимствовал ваши работы. Укажите на материалы, которые были украдены, предоставьте доказательства авторства и попросите удалить (или указать авторство с ссылкой на первоисточник, здесь уже зависит от вашего решения). Если владельцы сайта вас игнорируют, можно переходить ко второму шагу.
  1. Обратитесь к владельцу хостинга – хостеру. Обычно, хостеры, после предоставления “улик” не вступают в конфликты и становятся на сторону автора. Понять, услугами какого хостинга пользуется воришка, можно с помощью сервиса «Who is?«  "Who is?" 
  2. Если вы не добились справедливости на первых двух уровнях – обратитесь к поисковикам. Google с большим вниманием относится к защите авторских прав, особенно это относится к фото- и видеоматериалам. Если вы обнаружили нарушение вашего авторства – заполните специальную форму. Специалисты компании Гугл свяжутся с вами в течение недели. По факту выявления нарушений – страницы будут удалены с поиска и любого продукта Google. Здесь можно оставить заявку.

В качестве заключения, можно сказать, что самой эффективной защитой своих графических файлов будет нанесение уникальных водяных знаков (главное, не размещать там, где их легко удалить). Если знак содержит адрес сайта или ваш логотип, то при заимствовании воришки будут вас немного рекламировать.