Один из залогов успешной портретной фотографии – отделение модели от фона, акцентирование внимания зрителя на лице, улыбке или глазах портретируемого. Достигается такой эффект, в первую очередь, посредством грамотного размытия заднего плана, что придает портретному снимку художественный вид. В этой связи один из наиболее популярных вопросов у новичков состоит в том, как добиться размытого фона на портретном снимке. Вопреки широко распространенному мнению размыть фон можно и без использования дорогостоящей светосильной оптики. Необходимо лишь помнить о некоторых нюансах, обеспечивающих приятное размытие заднего плана.

Факторы, определяющие размытие фона на фотографии

При малой глубине резкости обеспечивается размытие фона на фотоизображении, что позволяет сосредоточить внимание зрителя на портретируемом. Этим приемом активно пользуются профессиональные фотографы, создающие качественные и интересные портретные снимки. Помимо портретной съемки, размытие заднего фона актуально для предметной и макросъемки в зависимости от стоящих перед фотографом задач.

Размытие заднего фона
Фокусное расстояние 300 мм, ISO 200, F6.3, 1/500 c

Можно назвать три фактора, создающих размытие фона на снимке:

— Диафрагма

Наиболее очевидный фактор – это диафрагма, то есть, те самые лепестки внутри оптики, способные изменять размер отверстия, ограничивая проход световых лучей к матрице. Влияние диафрагмы на глубину резкости предельно ясно: чем больше будет открыта диафрагма (минимальное значение f), тем будет меньше глубина резкости, что создаст размытие фона. Например, при f/1.8 резким окажется только то, что размещается в полуметре от модели, все же остальное получится вне фокуса. Наоборот, при f/16 в фокусе получатся предметы, находящиеся уже на почтительном расстоянии от портретируемого. Соответственно, чтобы размыть задний план на портретном фото Вам нужно уменьшить значение f.

— Фокусное расстояние

Фокусное расстояние оптики также влияет на размытие, хотя и менее существенно, нежели диафрагма. При использовании большего фокусного расстояния уменьшается глубина резкости, и фон начинает размываться. Отсюда вытекает следующий вывод – если Вы хотите размыть фон на портретном снимке, то применяйте длиннофокусную оптику или пользуйтесь зумом Вашего объектива для максимального увеличения.

— Расстояние до портретируемого

Наконец, еще один фактор, помогающий создать размытие фона – это дистанция до фотографируемой модели. Чем ближе портретируемый располагается к Вашей фотокамере, тем меньше глубина резкости. Для эффективного размытия заднего фона Вам необходимо, чтобы расстояние от объектива до модели было в несколько раз меньше, чем расстояние до заднего фона. Впрочем, если Вы задействуйте зум для достижения большего фокусного расстояния, то все же следует немного отойти назад, чтобы несколько компенсировать приближение модели зумом.

Итак, для наиболее ярко выраженного и эффективного размытия фона необходимо использовать три вышеперечисленных параметра. При этом значение диафрагмы является наиболее существенным фактором, но не единственным.  Вместо того, чтобы уменьшать диафрагменное число, Вы можете, например, подобрать такое место для съемки, где можно разместить модель как можно дальше от фона. 

IMGP0846
Фокусное расстояние 90 мм, ISO 200, F8, 1/250 c

Техника съемки

Перед тем, как мы перейдем к последовательности действий при проведении портретной съемки с размытием фона, остановимся на фотооборудовании. Некоторые начинающие любители фотографии искренно убеждены, что для получения размытия на фотоизображении обязательно необходимо вооружиться очень приличным фотоаппаратом и дорогостоящим объективом с высокой светосилой. Безусловно, это не более, чем заблуждение. Красиво размытый фон можно создать, даже используя компактную «мыльницу».

Что же касается оптики, то действительно, с качественным светосильным объективом получить на портретном снимке приятное размытие проще. Однако достичь подобного эффекта ведь можно и другими способами – фотографированием с более близкого расстояния или использованием зума.

Впрочем, если Вам нужно более гибко управлять глубиной резкости, то следует обзавестись зеркальным фотоаппаратом и объективом, у которого  большая диафрагма, то есть меньшее число f. Подобное сочетание позволит Вам создать намного больший эффект размытия на своих портретных снимках. В качестве портретного объектива рекомендуется вооружиться оптикой с фокусным расстоянием от 50 до 135 мм. Хорошо подойдет объектив с фокусным расстоянием порядка 85 мм.

Поскольку линзы с большей светосилой стоят довольно дорого, имеет смысл присмотреться к стандартной 50-миллиметровой оптике с диафрагмой f/1.8. Такой объектив также даст хороший эффект размытия. На самом деле строгих рекомендаций по использованию оптики в данной ситуации нет. Одни фотографы предпочитают снимать с использованием 70 – 200 мм зум-объектива, другие же прибегают к помощи 85 мм оптики для создания красивого размытого фона.

Задний фон на фотографии
Фокусное расстояние 200 мм, ISO 800, F8, 1/180 c

Сама техника портретной съемки с размытием фона достаточно проста. Она состоит из следующих последовательных шагов:

1. Прикрепите оптику к Вашей камере и выставите фокусное расстояние настолько большим, насколько сильно Вы стремитесь размыть фон.

2. В настройках фотокамеры установите режим приоритета диафрагмы (Av). Уменьшите диафрагменное число f  практически до минимума. Можно, в частности, использовать диафрагму от f/1.4до f/2.8.

3. Чтобы подчеркнуть эффект размытия, Вы можете отступить немного назад от портретируемого и увеличить масштаб, воспользовавшись зумом.

4. Также для большего эффекта размытия при съемке можно увеличить расстояние между моделью и задним фоном. Подойдите ближе к портретируемому, сфокусировав камеру на лице и основании плеч человека. Не забывайте, что расстояние до объекта съемки – это фактор, который коррелируется с фокусным расстоянием используемой оптики.

5. Теперь все готово и Вы можете сделать портретную фотографию с размытием, оценив полученный результат по ЖК-монитору своего фотоаппарата.

Чтобы научиться создавать качественные портретные фотоизображения с размытием заднего плана, Вам требуется только постоянная практика. Не забывайте, что размытие фона зависит от совокупности трех факторов, перечисленных выше. Поэтому при использовании различных комбинаций диафрагмы, фокусного расстояния и дистанции Вы можете получать примерно одинаковые или, наоборот, резко отличающиеся результаты. Больше экспериментируйте с глубиной резкости – это позволит Вам улучшить художественные качества своих портретных снимков.



1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Забыли кроп-фактор упомянуть. Может я не так что-то где-то прочитал, но кроп-фактор 6 означает, что при значении диафрагмы 3 для вашей камеры это будет равносильно значению 18 для 35-миллиметровой матрицы, т. е. для цифромыльницы с большим значнием кроп-фактора мало что светит. Этот эффект будет проявляться на камерах с размером матрицы от 1/1,7 дюйма и выше. Для мелких матриц о таком эффекте можно забыть. Напомните про фокусное расстояние? Отвечу — для объективов, которыми обладают цифромыльницы, при увеличении фокусного расстояния увеличивается и минимальное значение диафрагмы. Так, при 135 мм минимальное значение диафрагмы уже не 2,8, а 5, что эквивалентно 30 для 35-мм. Не помню, чтобы у меня на мыльнице хоть раз получилось размытие фона. Только на Sony DSC-F717 с размером матрицы 1/1.7

Comments are closed.