Фотографы-любители, полностью разобравшись в тонкостях работы с современными зеркальными фотоаппаратами и набравшись опыта, спустя какое-то время начинают задумываться о том, чтобы уже получать деньги за свое увлечение. То есть заняться фотографией профессионально, прилагая соответствующие усилия и развиваясь в этом направлении. Сама по себе фотография является недешевым хобби, ведь постоянно требуется приобретение сменных объективов, разнообразных аксессуаров, да и продвинутая зеркальная камера стоит недешево. Поэтому всегда хочется хотя бы «отбить» вложенные деньги, да еще и немного подзаработать.

Но существует ли возможность для начинающего фотографа с небольшим опытом по-настоящему зарабатывать на своем увлечении? Многие фотографы-любители полагают, что пробиться новичку чрезвычайно сложно и порой практически невозможно, поэтому быстро выкидывают эту идею из головы, боясь разочароваться. Однако зарабатывать фотографией вполне реально, необходимо только определиться со своими первыми шагами и не отступать от плана. Дадим несколько рекомендаций начинающим фотографам, которые стремятся окупить свое дорогостоящее, но любимое увлечение.

Поиск клиентуры

Наиболее простой и очевидный способ найти работу фотографа – это работа непосредственно с людьми, съемка различных  праздничных мероприятий и банкетов, причем на первом этапе можно начать с фотографирования друзей, родственников и знакомых. Естественно, поначалу абсолютно бесплатно. В большинстве случаев найти клиентуру начинающему фотографу помогают именно личные контакты. Если Вы действительно талантливы и хорошо делаете свою работу, то Ваши друзья или родственники порекомендует Вас, соответственно, своим друзьям или знакомым. Здесь включается знаменитое сарафанное радио, которое и начинает рекламировать фотографа. Появляются первые заказы.

В самом начале пути, конечно, необходимо больше практиковаться, набираться опыта и постоянно совершенствовать свою технику. В крупных российских городах довольно часто организуются встречи фотографов и моделей, которые периодически можно посещать. Это, конечно, не даст возможности для серьезного заработка, но обеспечит хороший поток клиентов и рост Вашего фотографического мастерства (при соответствующем подходе). Когда Вы набьете руку и составите несколько портфолио с качественными фотографиями, уже можно пробовать договориться с модельными или актерскими агентствами.

При выполнении своих первых заказов и съемке фотосессий важно постоянно искать потенциальных партнеров. Например, фотографируя какой-нибудь банкет или корпоратив в ресторане, не поленитесь и снимите в деталях подаваемые блюда или интерьеры, а затем распечатайте фотографии и вручите их лично администратору вместе со своей визиткой. Можно ходить на разнообразные мероприятия, снимать, а заинтересовавшимся давать свою визитку.

Безусловно, для хорошей раскрутки и поиска клиентуры необходимо научиться пользоваться и безграничными возможностями сети Интернет. Вы можете создать собственный блог, освещающий различные темы о фотографии и представляющий Ваши работы. Для поиска первых клиентов можно давать объявления на как можно большем количестве досок бесплатных объявлений, которые относятся к Вашему региону или конкретной тематике. Не забывайте регистрироваться в социальных сетях и форумах, поддерживая дискуссии по фото тематике и заливая свои фотографии на специализированные сайты. В одноклассниках, вконтакте и других социальных сетях можно создавать свои группы и сообщества, привлекая туда  друзей, коллег по увлечению и просто знакомых из своего региона. Там можно будет выкладывать свои фотографии, обсуждать новости и откликаться на первые предложения об организации съемок.

Помните, что если Ваши фотографии заслуживают внимания, их еще нужно раскрутить и показать людям. Желательно, чтобы это были люди, имеющие непосредственное отношение к профессиональной фотографии. Поэтому время от времени выкладывайте свои лучшие снимки на фотосайтах и специализированных порталах, коих сегодня в русскоязычном Интернете насчитывается немало. Дельные советы и разумная критика со стороны других людей, увлеченных фотографией, позволят Вам совершенствоваться и набираться опыта. К тому же, с течением времени Вы сможете обзавестись полезными знакомствами.

Отдельная тема – это разнообразные фотоконкурсы. Организуют их как всемирно известные издания, так и просто фотосайты. Чаще всего победители фотоконкурсов получают денежные призы, причем иногда немалые. Регулярно присылать свои работы на разнообразные конкурсы и фестивали имеет смысл особенно тем фотографам, кто специализируется на каком-либо специфическом жанре фотографического искусства. Например, на подводной фотографии. За рубежом и в России сегодня проводится множество фотоконкурсов на самую разную тематику. Возможно, серьезных денег отдельные победы в фотоконкурсах Вам и не принесет, но дадут определенную известность.

После того, как Вы начнете получать первые заказы посредством личных контактов или раскрутки в Интернете, либо станете победителем одного из конкурсов можно создать свой собственный сайт. На нем Вы сможете разместить свои фотографии и контакты, а также расписать о полученных наградах и первых достижениях. Обязательно должен быть надежный провайдер, платный хостинг.  Желательно, чтобы сайт был креативным и интересным, ведь Интернет-ресурс – это Ваше лицо или одежка, по которой о Вас будут судить потенциальные клиенты.

В группах, сообществах и блогах Вы сможете оставлять ссылки на Ваш сайт с призывом его посетить. Можно также продвигать свой сайт с помощью платных и бесплатных способов раскрутки (если позволяет бюджет и время). Доход от первых заказов можно пустить не только на раскрутку сайта, но и, например, рекламу в оффлайн – объявления в газетах и журналах.

Свадебная фотография

Считается, что самым распространенным видом заработка в фотографии является съемка свадеб. Действительно съемка свадебных торжеств оплачивается очень хорошо. Однако нужно понимать, что в жизни каждого человека свадьба – это очень важное, знаковое событие, и одна допущенная Вами ошибка может испортить настроение молодоженам и загубить Вашу репутацию. Поэтому нужно сразу определиться с тем, сможете ли Вы качественно снимать свадьбы, чтобы не разочаровать людей. И самое главное, обладаете ли Вы достаточным для этого опытом?

Mike Baird / Foter.com / CC BY
Mike Baird / Foter.com / CC BY

Если Вы уверены в своих силах, то начать можно с того, что предложить друзьям или знакомым, у которых планируется свадьба, свои услуги в качестве второго бесплатного фотографа (а можно и первого, если они в Вас уверены, а Вы – в своем мастерстве). Тут можно будет подучиться и получить опыт настоящего свадебного фотографа, что называется, непосредственно в деле. Исходя из своего первого опыта, определитесь с тем, что Вам больше удается и к чему Вас больше тянет – постановочные свадебные фотографии или репортажные снимки. В соответствии с этим Вы можете развивать свой стиль в дальнейшем.

Нужно понимать, что конкуренция в свадебной фотографии очень высока. Сегодня свадьбы снимает множество фотографов-любителей, которые порой пользуются простыми «мыльницами» и любят «фотошопить». Естественно, качество снимков зачастую оставляет желать лучшего. Таких фотографов иногда называют «свадебными бомбилами».

Если Вы всерьез решили заняться свадебной фотографией, необходимо сначала грамотно разложить бюджет и правильно организовать свое дело – оцените затраты на покупку техники и рекламу, после чего предложите по возможности наиболее привлекательную цену за свои услуги потенциальным клиентам. Вообще, гонорар в свадебной фотографии определяется именем и раскрученностью фотографа, поэтому поначалу не стоит рассчитывать на серьезный заработок.

После того, как Вы успешно снимете несколько свадеб, можно начать пополнять свое портфолио или создать виртуальные фотокниги с различными свадебными торжествами. Свое портфолио можно предложить для ознакомления различным свадебным агентствам, которые могут дать Вам дополнительные заказы, взимая примерно 10 – 15 процентов комиссионных. Опять-таки для поиска заказов стоит воспользоваться социальными сетями, предлагая услуги свадебного фотографа в различных группах и сообществах.

Фотожурналистика

Фотожурналистика, с одной стороны, это более тернистый, но с другой стороны более интересный путь для начинающего фотографа. Вы можете самостоятельно начать снимать различные мероприятия, о которых пишут в газетах, журналах или на специализированных Интернет-порталах. А затем попытаться продать отдельные фотографии напрямую изданиям. Хотя шанс на это не слишком велик, если только фотографии не являются эксклюзивом. Зато можно просто обращаться в газеты и журналы по электронной почте перед каким-либо мероприятием с предложением снять его для издания. В случае согласия Вы получите соответствующую аккредитацию как фотожурналист.

 Фоторепортаж

Специфика работы средств массовой информации такова, что издание, даже обладая собственной службой с командой профессиональных фотографов, часто использует снимки внештатников и простых любителей фотографии. Став таким внештатником, Вы будете всегда «на глазу» у руководителей издания и сможете познакомить их со своим портфолио. Одновременно Вы будете совершенствоваться в своем мастерстве, снимая различные репортажи, и постепенно, при надлежащем качестве фотографий, сумеете проложить себе дорогу в штат.

Кстати, продавать фотографии актуальных событий можно не только в издания, но и в агентства, у которых различные СМИ покупают снимки. Гонорары за репортажные фотографии могут варьироваться в достаточно широких пределах – в зависимости от значимости события, эксклюзивности материала и других факторов. Зачастую отдельные фотографии покупаются по договорной цене.

Конечно, попасть в штат таких крупнейших российских изданий, как Коммерсант, Ведомости, Известия, Русский Репортерили агентств вроде  ИТАР-ТАСС и РИА Новости – начинающему фотографу крайне сложно. Но всегда есть возможность сотрудничества с изданиями поменьше или специализированными Интернет-ресурсами. Они нередко обращаются именно к внештатным фотографам, а иногда покупают снимки в фотобанках. Однако гораздо лучше, если фотография будет снята специально под конкретный материал, поскольку она уникальна. Поэтому предлагая свои услуги или репортажные снимки таким изданиям, Вы можете рассчитывать на успех.

Главное наладить контакт и познакомить издание с образцами своих работ. Если Ваши фотографии придутся по вкусу сотрудникам издания или журнала, то они свяжутся с Вами. Также существует возможность продавать свои фотографии для полиграфии, снимая, например, известные достопримечательности, животных, пейзажные фотографии, отражающие времена года, или простые человеческие эмоции. Такие снимки постоянно требуются для разнообразных открыток, календарей или рекламных проспектов. Вы можете связаться с издательством, выпускающим подобную продукцию, и предложить им свои фотоработы, либо попробовать договориться снять для них материал на заданную тематику.

Заработок в Интернете

Еще одна возможность для того, чтобы зарабатывать на своем увлечении – это фотостоки и фотобанки в Интернете. Сегодня эта тема набирает популярность, ведь изданиям зачастую гораздо проще приобрести уже готовую фотографию, чем договариваться о съемке с фотографом и потом ждать результата, который далеко не всегда может устроить редакцию. Фотобанк или фотосток – это своеобразный посредник на просторах Интернета между фотографом и потенциальным покупателем его работ. Между фотографом и фотобанком заключается договор, загруженные Вами фотографии выставляются на продажу. При этом сам ресурс обеспечивает их рекламой и в случае покупки фотографии выплачивает Вам комиссионные. Одна и та же фотография может продаваться много раз, тем самым, обеспечивая достаточно неплохой заработок своему автору.

Однако не все так просто. Для серьезного заработка в Интернете необходимо очень большое количество качественных фотографий и много свободного времени для того, чтобы выкладывать готовые снимки на различные фотостоки. Кроме того, фотостоки предъявляют различные требования к качеству размещаемых работ, зачастую эти технические требования оказываются довольно жесткими. Снимок должен быть не только технически безупречен, но Вы также должны угадать с определенной тематикой, чтобы обеспечить эффективные продажи своих работ. То есть снимать необходимо именно под требования конкретного фотостока – например, насыщенные цвета, полное отсутствие шумов, лишних деталей и надписей.

Если удастся понять, какие кадры на стоке пользуются наибольшей популярностью, и постоянно выкладывать свои изображения на фотобанках, то можно неплохо зарабатывать. Даже если не получится регулярно получать серьезный доход с фотостоков, с течением времени, размещая там свои работы, Вы сможете хотя бы отбить деньги за китовый набор фототехники. К числу популярных фотобанков можно отнести, в частности, сайты www.fotolia.com и www.dreamstime.com.

Начинающему фотографу нужно помнить, что поддерживать квалификацию и повышать свое мастерство можно только одним способом – постоянно снимать. Также следует как можно больше и чаще изучать работы известных профессиональных фотографов, чтобы понять, как снимают они. Наверняка, потребуют совершенствования Ваши навыки по обработке снимков средствами графического редактора, ведь нужно не только снять интересную фотографию, но и довести ее до самого высокого уровня, устранив мелкие недостатки. Не нужно забывать и о регулярном обновлении собственной техники. Вероятно, что первые заработки уйдут у Вас на то, чтобы обзавестись более качественным снаряжением.

Можно ли зарабатывать фотографией? Разумеется, да. Однако фотография будет для Вас такой же работой, как и все остальные. Это значит, если у Вас появилось сильное желание зарабатывать своим увлечением, необходимо сначала убедиться в том, что у Вас точно будет достаточно свободного времени, финансовых возможностей для покупки техники и раскрутки своих работ в самом начале пути. В противном случае, занятие фотографией вместо ожидаемой прибыли и удовольствия обернется для Вас лишь горьким разочарованием и кучей потраченных нервов.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)