Сейчас фотомастерские стали привычным явлением для всех людей: они компактные, в них работают только один или два человека, а все фотографии обрабатываются на компьютере. Однако еще 150 лет назад все было совсем по-другому, и первые фотоателье были настоящим производством.

Самые первые ателье, в которых делались фотографии, появились еще в середине 19 века и финансировались они из финансов различных акционерных обществ, которые занимались непосредственно фотоуслугами в данном городе. В одном ателье иногда могло работать до 25 человек, и большая часть из них обрабатывала дагерротипные пластины.

Фотосалон

Самым главным предметом первых фотосалонов был специальный аппарат для съемки и стул, в комплекте к которому нередко шел специальный зажим для головы, который фиксировал клиента в одном положении и не давал ему шевелиться. Этот зажим представлял собой штатив с подвижным кронштейном, который поддерживал голову. Благодаря этому приспособлению многие посетители ателье сравнивали свои чувства от фотографирования с походом к зубному врачу. Зажимами пользовались для того, чтобы клиент не испортил кадр, так как в то время фото-пластины в камерах были слабочувствительными к свету, и для экспонирования кадра требовалось много времени. Сейчас выдержка занимает доли секунды, но в то время она длилась несколько минут.

Помимо штативов использовались разрисованные фоны, которые были не особо разнообразны. Это могла быть обычная квартира в буржуазном стиле или деревенский пейзаж. Некоторые предпочитали морские берега и стены старых средневековых замков. Это вызвало еще больший интерес к фотографированию в салонах, так как людям нравилось сниматься на красивых фонах. Нередко в общую композицию могли включить изображения растений или животных.

фотоателье

Из-за все возрастающей конкуренции и трудоемкости процесса все производство было разделено на циклы и на строго определенные операции, которые выполнялись каждым отдельным служащим ателье. К примеру, известная фотомастерская Надара имела в своем штате 26 человек, так как ателье было довольно крупным и известным. Обязанности распределялись в таком порядке, что хозяину помогал фотограф из Бельгии, сын Надара работал в качестве ассистента, а два других человека проявляли и развешивали по местам отпечатки, которые должны были стать фотографией. Четверо участников этого сложного процесса печатали и затем тонировали снимки, а после них в работу вступали шестеро ретушеров. Далее все материалы передавались для ретуширования так называемых позитивных отпечатков, а три работницы ателье оформляли фотографии. Костюмами и книгами с фото занимались еще две женщины, в качестве прислуги выступали мужчина и четыре женщины. Кроме того, в штате числились и коммерческие агенты с управляющими. На этом примере можно понять, как трудно было делать первые фотографии в ателье.

Зачастую крупные ателье становились отдельной торговой маркой и открывали свои салоны в других городах и даже странах. Так, например, тот же Надар открыл фотоателье в Перу. Кроме его салонов, в Париже были также и другие широкоизвестные ателье, названия которых были именами их владельцев.

Через несколько десятков лет с помощью различных химикатов и новых технических средств делать фотографии стало значительно проще, однако это не означает, что в то время фотографии были плохого качества. Фото, которые были напечатаны на амбротипных и даггеротипных пластинках по качеству до сих пор превосходят многие снимки, сделанные на цифровые фотоаппараты. К сожалению, до наших времен дошло не очень много фотографий тех лет.

Для получения изображения на медной пластине с посеребренной поверхностью использовались пары йода, который создавал на ней очень тонкий слой йодистого серебра, которое «запоминало» снимок. При проявке использовалась ртуть, которая была очень опасна для здоровья человека. Но, тем не мене, и в наше время есть фотографы, которые используют этот метод, так как полученные фотографии выглядят очень красиво и необычно.